Способ ремонта асфальтобетонных покрытий
СПОСОБ РЕМОНТА АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ, включающий очистку поверхности покрытия от пыли и посторонних предметов, обработку ее органическим растворителем битума , нанесение слоя разогретого битума , укладку слоя битумоминерального материала и его уплотнение, о т л ичающййся тем, что, с целью повышения качества ремонта путем улучшения междуслойного сцепления, после очистки поверхности определяют в поверхностном слое ремонтируемого покрытия содержание минерального порошка и битума и пенетрацию послед него, а обработку поверхности производят с расходом растворителя, определяемым из зависимости «-ч-чй - .. где Б - содержание битума в долях единицы от массы асфальтобетона; М - содержание минерального (Л порошка в долях единицы от массы асфальтобетона; П - пенетрация битума, м; V - относительная вязкость растворителя; К,Ки Kj- эмпирические коэффициенты, соответственно равные 0,2 кг/м, 1 м и 0,1 кг/м. ел 4
СОЮЗ СО8ЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН
4(5П Е 01 С 19 10. (.„1,, а
Ь
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНЯТИЙ (21) 3682741/29-33 (22) 28.12.83 . (46) 07.05.85. Бюл. Ф 17 (72) С.И.Михович, M.Ñ.Ñòîðoæåíêî и Е.Д.Прусенко (71) Харьковский автомобильно-до— рожный институт им. Комсомола Украины (53) 625.765(088.8) (56) 1. Технические правила ремонта и содержание автомобильных дорог общего пользования Украинской CCP.
Киев, "Будивельник", 1981, с. 87-93.
2. Строительные нормы и правила
СНиП ШВ. 14-72. Полы, Правила производства и приемки работ. М., Стройиздат, 1972, п. 1.8. (54) (57) СПОСОБ РЕМОНТА АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ, включающий очистку поверхности покрытия от пыли и посторонних предметов, обработку ее органическим растворителем битума, нанесение слоя разогретого битума, укладку слоя битумоминерального
„„SU„„1154401 А материала и его уплотнение, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью повьппения качества ремонта путем улучшения междуслойного сцепления, после очистки поверхности определяют в поверхностном слое ремонтируемого покрытия содержание минерального порошка и битума и пенетрацию послед него, а обработку поверхности производят с расходом растворителя, определяемым из зависимости
2+Ха(Б+М)
R =K -" — — — + К Х8Ч, кг/м
"4К +1дП где Б — содержание битума в долях единицы от массы асфальтобетона;
М вЂ” содержание минерального порошка в долях единицы от массы асфальтобетона;
П вЂ” пенетрация битума, м; — относительная вязкость растворителя;
К,К и К.— эмпирические коэффициенты, о
% соответственно равные
0,2 кг/м, 1 м и 0,1 кг/мп.
Изобретение относится к эксплуатационному содержанию автомобильных дорог, в частности к текущему, среднему и капитальному ремонтам асфальтобетонных и им подобных покрытий. 5
Известен способ ремонта асфальтобетонных покрытий, при котором ремонтируемую поверхность очищают от пыли и грязи, обрабатывают разогретым битумом, укладывают битумомине1 ральный материал и уплотняют его t).
Однако данный способ не обеспечивает требуемую надежность и качество ремонта. В процессе эксплуатации под воздействием атмосферных . 15 факторов битум, содержащийся в поверхностном слое асфальтобетонного покрытия, стареет, при этом происходит увеличение количества асфальтенов и уменьшение количества смол И и масел, содержащихся в нем, что ухудшает сцепление разогретого битума с ремонтируемой поверхностью асфальтобетонного покрытия.
Наиболее близким к изобретению 25 по технической сущности является способ ремонта асфальтобетонных покрытий, включающий очистку поверхности от пыли и посторонних предметов, обработку ее органическим раст- 30 ворителем битума, нанесение слоя разогретого битума, укладку слоя битумоминерального материала и его уплотнение (2).
1154401
Недостаток известного способа заключается в том, что расход орга— нического растворителя битума принимается произвольно, без учета состояния ремонтируемой поверхности, т.е. без учета содержания минераль- 40 ного порошка, битума и его пенетрации, а также вязкости самого растворителя. При нанесении избытка растворителя он способствует скольжению битума по поверхности, действуя 45 не как клеющее, а как смазывающее вещество, а при недостаточном количестве растворителя не обеспечивает-, ся равномерное смачивание ремонтируемой поверхности, что снижает положительный эффект от его применения, ухудшает надежность и качество ремонта, сокращает срок службы покрытия. Особенно важно применять органический растворитель в оптимальном 55 количестве при ремонте покрытий, подверженных воздействию значительных динамических вертикальных и горизонтальных усилий, например асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог.
Цель изобретения — повышение качества ремонта путем улучшения междуслойного сцепления.
Поставленная цель достигается тем, что согласно способу ремонта асфальтобетонных покрытий, включающему очистку поверхности покрытия от пыли и посторонних предметов, обработку ее органическим растворителем битума, нанесение слоя разо1 гретого битума, укладку слоя битумоминерального материала и его уплотнение, после очистки поверхности определяют в поверхностном слое ремонтируемого покрытия содержание минерального порошка и битума и пенетрацию последнего, а обработку поверхности производят с расходом растворителя, определяемым иэ зависимости
2+1 (Б+М)
R=K„- — — — -- + К Xg9, кг/м2 (1) где  †. содержание битума в долях единицы от массы асфальтобетона;
И - содержание минерального порошка в долях единицы от массы асфальтобетона;
П вЂ” пенетрация битума, м; (— относительная вязкость раст- ворителя;
tC„V Ê - эмпирические коэффициенты, соответственно равные
0,2 кг/м, 1 м, 0,1 кг/м2 .
Ремонт асфальтобетонных покрытий по предложенному способу проводят в следующей технологической последовательности.
Очищают ремонтируемую поверхность от пыли и посторонних предметов, определяют содержание минерального порошка, битума и его пенетрацию в поверхностном слое ремонтируемой поверхности. С учетом вязкости растворителя определяют оптимальное его количество для предварительной обработки по формуле (1), обрабатывают ее органическим растворителем, наносят на нее разогретый битум, укладывают и уплотняют битумоминеральный материал.
Пример 1. Осуществляется капитальный ремонт участка асфальтобетонного покрытия. Ремонтируемую
3 1154401 поверхность асфальтобетонного покрытня очищают от пыли и посторонних. предметов универсальной уборочной машиной КДМ-130. Из ремонтируемой поверхности при помощи мотобура МБ-4
5 вырезают асфальтобетон на глубину
5 мм. По вырезанным образцам определяют содержание битума путем его экстрагирования на приборе Сокслета и содержание минерального порошка при помощи набора сит, как остаток после прохождения через сито
N- 0,071. Определяют пенетрацню экстрагированного битума при помощи пенетрометра. Для контрольного случая содержание минерального порошка
M=0,О8, битума Б=0,06, пенетрация битума П=О,З м. С учетом относительной вязкости применяемого для предварительной обработки толуола
20 (9=0,65) требуемый его расход по зависимости (1) составляет
0,14 кг/м . Толуол на ремонтируемую. поверхность наносят при помощи специально приспособленных краско5 пультов. Затем на ремонтируемую поверхность разливают разогретый битум марки СГ-130/200 в количестве
0,5 кг/м при помощи автогудронатора ДС-39А. Поверх битума укладывают асфальтобетонную смесь толщиной 5 см при помощи асфальтоукладчика ДС-1
4 и уплотняют ее .виброкатком ДУ-10 эа 16 проходов по одному следу.
Иэ двух участков асфальтобетонного покрытия вырезаны мотобуром МБ-4 асфальтобетонные образцы диаметром
70 мм и определено содержание в поверхностном слое образцов минерального порошка, битума и его пенетрация. По формуле (1) произведен расчет оптимального количества толуола.
Затем асфальтобетонные образцы обрабатываются толуолом с различным количеством при помощи протарированного распылителя, на них наносится слой разогретого битума BHQ-90/130 и напрессовывается мелкозернистая асфальтобетонная смесь под нагрузкой 400 кг/см в течение 3 мин в цилиндрической форме диаметром 70 мм.
Результаты лабораторных испытаний этих образцов на растяжение IlpH изгибе, которое характеризует междуслойное сцепление по контакту вновь уложенного асфальтобетона с. ремонтируемой поверхностью, сведены в таблицуе
Результаты испытаний подтверждают, что при обработке ремонтируемой поверхности разогретым битумом в количестве, определенном по формуле (1.), достигается максимальное значение междуслойиого сцепления.
I
1
1 л
Э х х
О3
Р
Э
Е х а х о э
С 4 л
Ю о л
Ю (4 л о о л
cd e3
Е о4
Х о
Е»
1 х
«d Е а
1» л (U cd
e K
Е о
04
Ю л о
1О 3
Ю л о
00 л
Ю л
Ю л о л
u e e
L (Г1
Ю л
Ю О
Ю л
И о
& и
cd х
1
1
1
I
I ——! Э о е
cd Х а !. э х х х х э а
Ц И х я е» х о х
VI-È
1 х х ! э о х х
cd Cc4 Д л ! Э х g9 5 хох
Z О. Х о х
Э х х о
cd 4 Х оаcd
1, 1
l
I
1
1
I
I ! !
I о ю х
o ai с л
Ю Ю а 00 л о л с
Ю а л л
o o
1154401
О
И
tr Э о
00 Х Е» х о о а о
Э Ж ц Р х о
O c0
СО С 4 л CV л л л
Ю Ю с
О Ю сЧ
00 00 О л л л
o o o
o e o
С»4 С»4 М) л л
o o o с»4
»,1 л о
II !
»
C о
Cd л м
< 4 С 4 л. л л ю o o
О Ю 00 с 4 л л л л
o — o о ь ю
» — ° л л o o o ф 1О м л л
o o
Ю О -Ф л л
Ю Ю ю Ю
04 Ъ л л
o o
00 м л
Ю
-II 1 (C о х



