Способ регулирования производительности компрессора наддува высоконапорного котла
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ КОМПРЕССОРА НАДДУВА, ВЫСОКОНАПОРНОГО КОТЛА паропроизводящей установки путем изменения расхода пара на приводной двигатель комL прессора по сигналу, характеризующему расход воздуха в котел,и перепуска части воздуха из выходной магистрали компрессора в входную-по сигналу , характеризующему запас компрессора по помпажу, отличающийс я тем, что, с целью повьшения экономичности работы паропроизводящей установки при малых нагрузках котла, замеряют расход пара на привод двигателя компрессора, определяют его отклонение от заданного и формируют сигнал на дополнительный перепуск воздуха. (Л О) 00 О1
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (l9) (11) 4(g)) F 04 33 27/00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
AO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3641558/25-06 (22) 14.09.83 (46) 23.06.85. Бюл. В 23 (72) А.Б.Архиреев, В.Л.Гольденберг, А.М,Гуревич и В.Л.Менаховский (53) 621.512-55(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
У 983322,кл. F 04 D 27 00, 1982. (54)(57) СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ КОМПРЕССОРА НАДЦУВА
ВЫСОКОНАПОРНОГО КОТЛА паропроизводящей установки путем изменения расхода пара на приводной двигатель компрессора по сигналу, характеризующему расход воздуха в котел,и перепуска части воздуха из выходной магистрали компрессора в входную.по сигналу, характеризующему запас компрес-. сора по помпажу, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повышения экономичности работы паропроизводящей установки при малых нагрузках котла,. замеряют расход пара на привод двигателя компрессора, определяют его отклонение от заданного и формируют сигнал на дополнительный перепуск воздуха.
1163045.Изобретение относится к управлению турбокомпрессорными агрегатами наддува высоконапорных котлов паропроизводящих установок, работающих, в основном, на частичных режимах, 5 например судовых, и может быть использовано для управления судовыми лопастными машинами, например насосами, Целью изобретения является повышение экономичности работы паропроизводящей установки при малых нагрузках котла.
На чертеже изображена принципиальная схема устройства, реализующе- 1$ го предлагаемый способ.
Устройство содержит компрессор 1, газотурбинный привод 2, добавочный паровой двигатель 3 (например, паровую турбину) высоконапорного котла 4,2О регулятор 5 расхода воздуха, соединенный импульсной магистралью 6 с датчиком 7 расхода воздуха в котел
4, блокирующее устройство 8, связанное кинематической связью 9 с регуля- 5 тором 10 давления пара (оптимизатором), соединенным импульсной магистралью 11 с датчиком 12 давления пара в магистрали 13, кинематической связью 14 — с противопомпажным уст- 30 ройством 15,.соединенным импульсной магистралью 16 с датчиком 17 помпажа, байпасный клапан 18 (или заслонка), установленный на трубопроводе 19, соединяющем выходную 20 и входную 21 магистрали компрессора, и связанный кинематической связью 22 с клапаном
23, установленным на магистрали. подводящеи пар к двигателю.
Способ осуществляют следующим образом.
Производительность компрессора i приводимого во вращение газотурбинным приводом 2,использующим энергию отходя щих от котла 4 газов, устанавливают регу 45 лятором 5 расхода воздуха в котел 4, командный сигнал к которому, включающий параметр, косвенно характеризующий расход воздуха в котел 4, например перепад давлений на его газовом трак- SO те (трубной системе), поступает по импульсной магистрали 6 от датчика
7, При избыточной мощности газотурбинного привода 2 регулятор 5 расхода воздуха открывает байпасный клапан 55
18 и перепускает часть нагретого при сжатии в компрессоре 1 воздуха из его выходной магистрали 20 по трубопроводу 19 во входную магистраль 21. 3а счет этого увеличиваются расход и температура воздуха, проходящего через компрессор 1, а следовательно, мощность, необходимая для его привода.
В результате достигается баланс мощностей компрессора 1 и газотурбинного
1привода 2 и повышается .температура воздуха, поступающего в топку котла 4.
На режимах малых нагрузок, когда мощность газотурбинного привода меньше мощности, необходимой для привода компрессора 1, регулятор 5 расхода воздуха прикрывает байпасный клапан, 18 и открывает связанный с ним кинема-! тической связью 22 клапан 23, изменяя ! .тем самым расход пара через магистраль
13, а следовательно, и производительность компрессора 1. При этом на малых нагрузках для удаления режимной линии компрессора от зоны помпажа " байпасный клапан 18 частично открыт противопомпажным устройством 15, управляющий сигнал к которому поступает по импульсной магистрали 16 от датчика 17 помпажа.
Кроме того, на малых нагрузках для повышения экономичности управление байпасным клапаном 18 осуществляют регулятором .10, управляющий сигнал к которому поступает по импульсивной магистрали 11 от датчика 12. При этом регулятор 10 открывает байпасный клапан 18„ что приводит к повышению производительностй компрессора 1 (т.е. регулятор 5 продолжает обеспечивать необходимый расход воздуха в котел 4), а следовательно, увеличению КПД как самого компрессора 1, так и его газотурбинного привода 2 и добавочного парового двигателя 3. В результате ,снижается расход пара на двигатель
3. Однако дальнейшее повьппение производительности компрессора 1 может потребовать увеличение расхода пара на
1 двигатель 3. Поэтому регулятор 10 поддерживает минимальное давление пара в магистрали 13,являющееся косвеннымпараметром, характеризующим расход па-. ра на двигатель 3, что обеспечивает минимальный Расход пара на двигатель
3, а следовательно, повышает экономичность паропроизводящей установки.
Блокирующее устройство 8-, связанное кинематической связью 9 с регулятором 10 и кинематической связью 14 с противопомпажным устройством 15, 1)63045
Составитель Ю.Булкин
Техред Т.Маточка Корректор А.Обручар
Редактор В. Данко
Заказ 4088/34 Тираж 586 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4 при срабатывании последнего не допускает закрытие байпасного клапана
18 от регулятора 5 расхода воздуха и регулятора 10 давления пара. Кроме того, при открытии байпасного клапана 18 регулятором !О блокирующее уст" ройство 8 не допускает его закрытие от регулятора 5.


