Буровое шарошечное долото
БУРОВОЕ ШАРОШЕЧНОЕ ДОЛОТО, содержащее секции с цапфами, на каждой из которых посредством шарикового замкового подшипника, расположенного у основания цапфы, среднего конического и концевого роликовых подшипников установлена шарошка, отличающееся тем, что, с целью повьшения стойкости опоры долота за счет оптимального распределения нагрузки между подшипниками, концевой роликовый подшипник выполнен коническим, причем угол наклона осей роликов концевого подшипника к оси цапфы меньше, чем у среднего а расстояния от оси долота до точек пересечения осей роликов подшипников с осью цапфы связаны с диаметром долота D зависимосимостью -- 0,03 - 0,015; S ,05-0,10, где ац и а - расстояния от оси долота до точек пересечения осей роликов соответственно концевого и среднего подшипников, с осью цапфы.
СОЮЭ СОВЕТСНИХ
РЕСПУБЛИН (51) 4
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
flO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТ
К ABTOPCHGMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
003 -0015
D и t — — 005-0 1О ас
П У
У (21) 3704546/22-03 (22) 27.02.84 (46) 30.07.85. Бюл. N - 28 (72) Г.И.Матвеев, В.П.Браженцев, П.И.Сопин и В.Л.Богданов (71) Всесоюзный ордена Трудового
Красного Знамени научно-исследовательский институт буровой техники (53) 622.24.051.55 (088.8) (56) Патент США И 212604 1, кл. 308-8.2, опублик. 1938.
Авторское свидетельство СССР
Ф 184202, кл. E 21 В 10/22, 1965. (54)(57) БУРОВОЕ ШАРОШЕЧНОЕ ДОЛОТО, содержащее еекции с цапфами, на каждой из которых посредством шарикового замкового подшипника, расположенного у основания цапфы, среЯнего конического и концевого роликовых подшипников установлена шарошка, о т— л и ч а ю щ е е с я тем, что, с
„„Я0„„1 37О1ОВ A целью повышения стойкости опоры долота за счет оптимального распределения нагрузки между подшипниками, концевой роликовый подшипник выполнен коническим, причем угол наклона осей роликов концевого подшипника к оси цапфы меньше, чем у среднего, а расстояния от оси долота до точек пересечения осей роликов подшипников с осью цапфы связаны с диаметром долота D зависимосимостью где а„ и ас — расстояния от оси долота до точек пересечения осей роликов соответственно концевого и среднего подшипников, с осью цапфы.
1170108
Изобретение относится к буровой технике, а именно к конструкции породоразрушающего инструмента — шарошечного долота, предназначенного для бурения скважин и нефтяной, газовой 5 и горнорудной промьппленности.
Целью изобретения является повышение стойкости опоры бурового шарошечного долота за счет оптимального распределения нагрузки между подшипниками в процессе бурения.
На фиг. 1 схематически изображено буровое шарошечное долото.
Долото состоит из секций 1, сварен. ных между собой в один корпус.Для эф- 15 фективной очистки забоя долото имеет комбинированную систему гидромониторной промывки, включающую центральную насадку 2 и по меньшей мере две периферийные насадки 3. 20
Вооружение шарошек 4 выполнено твердосплавными зубками 5 известных форм с увеличенной высотой рабочих головок или стальными фрезерованными зубьями, армированными зерновым 25 . твердым сплавом.
Конструкция опоры выполнена в виде совокупности шарикового замкового подшипника 6, расположенного у основания цапфы 7, и двух конических ро-. gg ликовых подшипников 8 и 9, расположенных в средней части цапфы и на конце °
Шарики вводятся в опору через отверстие замкового пальца 10 на спинке лапы. Оси роликов среднего и концевого конических подшипников пересекают ось цапфы на расстояниях от оси долота Ф и
Долото работает следующим образом, и
При бурении на корпус долота со стороны вращающейся колонны бурильных труб или шпинделя забойного двигателя передается крутящий момент и осевая йагрузка. Подводимая к долоту мощность передается от корпуса 1 на шарошки 4, .которые перекатываясь по забою скважины, разрушают породу с помощью зубков 5. Частицы породы выносятся из скважины на поверхность промывочной жидкостью, поступающей через центральную насадку 2 и две периферийные насадки 3. Реакция забоя прижимает шарошку 4 к опорным поверхностям цапфы 7, через тела качения шарикового 6 и двух конических роликовых 8 и 9 подшипников.
В лабораторных условиях на буровом станке ЗИФ-1200 были проведены экспериментальные исследования предлагаемой конструкции долота, выполненные в шести вариантах,при этом конструкция замкового подшипника во всех вариантах оставалась неизменной, пе— ременными были диаметр, количество и угол конуса роликов конических подшипников.
Режимнь;е параметры: частота вращения 127 об/мин, осевая нагрузка на долото 10 тс.
В качестве забоя использовалась сталь Ст.3. В образцах варианта 2 заклинки роликов опоры при вращении шарошек не наблюдалось. Износ в виде выкрашивания на цапфе начинался с концевого подшипника, затем ча среднем коническом и на шариковом подшипниках.
В вариантах 3,4,5 наблюцался равномерный износ всех подшипников ойоры. В варианте 6 после 3-5 ч работы происходила поломка конических роликов поперек, после чего начинался форсированный износ опор и заклинка шарошек на цапфах.
Таким образом,,новая конструкция опоры в вариантах 3,4,S показала высокую работоспособность (см.таблицу и фиг. 2) .
В варианте 1 из-за малых углов контакта. развивались высокие напряжения под действием составляющей нагрузки вдоль оси цапфы, что приводило к заклинкам, а в отдельных случаях к поломкам шарошек, В варианте 6 наблюдалась преждевременная поломка роликов из-за недостаточной их прочности на изгиб, поскольку в отсутствие сепараторов происходят перекосы роликов в процессе работы подшипников, которые подвергаются циклическим напряжениям изгиба.
11 7010) . 4
Вариант
Параметры ас/D
0,10 -0,01
-0,05
-0,06 а,/О
О, 15
0,09
0,03
0,04
20,8
3184182
17,5
5,9
7,1
Стойкость,ч
Примечание.
0,39 0,11
0,46 О, 19 вколото
140 мм с серий- ной опорой
Со знаком "плюс" значение а„ и а берется в том случае, если точка пересечения осей роликов и оси цапфы расположена за осью долота по отношению к данной секции, и со знаком "минус", когда эта точка вместе с данной секцией находится по одну сторону от оси долота. опоя
paz.1
Составитель А. Сергачев
Редактор Н.Швьдкая Техред O.Неце Корректор М. Самборская
Заказ 4682/29 Тираж 540 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5
Филиал ППП "Патент", r.Óæãoðîä, ул.Проектная.4




