Устройство для обучения радиотелеграфистов

 

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕШад РАДИОТЕЛЕГРАФИСТОВ,содержащее последовательно включенные блок задания программы обучения, коммутатор и первьй и второй блоки предъявления информации, последовательно соединенные пульт оператора, блок анализа ответов, кольцевой сдвигающий регистр и индикатор, генератор и блок управления, вход которого подключен , к выходу блока задания программы обучения , а первый выход - к второму входу коммутатора, второй выход которого соединен с вторым входом блока анализа ответов, второй выход пульта оператора подключен к первому входу блока задания программы обучения , отличающееся тем, что, с целью расшфения дидактических возможностей устройства, в него введены два формирователя тактовых импульсов , первые входы которых соединены с вторым выходом блока управления , а вторые входы - с вторыми выходами пульта оператора и блока анализа ответов, вторые входы первоi го и второго блоков предъявления информации подключены к выходу генерато (Л ра, второй и третий входы блока задания программы обучения соединены с выходами первого и второго формирователей тактовых импульсов соответственно , третий вход второго формирователя тактовых импульсов соединен с выходом кольцевого сдвигающего регистра .

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (k9) (!!) А (5!)4 G 09 В 19/26

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3721235/24-24 (22) 02.04.84 (46) 15.10.85. Бюл. N- 38 (72) Н.И.Кудряшов (53) 681.3.071(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Р 654952, кл. G 09 В 19/26, 1978.

Авторское свидетельство СССР

Р 1124368, кл.G 09 В 19/26, 1984.

Авторское свидетельство СССР

У 1121697, кл.G 09 В 19/26, 1984, (54)(57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ

РАДИОТЕЛЕГРАФИСТОВ,содержащее последовательно включенные блок задания программы обучения, коммутатор и первый и второй блоки предъявления информации, последовательно соединенные пульт оператора, блок анализа ответов, кольцевой сдвигающий регистр и индикатор, генератор и блок управления, вход которого подключен к выходу блока задания программы обучения, а первый выход — к второму входу коммутатора, второй выход которого соединен с вторым входом блока анализа ответов, второй выход пульта оператора подключен к первому входу блока задания программы обучения, отличающееся тем, что, с целью расширения дидактических возможностей устройства, в него введены два формирователя тактовых им.пульсов, первые входы которых соединены с вторым выходом блока управления, а вторые входы — с вторыми выходами пульта оператора и блока анализа ответов, вторые входы первого и второго блоков предъявления информации подключены к выходу генератора, второй и третий входы блока задания программы обучения соединены с

I выходами первого и второго формирователей тактовых импульсов соответственно, TðåT»à» вход второго формирователя тактовых импульсов соединен с выходом кольцевого сдвигающего регистра.

1 1! 85

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к обучающим устройствам, и может быть использовано при подготовке радиотелеграфистов распознаванию сиг- налов на фоне помехи на разных этапах обучения.

Цель изобретения — расширение дидактических возможностей устройства и повышение качества обучения радио- 1О телеграфистов за счет выявления и закрепления навыков различения сигналов по скорости телеграфирования и сокращения времени подготовки специалистов высокой квалификации. fS

На чертеже изображена структура устройства для обучения радиотелеграфистов.

Устройство содержит формирователь 1 тактовых импульсов (с ручной регулировкой частоты следования импульсов), формирователь 2 тактовых импульсов (с автоматической регулировкой частоты следования импульсов), блок 3 заданий. программы д обучения, включающий формирователи 4 и 5 кодов Морзе, блок 6 управления, коммутатор 7, блоки 8 и 9 предъявления информации, генератор 10 (звуковой — тональной частоты), блок 11 анализа ответов и регистрации результата, пуль 12 оператора, кольцевой сдвигающий регистр 13 и индикатор 14.

Блок 6 содержит формирователи 15 и 16 импульса паузы, элементы И 17 и 18 и формирователь 19 случайной последовательности импульсов.

Коммутатор 7 содержит элементы И 20, 21, 22 и 23, триггер 24 и элементы ИЛИ 25 и 25. 40

Блоки 8 и 9 содержат аналоговые ключи 27 и электроакустические преобразователи 28.

Блок 11 содержит элементы И 29,

30 и 31, элементы ИЛИ 32 и 33, элемент ЗАПРЕТ 34, счетчик 35 правильных ответов, счетчик 36 ответов, счетчик 37 циклов и индикатор 38

"Первый этап", "Второй этап". Я

Пульт 12 оператора включает кнопку 39 "Пуск" и кнопки 40 и 41 "Ответ".

При работе с устройством испытуемому предлагают из двух передава- $5 емых одновременно последовательностей знаков кода Морзе, различающихся по скорости передачи, опреде369 г лить по предъявленным звуковым об разцам знаков последовательность с . номинальной скоростью приема, достигнутой обучаемым, отмечая местонахождения каждого знака этой последовательности нажатием соответствующей кнопки, Подготовка устройства к работе сводится к установке в каждом формирователе 4 и 5 с помощью переключателей (на чертеже не показано) одинаковых последовательностеи из разных знаков кода Морзе, одна из которых, предъявляемая со скоростью передачи, равной номинальной скорости.приема обучаемого, явлется основной, а другая, имеющая меньшую скорость передачи, — мешающей. Ручным регулятором устанавливают одновременно частоту следования импульсов формирователя 1 равной номинальной скорости приема обучаемого и минимальную частоту следования импульсов формирователя 2, на 5 гр/мин меньшую номинальной скорости приема обучаемого, например 18-13 гр/мин (выбирая из скоростей 13-8, 14-9, 22-17 гр/мин).

Устройство работает следующим образом.

При включении питания устанавливаются в исходное состояние счетчики 35, 36 и 37, в первое положение— сдвигающий регистр 13 и индикатор 14, Запускается генератор 10, подавая звуковую частоту на входы блоков 8 и 9. На индикаторе 14 горит первая лампочка, сигнализирующая о разности между скоростями. передачи знаков, равной 5 гр/мин.

Пусть на первом выходе триггера 24 в данный момент времени имеется единичный потенциал, а на втором выходе — нулевой. Единичный потенциал с первого выхода триггера 24 подается на вторые входы элементов 20 и 22 и йа входе элемента 29 блока 11.

Запуск устройства для предъявления сигналов (знаков) на опознание осуществляют нажатием кнопки 39

"Пуск" ° Импульс с ее выхода поступает на входы формирователей 1 и 2 и запускает их, а также подается на входы формирователей 4 и 5., обеспечивая. подготовку первых знаков в каждом из них для выдвижения.

Тактовые импульсы с выхода формирователя 1 поступают на формирова3 1185 тель 4 с большей частотой, чем тактовые импульсы с выкода формирователя 2 на формирователь 5. Следовательно, последовательное выдвижение двоичной кодовой комбинации 5 знака с выхода формирователя 4 осуще.ствляется с большей скоростью (18 гр/мин), чем с выхода формирователя 5 (13 гр/мин). Кодовые комбинации знаков с выходов формировате- 10 лей 4 и S подаются соответственно на входы формирователей 15 и 16 и входы элементов 20 и 22. С выхода последних комбинаций знаков поступают на управляющие .входы ключей 27 соответственно, на информационные входы которых поступает тональная частота с выхода генератора 10. В электроакустических преобразователях 28 звучат мелодии знаков различной скорос- 20 ти передачи.

Обучаемый, прослушивая одновременно оба сигнала, определяет, в каком преобразователе 28 звучит мелодия знака кода Морзе с большей скоростью (номинальной скоростью приема обучаемого) и нажимает соответствующую кнопку — 40 или 41.

При правильном ответе (в нашем примере основной сигнал поступает З0 в блок 8) импульс с выхода кнопки 40 поступает на первый вход элемента 29, на второй вход которого подается единичный потенциал с первого выхода триггера 24, и через элемент 32 — на вход счетчика 35, который зафиксирует правильный ответ. Одновременно импульс с выхода кнопки 40 проходит через элемент 33 и поступает на информационный вход элемента 34 и вход счетчика 36. Счетчик 36 зафикси40 рует ответ;

Во время паузы между знаками на выходах формирователей 15 и 16 появляются импульсы, которые поступают на входы элементов 17 и 18.

Импульс с выхода элемента 18 выключает формирователи 1 и 2. Если в это время с выхода формирователя 19 также поступает "1" на вход элемента 17, то на его выходе появляется

50 единичный потенциал, который, поступая на счетный вход триггера 24, изменяет его состояние: на первом выходе будет "0", на втором выходе—

ll i

Так как на запрещающий вход элемента 34 подан нулевой потенциал

369 4 с выхода счетчика 36, то после ответа обучаемого импульс с его выхода поступает на вторые входы формирователей 4 и 5, осуществив перевод их в следующее положение (на вторые знаки последовательности), и включает формирователи 1 и 2, обеспечив выдвижение вторых знаков, с выходов формирователей 4 и 5. При этом знак основной последовательнос- . ти будет подан на второй электроакустический преобразователь, а мешающей — на первый.

Обучаемый, прослушивая сигналы обеих последовательностей, снова определяет местонахождение основного знака и нажимает соответствующую кнопку.

Если обучаемый правильно опознал все знаки основной последовательности, то на выходах счетчиков 35 и

36, емкость которых равна числу знаков в последовательности, появляются импупьсы переполнения. Эти импульсы, приложенные к входам элемента 31 ° обеспечивают появление импульса на его выходе, который, поступив на sxop регистра 13, переводит его во второе положение, изменив (увеличив) частоту следования тактовых импульсов с выхода генератора 2 и 1 гр/мин- В индикаторе 14 загорается вторая лампочка, которая показывает, что разность в скоростях передачи знаков кода Морзе составляет 4 гр/мин. Импульс- переполнения с выкода счетчика 35 одновременно поступает на запрещающий вход элемента 34 и предотвращает запуск формирователей 1 и 2 и перевод формирователей 4 и 5 в первое положение, а также возвращает счетчики 35 и 36 в исходное состояние.

Обучаемый снова нажимает кноп ку 39 "Пуск" и аналогично указанному вйше производит опознание знаков основной последовательности при разности в скоростях передачи,. равной

4 гр/мин. При правильном опознании основной последовательности во втором цикле переходят к третьему циклу, уменьшая разность в скоростях передачи каждый раэ на 1 гр/мин.

При неправильном ответе последний будет зафиксирован только счетчиком 36 и по окончании цикла (предьяв» пении всей последовательности) только на одном входе элемента 31 будет единичный потенциал. Следовательно, регистр 13 не изменяет своего положе1185369

ВНИИПИ Заказ 6370/47 ТиРаж 451 Подписное

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 ния частота следования тактовых импульсов с формирователя 2 остается прежней и обучаемому повторно предъявляются последовательности знаков кода Морзе с той же разностью в скоростях передачи. В остальном работа элементов схемы аналогична указанному выше.

По окончании шестого цикла импульс переполнения с выхода счетчика 37 поступает на индикатор 38 "Первый этап". Обучаемый (руководитель) по индикатору 14 определяет степень различения им (обучаемым) скорости телеграфирования и совершает соответствующие дейсгвия. Если горит шестая лампочка на индикаторе 14, то номинальную скорость приема увеличивают, если горят первая †трет лампочки, то номинальную скорость приема уменьшают; в обоих случаях устройство переводят в исходное состояние и начинают тренировку сначала. р5

Если горят четвертая, пятая лампочки на индикаторе 14, то продолжают отработку навыка различения знаков на той же скорости приема "Второй этап" {тренировка продолжается) .

Использование изобретения в устройствах для обучения радиотелеграфистов позволяет повысить качество обучения за счет развития способности у обучаемых вести уверенный прием в условиях различных по виду, но близких по характеру и структуре помех путем выявления н закрепления навыка различения сигналов (знаков кода Морзе) по скорости телеграфирования. При этом выявление навыка различения сигналов может производиться от начального этапа обучения (малых скоростей) до достижения высоких скоростей приема на заключительном этапе путем восприятия целостного звучания знака, его "мелодии .

Выявление, навыка различения сигналов по скорости телеграфирования на каждом этапе обучения позволяет судить о степени подготовленности обучаемого к ведению слухавог радиоприема в реальных условиях и принять меры к его закреплению при переходе от этапа к этапу путем систематических тренировок на предлагаемом устройстве. Это дает возможность в более короткие сроки подготовить высококвалифицированньгх специалистов.

Устройство для обучения радиотелеграфистов Устройство для обучения радиотелеграфистов Устройство для обучения радиотелеграфистов Устройство для обучения радиотелеграфистов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автоматике, в частности к тренажерам, и может быть использовано для подготовки радиотелеграфистов передаче в ключе

Изобретение относится к обучающим устройствам

Изобретение относится к обучаю- upiM устройствам и может быть использовано при обучении радиотелеграфистов приему на слух
Наверх