Вихревая турбомашина
1. ВИХРЕВАЯ ТУРБОМАШИНА, содержащая корпус с входным и выходным патрубками и размещенным между ними отсекателем и установленное в корпусе рабочее колесо, отличающаяся тем, что, с целью повышения КПД, турбомашина дополнительно содержит по меньщей мере однозаходную спираль, выполненную в форме закрытого геликоида и размещенную во входном патрубке. 2. Турбомащина по п. 1, оличающаяся тем, что спираль снабжена механизмом изменения шага последней, одна из кромок спирали жестко связана с патрубком, а другая - кинематически связана с механизмом изменения шага. (Л со ю
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„„Я0„„1170192 (51)4 F 04 D 17/06, 5/00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
l ю
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3695446/24-06 (22) 19.01.84 (46) 30.07.85. Бюл. № 28 (72) В. Н. Хмара, В. В. Бурлай, М. А. Радугин, В. Н. Сергеев и Л. Н. Белотелова (71) Ордена Ленина, ордена Октябрьской
Революции и ордена Трудового Красного
Знамени МВТУ им. Н. Э. Баумана (53) 621.438.9(088.8) (56) I. Авторское свидетельство СССР № 958711, кл. F 04 D 17/06, 1980.
2. Авторское свидетельство СССР № 436924, кл. F 04 D 5/00. (54) (57) I. ВИХРЕВАЯ ТУРБОМАШИНА, содержащая корпус с входным и выходным патрубками и размещенным между ними отсекателем и установленное в корпусе рабочее колесо, отличающаяся тем, что, с целью повышения КПД, турбомашина дополнительно содержит по меньшей мере однозаходную спираль, выполненную в форме закрытого геликоида и размещенную во входном патрубке.
2. Турбомащи на по п. 1, оличающаяся тем, что спираль снабжена механизмом изменения шага последней, одна из кромок спирали жестко связана с патрубком, а другая — кияематически связана с механизмом изменения шага.
1170192
1виг.2
Составитель Ю. Антипов
Техред И. Верес Корректор И. Самборская
Тираж 586 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений н открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Редактор Т. Парфенова
За каз 4689/33
Изобретение относится к турбомашиностроению, в частности к вихревой турбомашине.
Известна вихревая турбомашина, содержащая корпус с входным и выходным патрубками и размещенным между ними отсекателем и установленное в корпусе рабочее колесо (1).
Однако такое выполнение турбомашины имеет относительно малый КПД ввиду значительной затраты энергии на закрутку потока на рабочем колесе.
Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому эффекту к изобретению, является вихревая турбомашина, содержащая корпус с входным и выходным патрубками и размещенным между ними отсекателем и установленное в корпусе рабочее колесо (2) .
Данная вихревая турбомашина не обеспечивает высокого КПД вследствие недостаточной организации потока на входе в рабочее колесо.
Цель изобретения — повышение КПД.
Указанная цель .достигается тем, что вихревая турбомашина содержит корпус с входным и выходным патрубками и размещенным между ними отсекателем и установленное в корпусе рабочее колесо, причем турбомашина дополнительно содержит по меньшей мере однозаходную спираль, выполненную в форме закрытого геликоида и размещенную во входном патрубке.
Кроме того, спираль снабжена механизмом изменения шага последней, одна из кромок спирали жестко связана с патрубком, а другая — кинематически связана с механизмом изменения шага.
На фиг. 1 показана вихревая турбомашина, поперечный разрез; на фиг. 2 — сечение А — А на фиг. 1.
Вихревая турбомашина содержит корпус
1 с входным 2 и выходным 3 патрубками и размещенным между ними отсекателем 4 и установленное в корпусе 1 рабочее колесо
5. Турбомашина дополнительно содержит однозаходную спираль 6, выполненную в форме закрытого геликоида и размещенную во входном патрубке 2. Геликоид может быть прямым или косым. Спираль 6 может быть снабжена механизмом изменения шага последней.
Одна из кромок 7 спирали жестко связана с патрубком 2, а другая (кромка 8) кинематически связана с механизмом изменения шага, выполненным в виде рейки 9, установленной на опорах 10 с возможностью осевого перемещения, причем рейка 9 жестко связана с кромкой 8 спирали 6 и через
20 зубчатое колесо 11 с приводом 12 и фрикционным тормозом 13. Рейка 9 подпружинена в осевом направлении упругим элементом 14.
При работе вихревой турбомашнны газ входит во входной патрубок 2 и, проходя через спираль 6, получает предварительную закрутку и поступает на рабоее колесо 5.
При необходимости изменения производительности турбомашины, перемещая рейку
9, меняют шаг спирали 6. зо
Предлагаемое выполнение вихревой турбомашины обеспечивает оптимальный вход газа в рабочее колесо в широком диапазоне работы турбомашины, что способствует повышению КПД.