Муфта сцепления
1. МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ, содержащая установленное на ведущем валу ведущее звено, вьшолненное в виде зубчатого колеса и концентрично расположенных втулки и стакана,, связанных между собой посредством ленточных пружин, ведомое звено, содержащее ведомьш вал и установленную на нем с возможностью осевого перемещени ведомую зубчатую полумуфту , и синхронизирующий узел в виде подпружиненного фрикционного диска, расположенного на ведомом валу между взаимообращенными торцами полумуфты и колеса с возможностью взаимодействия с ведущим звеном, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности и увеличения скорости включения путем уменьшения времени синхронизации, зубчатое, колесо ведущего звена жестко связано со втулкой, а стакан установлен на ведущем валу. 2. Муфта по п. 1, отлича ющ а я с я тем, что.она снабжена корпусом, стакан, втулка и ведомый S вал установлены в корпусе на подшипниках , а взаимообращенные торцы (Л втулки и ведомого вала выполнены с центральными коническими гнездами, . в которых расположен центрирующий элемент в виде шарика.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК..)SU
{51) 4
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н ABTOPGHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ и
ГОСУДЯРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3715042 «25-27 (22) 26 ° 03; 84 (46) 07, 10. 85. Бюл. h"- 37 (72) В. В. Карасев (53) 621. 825. 5(088. 8) (56) Авторское свидетельство СССР
У 977858, кл. Е 16 D I 1/ОО, 1981 ° (54) (57) 1 ° МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ, содержащая установленное на ведущем валу ведущее звено, выполненное в виде зубчатого колеса и концентрично расположенных втулки и стакана, связанных между собой посредством ленточных пружин, ведомое звено, содержащее ведомый вал и установленную на нем с возможностью осевого перемещения ведомую зубчатую полумуфту, и синхронизирующий узел в виде подпружиненного фрикционного диска, расположенного на ведомом валу между взаимообращенными торцами полумуфты и колеса с возможностью взаимодействия с ведущим звеном, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности и увеличения скорости включения путем уменьшения времени синхронизации, зубчатое колесо ведущего звена жестко связано со. втулкой, а стакан установлен на ведущем валу.
2. Муфта по п. 1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что.она снабжена корпусом, стакан, втулка и ведомый вал установлены в корпусе на подшипниках, а взаимообращенные торцы втулки и ведомого вала выполнены с центральными коническими гнездами, в которых расположен центрирующий элемент в виде шарика.
1183748
glue 2
Изобретение относится к машиностроению.
Цель изобретения — повышение надежности и увеличение скорости включения муфты сцепления путем уменьшения времени синхронизации.
На фиг. 1 изображена муфта сцепления, общий вид,продольный разрез, на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1.
Муфта сцепления состоит из ведущего звена, включающего зубчатое колесо i втулку 2, установленную концентрично стакану 3 с возможностью поворота относительно последнего на подшипнике 4 и связанную с ним посредством нескольких ленточных пружин 5, ведомого звена, состоящего из ведомой зубчатой полумуфты 6, установленной на ведомом шлицевом валу 7 с возможно тью осевого перемещения, и синхронизирующего узла, выполненного в виде фрикционного диска 8, установленного на ведомом шлицевом валу между взаимообращенными торцами зубчатых полумуфты и колеса, с возможностью осевого перемещения. Фрикционный диск 8 подпружинен относительно ведомой полумуфты 6 посредством пружины 9 и установлен с возможностью взаимодействия с ведущим звеном. Зубчатое колесо 1 жестко соединено с втулкой 2. Стакан 3,„ втулка 2 и ведомый вал 7 установлены на подшипниках 10 в корпусе 11.
Между торцами втулки 2 и вала 7 расположен центрирующий элемент в виде шарика 12, установленного в конических гнездах.
Муфта сцепления работает следующим образом.
Включение муфты производится перемещением в осевом направлении полумуфты 6, при этом перемещение через пружину 9 передается на диск 8, который вступает во взаимодействие с торцом зубчатого колеса 1. При фрикционном контакте диска 8 с зубчатым колесом 1 происходит его торможение с одновременной закруткой ленточных пружин 5 на втулку 2 и постепенный разгон ведомого вала 7.
Благодаря этому угловые скорости полумуфт уравниваются, способствуя безударному сцеплению зубьев полумуфт, а подшипники 10 и центрирующий элемент 12 обеспечивают соосность и жесткость системы.
Избыток энергии, накопленный в спиральных ленточных пружинах 5 во время торможения и сцепления зубчатого колеса 1 с ведомой полумуфтой 6 и уравнивания крутящих моментов между стаканом 3 и ведомым валом 7, постепенно передается ведомому валу 7, увеличивая его частоту вращения, при этом муфта сцепления обладает большим КПД и надежностью.
Уменьшение времени синхронизации по отношению к известной муфте обеспечивается вследствие более
ЗО эффективного использования синхронизирующего узла, в частности фрикционного диска 8, так как в данном случае ему приходится затормаживать элемент устройства с меньшим моментом инерции, т.е. втулку 2.
Выключение муфты производится отводом полумуфт 6.
Предлагаемая муфта позволяет сцеплять валы на ходу при большой
40 разности угловых скоростей, гасить крутильные колебания и динамические нагрузки, работая в условиях вибрации.
А-,4
ВНИИПИ Заказ 6253/38
Тираж 897 Подписное
Филиал ППП "Патент", г.Ужгород,ул.Проектная, 4

