Механизм с качающейся шайбой для привода поршневых машин (его варианты)
1. Механизм с качающейся шайбой для привода поршневых машин, содержащий корпус, установленный в корпусе на опорах кривошипный вал с косым кривошипом, установленную на косом кривошипе с возможностью вращения относительно него и зафиксированную от вращения относительно корпуса качающуюся шайбу, жестко закрепленные на корпусе цилиндры, размещенные в цилиндрах поршни, шатуны, .шарнирно связанные с качающейся шайбой и поршнями, и фиксирующее качамщ пося шайбу от вращения устройство, отличающийся тем, что, с целью повьш1ения надежности и долговечности , фиксирующее устройство выполнено в виде двух связанных между собой карданных шарниров, один из которых установлен на одной из опор кривошипного вала, а другой - на ступице качающейся шайбы. сл :о :л
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) (11) 4(5ц F 16 H 21/18
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3671178/25-28 (22) 31.10.83. .(46) 30.04.85. Бтол. У 16 (72) Q.Н. Санин (53) 621. 837 (088. 8) (56) 1. Кожевников С. Н. и др. Механизмы. М., "Машиностроение", 1976, с. 544, рис. 9.22 ° (54) МЕХАНИЗМ С КАЧАЮЩЕЙСЯ ШАЙБОЙ
ДЛЯ ПРИВОДА ПОРШНЕВЫХ МАШИН (ЕГО
ВАРИАНТЫ). (57) I Механизм с качающейся шайбой для привода поршневых машин, содержащий корпус, установленный в корпусе на опорах кривошипный вал с косым кривошипом, установленную на косом
I кривошипе с воэможностью вращения относительно него и зафиксированную от вращения относительно корпуса качающуюся шайбу, жестко закрепленные на корпусе цилиндры, размещенные в цилиндрах поршни, шатуны, шарнирно связанные с качающейся шайбой и поршнями, и фиксирующее качающуюся шайбу от вращения устройство, о т— л и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения надежности и долговечности, фиксирующее устройство выполнено в виде двух связанных между собой карданных шарниров, один иэ которых установлен на одной из опор кривошипного вала, а другой — на ступице качающейся шайбы.
1153151
2, Механизм с качающейся шайбой для привода поршневых машин, содержащий корпус, установленный в корпусе на опорах кривошипный вал с косым кривошипом, установленную на косом кривошипе с возможностью вращения относительно него и зафиксированную от вращения относительно корпуса качающуюся шайбу, жестко закрепленные на корпусе цилиндры, размещенные в цилиндрах поршни, шатуны, шарнирно связанные с качающейся шайбой и поршнями, и фиксирующее качающуюся шайбу от вращения
Изобретение относится к машиностроению, а именно к механизмам преобразования вращательного движения в возвратно-поступательное и наоборот, и может быть испольэо- 5 вано в двигателе — и компрессоростроении.
Известен механизм с качающейся шайбой для привода поршневых машин, содержащий корпус, установленный в корпусе кривошипный вал с косым кривошипом, установленную на косом кривошипе с возможностью вращения относительно него и зафиксированную от вращения относительно корпуса качающуюся шайбу, жестко закрепленные на корпусе цилиндры, размещенные в цилиндрах с возможностью возвратно-поступательного движения поршни, шатуны, шарнирно связанные 10 с качающейся шайбой и поршнями, и фиксирующее качающуюся шайбу от вращения устройство, Фиксирующее устройство выполнено в виде кардан" ного шарнира, наружная рамка которого связана с корпусом, а внутренняя - с качающейся шайбой (1) .
Недостатком известного механизма является его чувствительность к неточностям изготовления и сборки 39 деталей и узлов, что снижает надежйости и долговечность данного устрой. ства.
Цель изобретения — повышение надежности и долговечности механизма за счет снижения перегрузок, возустройство, отличающийся .тем, что, с целью повышения надежности и долговечности в корпусе выполнены перпендикулярные к оси вращения кривошипного вала прямолинейные направляющие, а фиксирующее устройство выполнено в виде размещенной в направляющих с возможностью возвратно — поступательного движения рамки и двух шатунов, связывающих рамку и ступицу качающейся шайбы через универсальные сферические шарниры. никающих из-за погрешностей при его изготовлении °
Указанная цель достигается тем, .что в механизме с качающейся шайбой для привода поршневых машин согласно первому варианту исполнения, содержащем корпус, установленный в корпусе на опорах кривошипный вал с косым кривошнпом, установленную на косом кривошипе с возможностью вращения относительно него и зафиксированную от вращения относительно корпуса качающуюся шайбу, жестко закрепленные на корпусе цилиндры, размещенные в цилиндрах с возможностью возвратно-поступательного движения поршни, шатуны, шарнирно связанные с качающейся шайбой и поршнями, и фиксирующее качающуюся шайбу от вращения устройство, последнее выполнено в виде двух связанных между собой карданных шарниров, один иэ которых установлен на одной иэ опор кривошипного вала, а другой — на ступице качающейся шайбы.
Согласно второму варианту выполнения в механизме с качающейся шайбой фиксирующее устройство выполнено в виде рамки, размещенной с воэможностью возвратно-поступательного движения в выполненных в корпусе перпендикулярных к оси вращения кривошипного вала прямолинейных направлякщих, и двух шатунов, связываищих рамку и ступицу качающейся
3 Il шайбы через универсальные сферически е m арниры .
На фиг. 1 показан механизм с фиксирующим устройством в виде двойного карданного шарнира; на фиг. 2 детали двойного карданного шарнира; на фиг. 3 и 4 — механизм с фиксирующим устройством в виде рамки и двух шатунов.
Механизм с качающейся шайбой для привода поршневых машин содержит корпус 1, кривошипный вал 2 с косым кривошипом 3, качающуюся шайбу 4 со ступицей 5, цилиндры 6 с размещенными в них поршнями (не показаны) и шатуны 7.
В качестве фиксирующего устройства механизм согласно первому вариан. ту содержит два связанных между собой карданных шарниров 8, один из которых установлен на опоре 9 вращения кривошилного вала 2, а другой— на ступице 5 качающейся шайбы 4.
Согласно второму варианту фиксирующее устройство выполнено в виде рамки 10, перемещающейся по направляющим 11 корпуса 1, и двух шатунов
12, связывающих ступицу 5 и рамку
10 через универсальные сферические шарниры 13. Рамка 10 перемещается в направляющих ll по шарикам 14, подвешенным, например, на пружинах 15.
Механизм работает следующим образом.
При вращении кривошипного вала
2 косой кривошип 3, вращаясь внутри ступицы 5 качающейся шайбы 4, при53151 4 водит ее в сложное круговое и колебательное движение. Возвратно-поступательная составляющая этого движения через шатуны 7 передается поршням.
Двойной карданный щарнир 8, удерживая шайбу 4 от вращения, в то же время компенсирует все погрешности изготовления косого кривошипа 3, качающейся шайбы 4 со ступицей 5, опоры 9 вращения кривошипного вала
2. Погрешности расположения цилиндров 6 на корпусе 1 компенсируются шарнирным соединением шатунов 7 с шайбой 4 и поршнями.
Согласно второму варианту погрешности изготовления и сборки кривоt шипного узла механизма компенсируются перемещением рамки 10 в направляющих ll корпуса 1 и соединением двух шатунов 12, удерживающих шайбу
4 от вращения, со ступицей 5 и рамкой 10 с помощью универсальных сферических шарниров 13 ° д Наряду со снижением перегрузок от погрешностей изготовления и сборки фиксирующее устройство, выполненное согласно первому варианту, позволяет снизить габариты и вес механизма, а испольэовать его особенно рекомендуется в механизмах, где косой кривошип расположен по одну сторону от оси вращения кривошипного вала.
Устройство, выполненное согласно
35 второму варианту, целесообразнее применять в механизмах с двусторонним кривошипом. фг г
1153151
1153151
Составитель В. Савицкий
Редактор С. Тимохина Техред А.Кикемезей Корректор Е. Сирохман
Заказ 2480/31 Тира к 898 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Укгород, ул. Проектная, 4




