Рабочий орган роторного экскаватора
РАБОЧИЙ ОРГАН РОТОРНОГО ЭКСКАВАТОРА, содержагдай роторное колесо с шарнирно установленными на нем ковшами, имеющими возможность поворота в сторону,- противоположную направлению вращения ротора, и тяги , шарнирно связанные с ковшами, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности засциты ковшей от поломок, плоскость, проходящая через шарнир крегшения тяг к ковшам и центр вращения ротора, расположена впереди по ходу вращения ротора по отношению к плоскости , проходящей через центр В1:1ащения ротора и шарнир крепления ковшей к ротору, при этом каждая т-тгл имеет возможность изгиба. (Л
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСН ИХ
РЕСПУБЛИК (19) (I )) 4(50 Е 02 F 3/24
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОЬРЕТЕНИй И ОтНРЫТЬй
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3632623/29-03 (22) 07.06.83 (46) 30.04.85. Бюл. Ф 16 (72) В.К.Трофимов и С.В.Назаренко (71) Государственный научно-исследовательский,проектно-конструкторский и проектный институт угольной промышленности (53) 621 879.48(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР
В 440477, кл. Е 02 F 5/08, l972.
2. Патент ЧССР М 156238, кл. 84 d 2, опублик, 1974 (прототип). (54) (57) РАБОЧИЙ ОРГАН ррТрр801.0
ЭКСКАВАТОРА, содержащий роторное колесо с шарнирно установленными на нем ковшами, имеющими возможность поворота в с тор ону,- противо положную направлению вращения ротора, н тяги, шарнирно связанные с ковшами, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности защиты ковшей от поломок, плоскость, проходящая через шарнир крепления тяг к ковшам и центр вращения ротора, расположена впереди по ходу вращения ротора по отношению к плоскости, проходящей через центр вращения ротора и шарнир крепления ковшей к ротору, при этом каждая з з1 а имеет возможность изгиба.
5 115301
Изобретение относится к землеройному машиностроению, в частности к рабочему оборудованию роторных экскаваторов, применяемых для ведения вскрышных работ и добычи полезных ископаемых.
Известен рабочий орган роторного экскаватора, содержащий ротор с шарнирно установленными ковшами, удерживаемыми от поворота фрикционной защелкой и упорами (13
Данная конс грукция не обеспечивает защиты ротора от жестких ударных нагрузок и является ненадежной при работе в абразивной среде - грунте. 15
Наиболее близок к предлагаемому рабочий орган роторного экскаватора, содержащий роторное колесо с шарнир- но установленными на нем ковшами, имеющими возможность поворота в сто- 20 рону, противоположную направлению вращения ротора, и тяги, шарнирно связанные с ковшами 23.
Однако возможны поломки породоразрушающей части ротора при отра- 25 ботке крепких (неразрушаемых )включений.
Цель изобретения — повышение надежности защиты ковшей от поломок.
Поставленная цель достигается ЗО тем, что в рабочем органе роторного экскаватора, содержащем роторное колесо с шарнирно установленными на нем ковшами, имеющими возможность поворота в сторону, лротивопо35 ложную направлению вращения ротора, и тяги, шарнирно связанные .с ковшами, плоскость, проходящая через шарнир крепления тяг к ковшам,и центр вращения ротора, расположена впереди но ходу, вращения ротора по отношению к плоскости, проходящей через ценчр вращения ротора и шарнир крепления ковшей к ротору, при этом каждая тяга имеет возможность изгиба.
На чертеже изображен рабочий орган, общий вид, Рабочий орган роторного экскаватора состоит из роторного колеса 1, на котором установлены ковши 2 с цепными днищами 3. Каждый ковш на роторе закреплен шарнирно с помощью пальцев 4, на которые насажены эластичные элементы 5. Ковши соединены между собой тягами 6, имеющими возможность изгибаться в сторону -роторного колеса под воздействием сжимающего осевого усилия. Изгибаемость тяг лишь в одну сторону обеспечивается шарниром 7 с упорной планкой 8 (тяги могут быть выполнены не только в виде шарниров, но и из троса или целей). Тяги закреплены в точке 9, расположенной перед плоскостью, проходящей через оси вращения ротора 10 и поворота ковша 11.
При отработке экскаватором породных массивов сложноструктурного строения или с крепкими включениями на ковши действует нагрузка большой динамичности, причем в тех случаях, когда какой-либо ковш или группа ковшей отрабатывает крепкие непреодолимые включения, практически вся реализуемая окружная сила, включая и инерционные составляющие, сосредоточивается на данном ковше (или группу ковшей) .
Подвижность ковшей в предлагаемом рабочем органе обеспечивается конструкцией их крепления, которая работает следующим образом.
В процессе резания породы значительной прочности ковш стремится повернуться относительно оси своего крепления в сторону, противоположную направлению вращения ротора.
Однако этому препятствуют тяги, закренлеииые на ковшах в точке, расположенной перед плоскостью, проходящей через оси вращения ротора и поворота ковша. Благодаря указанкбму расположению точек крепления тяг последние подвержены растягивающему усилию, и проворот ковшей относительно осей их крепления на роторе может осуществляться лишь при наличии деформации упругих элемен- . тов в узлах крепления ковшей, причем большему провороту ковшей в диапазоне угла и соответствует большая деформация упругих элементов.
Наличие значительного угла упругоro поворота ковшей и относительно ротора увеличивает время контакта ковша (группы ковшей) с включением до величины, в пределах которой успевает сработать защитное устройство в приводе. Если последнее не срабатывает, ковши переходят через . положение неустойчивого равновесия и укладываются на обоq ротора.
В предлагаемой конструкции аварийного отказа не проис х<.лнт, тре1153012
Составитель Л. Котельникова
Техред И,Надь Корректор В. Бутяга
Редактор Л.Пчелинская
Заказ 2458/24 Тираж 649
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий 113035, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Подписное
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4
3 буется только время, для приведения ковшей в рабочее состояние. С этой целью рабочее оборудование уком-. плектовано вспомогательньак устройством, например, в виде стяжки или переносной лебедки, с помощью которой при отсоединении одной из тяг восстанавливают первоначальное положение козырьков ковшей, а затем устанавливают отсоединенную тягу.
В рабочих режимах, когда нагрузка не превышает. силовых характеристик рабочего органа, предлагаемая конструкция позволяет демпфировать нагрузки sa счет упругих элементов в узлах крепления ковшей (всех сразу), поскольку ковши связаны между собой тягами, подверженными растягивающсму усилию при повороте ковшей в пределах угла Й .
Таким образом, предлагаемая конструкция предотвращает поломки ковшей, как в нормальных эксплуатационных режимах путем демпфирования воспринимаемой ротором нагрузки, f0 так и в экстремальных режимах при
° отработке непреодолимых включений путем повышения вероятности срабатывания защитных устройств s приводе и перехода козырьков ковшей чеf5 рез положение неустойчивого равновесия.


