Раструбный стержень для изложниц центробежных машин
РАСТРУБНЫЙ СТЕРЖЕНЬ ДЛЯ ИЗЛОЖНЩ ЦЕНТРОБЕЖНЫХ МАШИН, содержащий каретку, корпус, закрепленньй на каретке с возможностью вращения, штангу, размещенную внутри корпуса, центральную втулку, подпружиненную относительно корпуса, формообразующий корпус, жестко связанный с центральной втулкой, запорньш фланец, установленньй с возможностью перемещения на центральной втулке,и кулачковый механизм, связывающий корпус , центральную втулку и запорный фланец, отличающийся тем, что,с целью повышения надежности работы раструбного стержня путем снижения износа подвижного соединения запорного фланца и формообразующего корпуса и повышения надежности уплотнения этого соединения , он снабжен элементом, -выполненным в виде кольца, имеющего в сечении форму усеченного клина, жестко связанного со штангой, причем связи между элементом и штангой размещены с зазором в отверстиях, вьшолненных в центральной втулке, (Л а поверхности центральных отверстий запорного фланца и формообразукицего корпуса в месте их соединения с центральной втулкой вьшолнены соответствующими по форме поверхностям кольцевого элемента.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУВЛИН (19) SU О!) 4(51) В 22 О 13/10
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
FlO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (2 1) 3 658932/22-02 (22) 31. 10. 83 (46) 15.06 ° 85. Бюл. N - 22 (72) А.А. Тихомиров (71) Липецкий трубный завод Производственного объединения "Липецксантехника" (53) 621.74.042(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
Ф 602295, кл. В 22 D 13/10, 1976.
Авторское свидетельство СССР
N 994108, кл. В 22 D 13/10, 1980. (54) (57) РАСТРУБНЫЙ СТЕРЖЕНЬ ДЛЯ
ИЗЛОЖНИЦ ЦЕНТРОБЕЖНЫХ МАШИН, содержащий каретку, корпус, закрепленный на каретке с возможностью вращения, штангу, размещенную внутри корпуса, центральную втулку, подпружиненную относительно корпуса, формообразующий корпус, жестко связанный с центральной втулкой, запорный фланец, установленный с возможностью перемещения на центральной втулке,и кулачковый механизм, связывающий корпус, центральную втулку и запорный фланец, отличающийся тем, что,с целью повышения надежности работы раструбного стержня путем снижения износа подвижного соединения запорного фланца и формообразующего корпуса и повышения надежности уплотнения этого соединения, он снабжен элементом, -выполненным в виде кольца, имеющего в сечении форму усеченного клина, жестко связанного со штангой, причем связи между элементом и штангой размещены с зазором в отверстиях, выполненных в центральной втулке, а поверхности центральных отверстий запорного фланца и формообразующего корпуса в месте их соединения с центральной втулкой выполнены соответствующими по форме поверхностям кольцевого элемента.
1161234
Изобретение относится к литейному производству и может быть использовано на многопозиционных машинах для центробежного литья труб. Целью изобретения является повышение надежности работы раструбного стержня путем снижения износа подвижного соединения запорного фланца и формообразующего корпуса и повышение надежности уплотнения этого соединения, На фиг. 1 изображен раструбный стержень, общий виц; на фиг. 2 разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 и 4— стадии .работы элементов раструбного 15 стержня.
Раструбный стержень устанавливается в литейную форму 1 и состоит из каретки 2, вращаемого корпуса 3 с вращаемым коническим штоком 4, в 20 центральном отверстии 5 которого размещена штанга 6, связанная с пневматическим приводом возвратнопоступательного перемещения (не показано), запорного фланца 7, формообразующего корпуса 8, соединенного на резьбе с поджатой пружиной 9 центральной втулкой 10. Центральная втулка устанавливается в нерабочем положении конусным гнездом 11 на ко- 30 нусный хвостовик 12 вращаемого штока.
Запорный фланец 7 связан с центральной втулкой 10 болтами 13, обеспечивающими взаимное осевое перемещение втулки и фланца. 3S
На наружной поверхности центральной втулки размещены входящие в прорези 14 цилиндрической части запорного фланца проушины 15. Между проушинами на осях 16 установлены входящие 40 в радиальные прямоугольные отверстия
17 рычаги со сферическими концами 18.
Концы вилок размещены в кольцевой проточке 19 вращаемого штока и контактируют с торцовой .стенкой проточ-45 ки и выступом 20, рычаги имеют кулачки 21, взаимодействующие своей профильной поверхностью с роликами 22, установленными на осях 23 между вторыми проушинами 24, расположенными на 50 наружной цилиндрической поверхности запорного фланца. Элементы 14-24 образуют кулачковый элемент, защищенный от внешних воздействий кожухом
25 из листового материала.
Раструбный стержень имеет контактирующий с центральным отверстиемзапорного фланца и с наружной поверхностью формообразующего корпуса элемент, который выполнен в виде кольца
26, имеющего в сечении вид усеченного клина, жестко соединенного со штангой при помощи шпилек 27, закрепленных резьбой 28 в части штанги большего диаметра 29, и гаек 30.
Уплотнительный элемент устанавливает ся на шпильках, размещенных в радиальных. прорезях 3 1 вращаемого штока и радиальных отверстиях 32(17) центральной втулки. Кольцо имеет прорези 33. Стержень помещен в раструбную часть 34 литейной формы 1.
Центральное отверстие запорного фланца и часть высоты наружной поверхности формообразующего корпуса стержня выполнены конусными, соответствующими скошенным поверхностям кольца.
Раструбный стержень работает следующим образом.
В положении, изображенном на фиг. 1, стержень установлен в раструбной части 34 литейной формы 1 и закрывает торцом запорного фланца
7 форму. При этом под воздействием пружины 9 формообразующий корпус 8 с центральной втулкой 10 максимально выдвинуты вперед, рычаги кулачков 21 при помощи кольцевого выступа 20 штока 4 отклонены влево от вертикальной оси, кольцо 26 поступательным движением штанги 6 вошло в промежуток между конусным отверстием запорного фланца и наружной конусной поверхностью формообразующего корпуса, плотно закрывает своими скошенными поверхностями соединение .корпуса и фланца и делает его практически беззазорным. При этом связь элементов стержня с вращаемым корпусом 3 практически осуществляется только через сжатую пружину 9, а между конусным гнездом 11 втулки 10 и конусным хвостовиком 12 вращаемого штока 4 образован зазор, необходимый для компенсации несоосности между осью каретки и изложницы.Корпус 3, составной раструбный стержень с клиновым механизмом, кулачками и кольцом 26 вращаются вместе с формой 1 при заливке металла.
После образования корки металла, на внутренней и торцовой.поверхности раструбной части отливки трубы, не прекращая вращение формы 1 и заливку цилиндрической части трубы, 1161234 4
25
35
55 вначале включается привод возвратного движения штанги 6, а затем через
0,5-1 с привод возвратного движения каретки 2. При этом шпильки 27 двигаются в прорезях 31, отверстиях 32 и 17 и перемещают кольцо 26 на расстояние а (см. фиг. 4) из промежутка между конусными поверхностями отверстия фланца и корпуса стержня.
Торцовая стенка проточки 19 штока
4 отклоняет вправо сферические концы 18 рычагов, поворачивая на оси 16 кулачки 21. При этом происходит посадка конусного хвостовика
12 в конусное гнездо 11, кулачки воздействуют профильной поверхностью на ролики 22, подрывая формообразующий корпус 8 стержня из отливки на расстояние о (см. фиг. 4) меньшее, чем величина < - хода кольца 26,что не создает затруднений и не мешает почти одновременному движению уплотнительного кольца и корпуса стержня.
Одновременно профильной поверхностью кулачки 21 поджимают торец запорного фланца 7 к торцу литейной формы и удерживают отливку трубы в изложнице.
После окончания подрыва корпуса
8 стержня каретка 2, продолжая движение, выводит при помощи штока 4 составной с фланцем 7 корпус стержня из отливки. При этом фланец 7 увлекается концаии болтов 13, входящими в радиальные. отверстия центральной втулки 10, пружина 9 разжимается, конусный хвостовик 12 штока 4 остается посаженным в конусное гнездо 11.
Извлеченный из изложницы раструбный стержень охлаждается и после закрывания кольцом 26 промежутка между roíóñíûì отверстием запорного фланца и конусной поверхностью корпуса для исключения возможности попадания покрытия на кулачковый механизм, на формообразующую поверхность корпуса 8 наносится покрытие.
Отлитая труба, оставшаяся в форме, извлекается из нее на позиции извлечения труб.
Повторение цикла начинается с установки раструбного стержня поступательным движением каретки 2 в ðàñтрубную часть формы 1. При этом рычаги со сферическими концами 18 под воздействием кольцевого выступа 20 штока 4 отклоняются влево, поворачивая на осях 16 кулачки 21 и, возвращая их в исходное положение, корпус стержня с центральной втулкой цыцвигаются вперед на расстояние Я под действием пружины 9. Кольцо 26 под действием штанги 6 от привода поступательного движения также выдвигается вперед между конусными поверхностями отверстия запорного фланца и формообразующего корпуса и смещается на величину, равную расстоянию о
При этом вершина клина устанавливается эаподлицо с торцом запорного фланца и плотно закрывает соединение формообразующего корпуса и запорного фланца.
При тепловом расширении нагретого жидким .металлом корпуса 8 может происходить выжимание кольца 26 между конуснъии поверхностями корпуса и запорного фланца. При этом происходит смещение наружной поверхности кольца на незначительное расстояние с преодолением усилия привода штанги 6, меньшего чем усилие от расширения корпуса стержня, что не нарушает технологический процесс производства труб и не влияет на качество поверхности торца отливки раструба. Это объясняется тем; что время нагрева корпуса 8 стержня и его теплового расширения гораздо больше времени частичной кристаллизации металла в металлической форме и образования прочной корки на торцовой и внутренней поверхности отливки раструбной части трубы, при которой удаление от отливки кольца 26 не вызывает разрушение отливки. с
Изобретение позволяет повысить работоспособность стержня путем снижения износа поверхностей подвижного соединения фланца и корпуса стержня за счет образования. между ними зазора при возвратном движении уплотнительного элемента и надежность уплотнения их соединения при отливке труб иэ металла, имеющего высокую температуру и жидкотекучесть за счет создания практически беэзазоркого соединения подвижного корпуса стержня и запорного фланца.
1161234
1161234
Фиг 3
Составитель М. Ершов
Редактор М. Товтин Техред С.Легеза. Корректор С. Шекмар
Заказ 3888/15 Тираж 74? Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4




