Опора планшайбы карусельного станка
ОЙОРА ПЛАНШ&ЙВЫ КАРУСЕЛЬНОГО СТАНКА, в которой пгольШ шпиндель устаиовлеи на регулируемых радиальных йупч&рньш подшипниках, причем упорный подашйник уетановлен на шипе основания, входящем внутрь шпинделя , отличающая ся тем, что, с целью исключения влияния неточности изготовления базовых деталей на работоспособность стола, в верхней опоре установлен шариковьй радиально-упорный подшипник, а на шипе основания - радиапьный сфери-ческий двухрядньй роликовый подшипник , причем поверхность контакта между шпинделем и упорным подшипником вьшолнена по сфере. (Л сд 4i О 00
союз советских соамлистичесних
РЕаЪЬЛИК (19) (! 1) 4(g)) В 23 Q 1/02
ГОсудАРстВенный КОмитет сссР пю делдм изоБ ктений и отнРытий
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
5 (21) 3334263/25-08 (22) 27.08. 81(46) 23.04.85. Бюл. Ф 15
{72) В.Н. Богуславский. (53). 621.941.2(Q88.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР
В 258S02, кл. В 23 В 3(14, 1970., (54) (57} ОНОРА ПЛАНШАИБЫ КАРУСЕЛЬНОГО СТАНКА, в которой полый шпиндель установлен на регулируемых радиальных и. упорных подшипниках, причем упорный подшипник установлен на шипе основания, входящем внутрь шпинделя, отличающаяся тем, что, с целью исключения влияния неточности изготовления базовых деталей на работоспособность стола, в верхней опоре установлен шариковый радиально-упорный подшипник, а на шипе основания — радиальный сфери-ческий двухрядный роликовый подшипник, причем поверхность контакта между шпинделем и упорным подшипником выполнена по сфере.
11 51408
Но так как эта обойма коническим отверстием сидит на конической шейке шипа 11, то ее осевое смешение приводит к выборке зазора в подшипнике и созданию натяга.
Таким образом, изобретение позволяет исключить влияние неточности изготовления базовых деталей карусельного станка на его работоспособность и преждевременный выход нз строя под,шипников опоры стола.
ВЯКИДИ Заказ 2225/10 Тираж
838 Подписное
Филиал ППВ "Патеит", r. Ужгород,ул.Проектная, 4
Изобретение относится к станкостроению и может быть использовано в опорах металлорежущих станков.
Известна опора планшайбы карусель ного станка, в которой полый шпин- 5 дель установлен на регулируемых радиальных и упорных подшипниках, причем упорный подшипник установлен на шипе основания, входящем внутрь шпинделя fl) .
Недостатком известной опоры планшайбы является то, что на ее ра- . ботоспособность значительное влияние оказывает точность изготовления базовых деталей — корпуса стола, 15 шпинделя и шипа, несоосность которых приводит к защемлению тел качения одного из подшипников шпинделя и преждевременному его выходу из строя. 20
Целью изобретения является исключение влияния неточности изготовления базовых деталей на работоспособность стола.
Указанная цель достигается тем, 25 что в верхней опоре установлен шариковый радиально-упорный подшипник, а на шипе основания - радиальный сферический двухрядный роликовый подшипник, причем поверхность контакта ЗО между шпинделем и упорным подшипником выполнена по сфере.
На чертеже изображен токарно-карусельный станок, продольный разрез.
Станок состоит из корпуса 1, в полости 2 которого установлен полый шпиндель 2.
В качестве верхней опоры шпинделя 3 используется шариковый радиально-упорный однорядйый подшип- 4О ник "4, а в нижней опоре установлен радиальный сферический двухрядный, роликовый подшипник 5. Натяжение верхнего подшипника 4 осуществляется посредством упорного подшипника 6 шпильками 7 с гайками 8 через фланц 9, Взаимодействие упорного подшипника .6 со шпинделем 3 происходит через промежуточный, фланец 10, контактирующий со шпинделем 3 по сферической поверхности.
Подшипник 5 своей внутренней обоймой сидит на шипе 11. Натяжение этого подшипника осуществляется через втулку 12 гайкой 13. В верхней своей части гайка 13 снабжена зубчатым венцом, с которым взаимодействует шестерня 14 с квадратом 15 под ключ. В верхней части со шпинделем
3 жестко соединена приводная венцовая шестерня 16 и планшайба 17, в центре которой установлены крышки
18 и 19.
Регулировка натяжения подшипников шпинделя 3 осуществляется следующим образом.
Крышки 18 и 19 извлекают из планшайбы 17 и вращением гаек 8 на шпильках 7 создается осевое усилие, которое через фланец 9 передается упорному подшипнику 6 и через фланец 10 замыкаетсяс на сферическую поверхность корпуса шпинделя 3.
При этом, если ось шипа 11 в результате неточности изготовления базовых деталей или неправильного монтажа не совпадает с осью отверстия под верхний подшипник 4 корпуса шпиндель 3 занимает нужное ему поло-. жение благодаря тому, что внутренняя обойма верхнего подшипника 4 и наружная обойма нижнего подшипника 5 повернутся на некоторый угол относительно вторых обойм. При этом несовпадение оси шпинделя 3 и оси шипа 11 не потребует изменения положения упорного подшипника 6, так как контакт его со шпинделем 3 происходит по сферической поверхности.
Регулировка натяжения нижнего подшипника 5 осуществляется вращением шестерни 14. При этом вращение получает гайка 13, осевое движение которой посредством втулки 12 передается внутренней обойме подшипника 5 °

