Способ определения выживаемости рыб
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЫЖИВАЕМОСТИ РЫБ, преимущественно лососевых , включающий оценку их физиологического состояния, о т л и ч а. ю щ и и с я 1гем, что, с целью упрощения способа и обеспечения возможности раннего выделения элитных групп имеющих повьшенные показатели выживаемости , у рыб путем обучения вырабатывают двигательный условный рефлекс , проверяют реакцию рыб-на вы . работанный peфлeкc a оценку физиологического состояния определяют по результатам обучения, принимая за показатель выживаемости правильную реакцию рыб на пять условных рефлексов подряд.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК (19) (11) А
4(si) А 01 К 61/00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3728813/28-13 (22) 24.04.84 (46) 07.07.85.Бюл. 9 25 (72) .А.Ю.Жуйков (71) Всесоюзный научно-исследовательский институт морского рыбного хозяйства и океанографии (53) 639.3.043.2(088.8) (56) Суховерхов Ф.M. и Сиверцов А.П.
Прудовое рыбоводство. M., "Пищевая промышленность", 1975, с.135-137.
Авторское .свидетельство СССР
В 709042, кл. А 01 К 61/00, 1980, (54)(57)СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЪ)ЖИВАЕМОСТИ РЪБ, преимущественно лососевых, включающий оценку их физиологического состояния, о т л и ч а, ю шийся 1гем, что, с целью упрощения способа и обеспечения возможности раннего выделения элитных групп имеющих повышенные показатели выживаемости, у рыб путем обучения вырабатывают двигательный условный рефлекс, проверяют реакцию рыб на вы. работанный рефлекс а оценку физиологического состояния определяют по результатам обучения, принимая за показатель выживаемости правильную реакцию рыб на пять условных рефлексов подряд.
1 1165
Изобретение относится к рыбоводству, в частности к способам определения выживаемости рыб.при выпуске с рыбоводных заводов и возможности контроля за влиянием разЛичных способов содержания рыб на развитие их центральной нервной системы.
Целью изобретения является упрощение способа и возможность раннего выделения элитных групп, имеющих. по- .10 вьппенные показатели выживаемости.
Способ осуществляют следующим образом.
Рыб помещают в челночную камеру с двумя отделениями, перегородка 15 между которыми имеет отверстие, позволяющее рыбе переходи ь из одного отделения в другое. Условным стимулом служит включение электрической лампочки, которая хорошо заметна из 20 любого отделения челночной камеры.
Безусловным стимулом служит переменный электрический ток (50 Гц, 3-30 В) подаваемый импульсами с частотой
1 Гц на алюминиевые боковые стенки 25 камеры. Напряжение подбирают по порогу двигательной реакции избегания индивидуально для каждой особи. Вырабатывают реакцию. перехода рыб из одного отделения в другое во время действия условного рефлекса. Безусловный стимул включают через 15 с . после начала действия условного стймула в случае, если рыба не переплывала в соседнее отделение. Макси35 мальное время действия безусловного стимула 15 с. Сразу после перехода рыб в соседнее отделение условный и безусловный стимулы выключают. Режим обучения — 50 предъявлений .ус40 ловного стимула в сутки через каждые 10 мин.
Обучение ведут до появления правильной реакции рыб на серию.из пяти условных рефлексов подряд, но не более 3 суток. Для рыб, у которых выработана серия из пяти условных рефлексов подряд, вероятность выжить в естественных условиях вьппе, чем у рыб, у которых указанные рефлексы не появились.
332 телями и поведенческая реакция, принятая за условную, появляется редко.
Она никогда не появляется пять раз подряд при пяти последовательных предъявлений условного рефлекса, На второй стадии появляются серии из
5-7 условных реакций подряд, а на третьей стадии — до десяти и более.
У некоторых особей вторая стадия не появлялась в течение первых трех дней обучения. Эти рыбы были отнесены к категории плохо обучающихся.
У других особей вторая стадия формирования условного рефлекса появлялась на первый — третий день обучения. Они были отнесены к категории хорошо обучающихся. Для определения выживаемости в естественных условиях, при наличии хищников рыб, принадлежавших к одной из стадии, группами по пять особей помещали в осадок, в который после получасовой адаптации вводили имитирующее хищника устройство, снабженное гарпунным механизмом для убивания жертвы.
Пример 1. Особей лососевых рыб помещают в первое отделение челночной камеры> во второй — включают электрическую лампочку, тем самым вырабатывают условный рефлекс. Особи переплывают из первого отделения во второе. 20 особей, достигших критерия правильной реакции на 3 условных рефлекса подряд при обучении в челночной камере, помещают в садок группами по 5 рыб. После получасовой адаптации вводят "искусственного" хищника. В начале опыта производят
5 холостых бросков, затем чередуются один боевой и два холостых (совершаются 5 боевых бросков) . К концу эксперимента вьпкивает 11 особей(55Ж).
Успешность избегания хищника при четвертом и пятом боевых бросках 1003.
Пример 2. Аналогичен примеру 1 за исключением того что используют особей,не достигших критерии правильной реакции на 5 условных рефлексов подряд при обучении в челночной камере. Всего к концу .эксперимента выживает 5 особей (257 ), Проведение обучения молоди атлантического и стальноголового лососей, позволяет выявить три различные ста" дии процесса выработки условного 55 рефлекса. На первой стадии у рыб еще не установилась временная связь между условным и безусловным раздражиУспешность избегания хищника при
4-м и 5-м боевых бросках 37,57.
Пример 3. Аналогичен примеру 1, за исключением того, что используют особей, достигших критерия правильной реакции на 7 условных рефлексов подряд при обучении з 1 в челночной камере ° Всего к концу эксперимента выживает 10 особей (50 Ж) . Успешность избегания хищника при 4-м и 5-и боевых бросках
l00X.
Пример 4. Аналогичен примеру 1, за исключением того, что используют особей, достигших критерия правильной реакции на 3 условных рефлекса подряд при обучении в челночной камере. Всего к концу эксперимента выживает 5 особей (25 ).
Успешность избегания хищника при 4-м и 5-м.боевых бросках 37,57..
Пример 5. Аналогичен примеру l, за исключением того, что используют особей, не достигших критерия правильной реакции на 3 условных рефлекса подряд при обучении в челночной камере. Всего к концу эксперимента выживает 8 особей(407).
Успешность избегания хищника при
4-м и 5-м бросках 50Х.
Таким образом, особи, не достигшие критерия правильной реакции на
5 условных рефлексов подряд, имеют наименьший процент выживаемости, при повышении критерия до 7 условных рефлексов подряд возникает опас. ность. потерять. часть рыб при прове165332 4 денни эксперимента. Следовательно, оптимальным для выделения хорошо выживающих особей является критерий правильной реакции на 5 условных рефлексов подряд при обучении в челночной камере.
В таблице показано выедание "искусственным хищником двухлеток радужной форели, селектированных на группы по критериям обучаемости в челночной камере.
Использование предлагаемого способа определения выживаемости рыб обеспечивает следующие преимущест15 ва: возможность раннего выделения элитных групп, имеющих повьппенные показатели выживаемости, возможность контроля за влиянием различных способов содержания рыб на раз20 витие их центральной нервной системы, и как, следствие, на выжива-. емость, возможность своевременного изменения условий содержания для повышения выживаемости рыб, возмож25 ность сравнения разных групп рыб по их способности к приспособлению к новым, непривычным для них условиям
У например при выпуске выращенной на рыбоводных заводах молоди рыб в
gp природные водоемы.
1165332
М л а
СЧ
I
Х 1
14 I М
03 о я д II iл о пов и К ь
М ю л л
lo
lA л л
0 4 4
" о оМ8
evg
5 g, I
Ф 1 х о л о о о и
I й
C4 .Е" а! Н
v o
g 1 о 1 РЙ
+ + + 1
+ + + м
1 I х
& х о ы
1:
I 5 Х! ч О
1: Х Ф! E д (о >m е Р о хх
;,39хх
Ф О аЕ
Р х х р
3 е
М Ф
Рi g %
f и 1О хmo
Р.е v х ао
Зх о
Ф о а, I
«х
g e о )
m В
l И
I Ф ! о ! e o о х
1 tR
1
I ! + 1 + 1
I. 1 + + +
1
I + + + +
l
1
+ + 1 + 1 1 1 I
I + I 1 I I 1 !
+ I I + + I +
+ I + + + + + +
I + + + + + + ь ю Ф л- сО Ф е-
М н х
4 0
v x о о
t=t И
5mK х хосх хо хо оиыххе у ойофы
1165332 ф4 ь и
° Ь сч О м
34
v о а о
la3 о
34 03
v ъ» о а ю
194 1
a»å ь
I I
1 Ol
I «со
Я
М
Ю
3 сО
3«о а
v и й 1 ьо. ж О I
О ж 34 .ф э I
1» ф 3 I
vt-î!
43 V g
5 1
34 1 о и
IN
Щ
t с»
З ь ь
I М
1 Ф
34
v о а
lO сч й
О 1.
1
34 1 с«3 э
5 э а! 3. э 1 .3
3й 3«
34 I
4a I 05
e g
3 о
О 34
О 34 к
h4 ф
1 й
1
+ + 1 + I 1 I I 1 I + I I
I an
1 I 1 + + Ч. +
I + + + 1
I
I
I
1
I
1
1
1
1 с3 к а»а х э
+ 1 + + + 1 + + + + + +! сч
1 ! э з о ф и э о
О 333
+ + + + + + + + + + + +
1 1 и э
Й 1
I g
v а
О 34
03 а« мха
1 I и э
М Е»
О 34 жБа э юс
8 Х и а
g э
I l»
v и о а
В(а g«4 цо р
Йоркам
О 34 С ф о "ф и э с э
>ь 3 с аR о
1 I
Ф э о ! 34
Р «С о э фха
aaaIV а
33 ао с.
1
I — сч сч m с! сч сч I
1
1
+ + + 1 + + 1 + + + I а о a ca в ь сч с!
cv c»a сч cv
1
1
1
l ! !
I !
1
1
I
I !
1
1
1
1
1
1
1
I
1 сч 1.




