Автоматическое зарядное устройство
АВТОМАТИЧЕСКОЕ ЗАРЯДНОЕ УСТРОЙСТВО , содержащее делитель напряжения на резисторах, пороговый элемент , первое реле с замыкающим контактом , шунтирующим пусковую кнопку , ограничительный резистор, первый вывод которого соединен с пшной входного напряжения, первый и второй транзисто ры, отличающееся тем, что, с целью уменьшения времени заряда аккумуляторной батареи , в нем дополнительно использован второй ограничительный резистор, второе реле с размьжающим контактом и третий транзистор, коллектор которого соединен с обмоткой второго реле , база - с выходом делителя напряжения , а эмиттер - с базой первого транзистора, коллектор которого соединен с выходным выводом и через пороговый элемент - с базой второго транзистора и с первым ограничительным резистором, коллектор второго ранзистора через второй ограничительный резистор соединен с шиной входного напряжения, эмиттер второго транзистора - с эмиттером первого транзистора, причем размыкающий контакт второго (Л реле включен между шиной входного напряжения и обмоткой первого реле.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) ;11) 4(51) Н 02 J. 7/00
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ABTOPGHOIVIY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3634101/24-07 (22) 11.08.83 (46) 23.06.85. Бюл. 9 23 (72) В.И. Турченков (53) 621.355.163 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
1(431594, кл. H 02 J 7/ 10, 1973.
"Радио", 1976, В 6, с. 42. (54)(57) АВТОИАТЙЧЕСКОЕ ЗАРЯДНОЕ УСТРОЙСТВО, содержащее делитель напряжения на резисторах, пороговый элемент, первое реле с замыкающим контактом, шунтирующим пусковую кнопку, ограничительный резистор, первый вывод которого соединен с шиной входного напряжения, первый и второй транзисторы, о т л и ч а ю щ ее с я тем, что, с целью уменьшения . времени заряда аккумуляторной бата-. реи, в нем дополнительно использован второй ограничительный резистор, второе реле с размыкающим контактом и третий транзистор, коллектор которого соединен с обмоткой второго реле, база — с выходом делителя напряжения, а эмиттер — с базой первого транзистора, коллектор которого соединен с выходным выводом и через пороговый элемент — с базой второго транзистора и с первым ограничительным резистором, коллектор второго транзистора через второй ограничительный резистор соединен с шиной входного напряжения, эмиттер второго транзистора — с эмиттером первого транзистора, причем размыкающий контакт второго реле включен между шиной входного напряжения и обмоткой первого реле °
1163417
Изобретение предназначено для заряда батарей аккумуляторов, используемое в устройствах автоматики.
Цель изобретения — уменьшение времени заряда аккумуляторной батареи путем увеличения тока до допустимого значения на конечной стадии заряда.
На фиг. 1 показана принципиальная схема предлагаемого автоматичес- !О кого зарядного устройства; на фиг.2зависимость тока заряда I устройства от времени (пунктирной лини- . ей (4 ) для сравнения обозначена кривая известного устройства) . t5 о
В состав устройства входят первый 1, второй 2 и третий 3 транзисторы, ограничительный резистор 4, дополнительный ограничительный резистор 5, входная шина 6, кнопка 7 20 пуска, источник 8 выходного напряжения, обмотка реле 9, имеющего замыкающий контакт 9-1, обмотку дополнительного реле 10, имеющего раз. мыкающий контакт 10-1, источник 11 25 питания, делитель напряжения на резисторах 12 и 13, пороговый элемент
14, например, выполненный на двух последовательно включенных кремниевых диодах, и выходная шина 1 5.
Устройство работает следующим образом. В исходном состоянии реле 9 и 10 обесточены и аккумулятор, подклю- 35 ченный к шине 15, разряжен. После нажатия кнопки 7 реле 9 включается током, протекающим от шины 6 через контакт 10-1. Контакт 9-1 реле 9 замыкается, шунтируя кнопку пуска.
После нажатия кнопки 7 начинается заряд аккумуляторной батареи через пороговый элемент 14 и ограничительный резистор 4. Ток заряда устанавливается на уровне допусти- 45 мого (Ед„ ) .
При этом транзисторы 1 — 3 заперты, поскольку на базе транзистора 3 напряжение положительной полярности, но больше напряжения аккумуляторной батареи.
Ограничительное сопротивление выбирается из расчета допустимого тока Едцд через аккумуляторную батарею по формуле R = У „- Е,)/Ipä„, где Ео — напряжение начала проводимости порогового элемента 14. . По мере заряда аккумуляторной батареи напряжение на ограничительном .резисторе падает. Это происходит до тех пор, пока напряжение аккумуляторной батареи станет таким, что начинает протекать ток через транзисторы 2, 1 и 3, вследствие чего ток коллектора транзистора 1 суммируется с током порогового элемента 14 и ток заряда аккумуляторной батареи увеличивается.
Это приводит к дальнейшему повышению напряжения аккумуляторной батареи, возникает лавинообразный процесс отпирания транзисторов 1 и 2, после которого они входят в режим насыщения и ток заряда Е скачком увеличивается, становится равным сумме токов, протекающих через ограничительные резисторы 4 и 5 °
При этом величину сопротивления выбирают такой, что возросший ток заряда батареи находится в пределах допустимого тока. В связи с уменьшением тока в цепи заряда, величины сопротивления уменьшается время заряда аккумуляторной батареи.
По мере заряда аккумуляторной баTаРеи:увеличивается ток транзистора 3 й, когда он достигнет такой величины, при которой срабатывает реле 10, его контакт 10"1 размыкается, реле 9 обесточивается и аккумуляторная батарея отключается от источника Uyy .! 163417
1163417
Составитель В. Оглоблев
Редактор Н. Бобкова Техред М.Гергель
Корректор В. Гирняк
Подписное
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Заказ 4110/52 Тираж 620
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5



