Автотрансформатор с регулируемым напряжением
1. АВТОТРАНСФОРМАТОР С РЕГУЛИРУЕМЫМ НАПРЯЖЕНИЕМ, содержащий цилиндрический магнитопровод , навитый из полосы электротехнической стали, опорный элемент с выступом, обмотку , радиально охватывающую сечение магнитопровода и опорного элемента, контактную дорожку, выполненную по кольцу на витках обмотки и опирающуюся на выступ опорного элемента и токосъемник, отличающийся тем, что, с целью снижения расхода электротехнической стали путем уменьщения диаметра магнитопровода и увеличения срока службы трансформатора путем улучщения охлаждения обмотки, опорный элемент выполнен в виде кольца, установленного на боковой поверхности магнитопровода и консольно выступающего по всей окружности за магнитопровод на ширину контактной дорожки. 2.Автотрансформатор по п. 1, отличающийся тем, что он снабжен двумя опорными элементами, установленными у противоположных торцов магнитопровода. i 3.Автотрансформатор по п. 1, отличающийся тем, что выступ под контактную до (О рожку выполнен на боковой поверхности опорного элемента. 05 О5 СХ) О5
СООЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
4ш Н 01 F 29/06
ОПИСАНИЕ ИЭОБРЕТ
К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
IlO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3315973/24-07 (22) 13.07.81 (46) 07.07.85. Бюл. № 25 (72) Л. И. В и нтюк, В. Н. Красильников и Г. С. Курбатов (71) Всесоюзный научно-исследовательский проектно-конструкторский и технологический институт трансформаторостроения (53) 621.314,214 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 725098, кл. Н 01 F 2906, 1976.
2. Патент США № 3160842, кл. 336 — 149, 1964. (54) (57) 1. АВТОТРАНСФОРМАТОР С
РЕГУЛИРУЕМЫМ НАПРЯЖЕНИЕМ, содержащий цилиндрический магнитопровод, навитый из полосы электротехнической стали, опорный элемент с выступом, обмотку, радиально охватывающую сечение магнитопровода и опорного элемента, контакт„„я()„„ 1166186 д ную дорожку, выполненную по кольцу на витках обмотки и опирающуюся на выступ опорного элемента и токосъемник, отличаюи ийся тем, что, с целью снижения расхода электротехнической стали путем уменьшения диаметра магнитопровода и увеличения срока службы трансформатора путем улучшения охлаждения обмотки, опорный элемент выполнен в виде кольца, установленного на боковой поверхности магнитопровода и консольно выступающего по всей окружности за магнитопровод на ширину контактной дорожки.
2. Автотрансформатор по.п. 1, отличаюи ийся тем, что он снабжен двумя опорными элементами, установленными у противоположных торцов магнитопровода.
3. Автотрансформатор по и. 1, отлича- Е юи ийся тем, что выступ под контактную дорожку выполнен на боковой поверхности опорного элемента
1166186!
40
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в индукционных устройствах для регулирования напряжения без разрыва цепи.
Известен автотрансформатор с регулируемым напряжением, содержащии витои цилиндрический магнитопровод, обмотку с контактной дорожкой, сформированной витками обмотки, уложенными в один слой на выступе магнитопровода в его торцовой части (1).
Однако такая конструкция характеризуется большим расходом электротехнической стали при относительно малом расходе обмоточного провода и, как следствие, повышенным нагревом в месте токосъема, что сокращает срок службы автотрансформатора.
Наиболее близким к изобретению является автотрансформатор с регулируемым напряжением, содержащий витой цилиндрический магнитопровод, обмотку с контактной дорожкой и токосъемник. Контактная дорожка сформирована на выступе (гребне), выполненном на специальном элементе в виде шайбы, например из изоляционного материала, расположенной между обмоткои и магнитопроводом на торце последнего (2).
Однако исключение выступа в магнитопроводе путем замены его специальным элементом несколько снижает расход электротехнической стали, а также известное устройство характеризуется большим расходом электротехнической стали и повышенным нагревом в месте токосъема.
Цель изобретения — снижение расхода электротехнической стали путем уменьшения диаметра магнитопровода и увеличение срока службы автотрансформатора путем улучшения охлаждения обмотки.
Поставленная цель достигается тем, что в автотрансформаторе с регулируемым напряжением, содержащем цилиндрический магнитопровод, навитый из полосы электротехнической стали, опорный элемент с выступом, обмотку, радиально охватывающую сечение магнитопровода и опорного элемента, контактную дорожку, выполненную по кольцу на витках обмотки и опирающуюся на выступ опорного элемента и токосъемник, опорный элемент выполнен р виде кольца, установленного на боковой поверхности магнитопровода и консольно выступающего по всей окружности за магнитопровод на ширину контактной дорожки.
Причем автотрансформатор снабжен двумя опорными элементами, установленными у противоположных торцов магнитопровода.
При этом выступ под контактную дорожку выполнен на боковой поверхности опорного элемента.!
Выполнение опорного элемента в виде кольца, выступающего за пределы наружной окружности магнитопровода, радиальный размер которой больше радиального размера магнитопровода, или в виде охватывающего магнитопровод пояса, позволяет увеличить длину контактной дорожки и уложить на ней большее число витков обмотки, что дает возможность уменьшить межвитковое напряжение и снизить нагрев в месте токосъема. 3а счет снижения нагрева обмотки ресурс автотрансформатора может быть увеличен в 4 — 5 раз. При условии выполнения кольцевого элемента из неактивных материалов (пластмассы, алюминий, конструкционная сталь и т. п.). расход электротехнической стали на изготовление магнитопровода может быть сокращен до 50 /о, значительно уменьшится масса автотрансформатора (примерно на 20 /o).
На фиг. 1 изображен автотрансформатор с кольцевым элементом, консольно выступающим за наружную окружность магнитопровода, вид сбоку; на фиг. 2 — то же, вид. сверху; на фиг. 3 — автотрансформатор с кольцевым элементом на обоих торцах магнитопровода; на фиг. 4 — автотрансформатор с опорным элементом в виде кольца, на котором выступ под охватывающую магнитопровод контактную дорожку выполнен в средней части.
Автотрансформатор с регулируемым напряжением (фиг. 1 и 2) содержит цилиндрический магнитопровод 1, навитый из полосы электротехнической стали, обмотку 2, радиально охватывающую сечение магнитопровода и опорного элемента 3, выполненного в виде кольца, установленного на боковой поверхности магнитопровода и консольно выступающего по всей окружности за магнитопровод 1. Опорный элемент 3 имеет выступ 4, на котором выполнена по кольцу на витках обмотки 2 контактная дорожка 5, для обеспечения взаимодействия с токосъемником 6.
Кольцо 3 консольно выступает по всей окружности за магнитопровод на ширину контактной дорожки.
Автотрансформатор может быть снабжен двумя опорными элементами, установленными у противоположных торцов магнитопровода (фиг. 3). Выступ 4 под контактную дорожку может быть выполнен на боковой поверхности опорного элемента (фиг. 4). Кольцевой элемент 3 может быть полым или иметь окна для снижения веса.
Для улучшения условий охлаждения между обмоткой и наружной боковой поверхностью магнитопровода образована полость (вентиляционный канал) 7. В местах прилегания обмотки к магнитопроводу и кольцевому элементу, если последний из металла, предусмотрена электроизоляционная прослойка в виде покрытия или прокладки.
1166186
Автотрансформатор работает следующим образом.
Вращением маховичка 8 (фиг. 3) токосъемник 6 перемещается по контактной дорожке 5 от ее начала до конца и обратно, вследствие чего осуществляется непрерывная регулировка напряжения на нагрузке от нуля до номинала и-от номинала до нуля. Так как благодаря увеличению наружного диаметра обмотки контактная дорожка стала длиннее и на ней разместилось большее число витков, напряжение на витках стало меньше, вследствие чего нагрев в месте токосъема, т. е. на перемыкаемых токосъемником витках, снижается.
Использование предлагаемого технического решения позволяет уменьшить расход электротехнической стали и увеличить срок службы автотрансформатора за счет снижения нагрева в месте токосъема.
1166186
Составитель Ф. Чиркина
Редактор И. Дербак Техред И. Верес Корректор И. Муска
Заказ 4316/48 Тираж 679 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретениА и открытий! 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4



