Зарядное устройство для электростатического ускорителя
ЗАРЯДНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭЛЕКТРОСТАТИЧЕСКОГО УСКОРИТЕЛЯ, содержащее ленточный транспортер с ведущим и валами и экраиирующие стержни, расположенные с двух сторон зарядонесуцей части лентЫ| отличающееся тем, что, с целью повышения долговечности устройства, плоская часть зарядонесУцеЙ части ленты расположена под острым углом к плоскости симметрии эаэора, образованного экранирующими стержнями, и пересекает ее ,в среДией части. «Л
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН
il9I (III
SU с1йа Н 05 Н 5/04
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
flo делАм изОБРетений и ОтнРытий
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
ВСЕСОВИЙ й!
13,,:",,,И
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ВИБЛМд Е А (21) 3612234/24-21 (22) 29,06.83 (46) 07.07.86, Бюл. 9 25 (72) Л.И,Пивовар и К.М.Хургнн (53) 621.384.6 (088.8) (56) Ускорители. Под. ред. Яблокова Б.Н. М.: Госатомиэдат, 1962, с. 95.
Романов В.А. и др. Опыт эксплуатации высоковольтных ускорителей в ФЭН, ВАНТИ, сер. "Общая и ядерная фиэика" в. 2(3), ХФТИ, Харьков, 1980, с. 3 - 7. (54) (57) ЗАРЯДНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ
ЭЛЕКТРОСТАТИЧЕСКОГО УСКОРИТЕЛЯ, содержащее ленточный транспортер с ведущим и ведомым валами и экранирующие стержни, расположенные с двух сторон эарядонесущей части ленты, отличающееся тем, что, с целью ловы" щения долговечности устройства, плоская часть эарядонесущей части ленты расположена под острым углом к плоскости симметрии эаэора, обраэованного экранирующими стержиямн, и пересекает ее,в средней части.
l 1 81
Корректор А.Тяско
Техред Л.Олейник
Редактор А. Юркова
Заказ 3724/1 Тираж 765
ВНИИПИ Государственно?о комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Подписное
Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4
Изобретение относится к ускорительной технике, а именно к электростатическия ускорителям, работающим в сжатих газах и заряжаемым ленточным транспортером зарядов с ведущим и ведомый валами, Цель изобретения — понъппение долговечности устройства путем уменьшения прогиба ленты транспортера при работе при повьппенных напряжениях 10 иа.нысоковольтном кондукторе., На чертеже приведена схема заряд-. ного устройства, Ленточный транспонтер зарядов состоит иэ ленты 1, ведущего 2 и недо- 15 мого 3 валов. С двух сторон половины ленты, несущей заряд (на чертеже левая половина ленты), расположены экранирующие стержни 4. Устройство - " размешено на опорной изолирующей ке- 20 лонне (на чертеже не показана) с эквипотеициальныии кольцами 5., Конкретный вариант описываемого зарядного устройства был установлен в компактной:: электростатическом ус- 25 корителе ЭСУ-2 с потенциалом на кондукторе до 2 МВ, при длине колонны и ускоряющей трубке 1000 мм. Ведущий вал Z имеет диаметр 81 мм, недомый нал 3 - диаметр 95 ми (с учетом 30 толщины ленты 1,5 мм),.Благодаря различию в диаметрах ведущего и ве домого валов плоская часть половины.: ленты 1, несущей заряд, расположена под углом оС равным 0,4, к продоль- о ной срединной пл8скости зазора (на чертеже изображена штрих-пунктирной линией),. образованного экранирующими стержняин 4, и пересекает ее в средней части. Величина зазора между экранирующими стержнями составляет 25-26 мм. Описываемое зарядное устройство установлено взамен зарядного устройства компактного ускори512 2 теля, у которого недущий и ведомый валы были одинакового диаметра, равного 82 мм, так что полонина лентЫ
4» несущая заряд, расположена при- . мерно в середине зазора, образованного экранирующими стержнями 4.
Зарядное устройство работает следующим образом.
От источников зарядов (на чертеже не показан) заряд передается на ленту 1, в ее нижнюю часть слева, При вращении ведущего 2 и ведомого
3 валов несущая заряд половина ленты проходит в зазоре между экраиирующими стержнями 4, электрически соединенными с экнипотенциальными кольцами 5, В верхней части устройства заряд с ленты 1 снимается и пе-редается на кондуктор (на чертеже не показан) . При прохождении левой половины ленты 1, несущей заряд, в зазоре между экранирующими стержняии 4, лента вначале, до места пересечения со срединной плоскостью, отклоняется под действием электростатических сил внутрь (вправо), а затем, после прохождения места пересечения со срединной плоскостьюнаружу (влево). Поскольку длины участков ленты, на которые действуют силы, отклоняющие их от положения равновесия, уиеньшены, то соответственно стрелы прогибов этих участков ленты будут меньше стрелы прогиба ленты 1, когда она параллельна зазору, образованному экранирующими стержнями 4. Благодаря этому лента в целом находится в более устойчи вом положении и не происходит ее биения об экранирующие стержни 4, особенно при повьппенных напряжениях на высоковольтном кондукторе, что и обеспечивает повьппение долговечности устройстна.

