Вторичный регулятор топливоподачи дизель-генератора переменного тока
ВТОРИЧНЫЙ РЕГУЛЯТОР ТОПЛИВОПОДАЧИ ДИЗЕЛЬ-ГЕНЕРАТОРА ПЕРЕМЕННОГО ТОКА, содержащий последовательно соединенные ключ и серводвигатель , последовательно соединенные датчик отклонения регулируемого параметра , управляемую интегрирующую RC-цепочку, релейный усилитель мощности и элемент с памятью, выход которого соединен с управляющим входом управляемой интегрирующей RC-цепочки , отличающийся тем, что, с целью повышения быстродействия , точности и надежности регулятора , управляющий вход ключа соединен с выходом релейного усилителя (Л мощности. СХ) 00 4 О
СОЮЗ COBETCHHX
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН
„„SU,, 118084 (51)4 С 05 В 11/14
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3722291/24-24 (22) 05.04. 84 (46) 23.09.85. Вюл. Ф 35 (72) Ф.А. Широбоков (71) Всесоюзный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт электроагрегатов и передвижных электростанций "ВНИИЭлектроагрегат" (53) 62-50(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
У 196975, кл. G 05 В 11/16, 1967.
Авторское свидетельство СССР
У 1121649, кл. G 05 В 11/14, 1983.
Иарголин Ш.M. и Гуров А.С. Функциональные узлы схем автоматического управления. — M.: Энергоатомиздат, 1983, с. 41.
Нетушил А.В.Динамика релейных систем с отрицательным гистерезисом.—
Электричество, 1977, Ф 2, с. 32 — 36. (54) (57) ВТОРИЧНЫЙ РЕГУЛЯТОР ТОПЛИВОПОДАЧИ ДИЗЕЛЬ-ГЕНЕРАТОРА ПЕРЕИЕННОГО ТОКА, содержащий последовательно соединенные ключ и серводвигатель, последовательно соединенные датчик отклонения регулируемого параметра, управляемую интегрирующую
EC-цепочку, релейный усилитель мощности и элемент с памятью, выход которого соединен с управляющим входом управляемой интегрирующей ЙС-цепоч- . ки, отличающийся тем, что, с целью повьппения быстродействия, точности и надежности регулятора, управляющий вход ключа соединен с выходом релейного усилителя мощности.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ф
llO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ /
jö
840!
tH„, = tf+K1x
1 1180
Изобретение относится к релейноимпульсным системам регулирования, в частности к системам с использованием двухзначных характеристик с отрицательным гистерезисом переменной ширины, и может быть использовано в передвижной энергетике для построения вторичных регуляторов топливоподачи дизель-генераторов.
Цель изобретения — повышение быстродействия, точности и надежности вторичного регулятора.
На фиг. 1 приведена блок-схема предлагаемого вторичного регулятора топливоподачи дизель-генератора переменного тока; на фиг.2 — вид управляющего воздействия на серводвигатель для отклонения одного знака; на фиг.3 — диаграмма состояний ключа управляемого элемента. 20
Вторичный регулятор содержит ключ 1 и серводвигатель 2, датчик 3 отклонения регулируемого параметра, ;управляемую интегрирующую К-цепочку 4, релейный усилитель 5 мощности и элемент 6 с памятью при включении и отключении.
Управляемая интегрирующая R< -цепочка содержит резисторы 7 и 8, конденсатор 9 и второй ключ 10.
Постоянная времени этой цепочки определяет крутизну роста паузы между импульсами при уменьшении отклонения в зоне опережающей петли, а также время перезаряда конденсатора
9 при смене знака отклонения. Время
35 перезаряда конденсатора интегрирующей цепочки определяет время нечувствительности вторичного регулятора к переходу отклонения через ноль, 40 что важно при построении быстродействующих вторичных регуляторов, не реагирующих на колебания регулируемой величины около установившегося значения вследствие колебательности
45 первичного регулятора топливоподачи.
При этом резистор 7 включает в себя внутреннее сопротивление датчика 3 отклонения.
На фиг. 2 диапазон отклонений Π— 50
mb соответствует нечувствительности регулятора, mb-b — наибольшей ширине опережающей петли.
На фиг. 3 через U „ обозначено напряжение на элементе с памятью, 55 а через g< — проводимость ключа 10, Время t равно времени спадания динамического момента дизеля (превышения движущего момента над моментом сопротивления) до нуля в зоне нечувствительности регулятора, а время — минимально допустимой длительности импульса на серводвигатель.
Время t < Р t и не превышает.для дизель-генераторов 1 с.
Работа вторичного регулятора. топливоподачи проходит следующим образом 4
При скачкообразном возмущении, например при набросе нагрузки на дизель-генератор, на выходе датчика 3 появляется скачок напряжения, конденсатор 9 (фиг.1) быстро заряжается до уровня mb (фиг.2) и на выходе усилителя 5 скачком появляется напряжение UH д, от которого. открывается вых ключ, подсоединяя серводвигатель к источнику питания и запитывая элемент
6 с памятью Uв„ (фиг.3).
ВХ 6
Отклонение начинает. уменьшаться.
Через t = t< замыкается ключ 10 и его проводимость скачком увеличивается от О до 1 (фиг.3).
Резистор 8 с задержкой, равной постоянной разряда RC -цепочки, увеличивает чувствительность усилителя
5 до величины b. При уменьшении х до
Ь усилитель 5 закрывается, а ключ 1 размыкается, серводвигатель 2 останавливается. Элемент 6 сохраняет замкнутое состояние ключа 10 еще в те чение времени . 3a это время ди-. зель-генератор входит в зону О-лЬ. и его выбег становится равным нулю.
После этого ключ 10 размыкается.и уровень включения усилителя 5 снова становится равным mb.
Таким образом, задавая в элементе с памятью требуемые времена tt u можно обеспечить один интервал постоянства управляющего воздействия на серводвигатель при различных дизель-генераторах и серводвигателях.
При этом обеспечиваются максимальные быстродействие, точность и надежность вторичного регулятора.
Если значение модуля производной отклонения в пределах mb-Ь оказывается меньше заданной величины, которая задается временем, то в диапазоне отклонения b-mb вторичный регулятор формирует импульс длительностью
1180840
1,па ъь < 2х
15
ФигЗ
Фиг.2
Составитель П. Кудрявцев
Редактор Е. Папп Техред З.Палий Корректор В. Синицкая
Заказ 5922/45 Тираж 862 Подписное
ВНИИПИ государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4 з где К вЂ” коэффициент пропорциональности, После импульса последует пауза длительностью где К вЂ” коэффициент пропорциональ2 ностие
Если за время действия импульса и паузы отклонение не выходит в зону О-mb, то аналогично формируются другие импульсы.
Импульсное питание серводвигателя 2 снижает его скорость, т.е. в этом случае он работает как серводвигатель с переменной скоростью, что позволяет всегда обеспечить монотонную или апериодическую устойчивость.
Благодаря выбору времени tg только в соответствии с постоянной трогания серводвигателя исключается режим, когда серводвитатель не реагирует на импульсы, что повышает точность регулятора и его надежность, Изображенный на фиг. 1 вторичный регулятор осуществляет односторон30 нее регулирование, например разгрузку перегруженного электроагрегата при параллельной работе его c другими недогруженными электроагрегатами.
В этом случае уровень. отклонения х = mb соответствует номинальной нагрузке электроагрегата.
Для двунаправленного (трехпозиционного) регулирования топливопода,чи релейный усилитель 5 мощности должен быть дифференциальным, т.е. иметь выход для управления вторым двухсекционным ключом, реверсирующим серводвигатель, а элемент 6 с памятью должен быть подключен к выходам релейного усилителя 5 мощности, через диодную схему ИЛИ.
В качестве датчика 3 отклонения регулируемого параметра может использоваться или аналоговый или цифровой измеритель с цифроаналоговым преобразователем.
Настраивается вторичный регулятор следующим образом.
Для выставления параметра t в элементе 6 создают минимальное отклонение, превышающее нечувствительность вторичного регулятора; а затем увеличивают t< от О до величины,.при которой вал серводвигателя,трогается с места и уменьшает отклонение до зоны нечувствительности.
Для настройки параметра Е элемен2. та 6 делают.наброс нагрузки на дизель-генератор и подбирают. такое время t, при котором.не происходит повторного включения серводвигателя после его отключения при отклонении, равном в (фиг.2), а отклонение уменьшается до нуля.


