Шаровой клапан для трубопроводов большего диаметра
ШАРОВОЙ КЛАПАН ДЛЯ ТРУБОПРОВОДОВ БОЛЬШОГО даАМЕТРА,содержа&|ий шаровой коршус и размещённую в нем полую пробку, установленную на двух диаметрально противоположных полуосях, одна из кото1 ах связана с приводом поворота, и снабженную запорным дисксм, установленным на коромысле, связанном с полуосями соединительными тягами с возможностью перемещения в направлении к седлу, причем запорный диск закреплен на коромысле при помощи центральной втулки, пропущенной через ответное отверстие корсмысла и подпружиненной относительно него, отличающийся тем, что, с целью повыаения надежности, концы коромысла снабжены направляющими {йлчагами, а в полуосях свободно расположенк пальцы с пазами, через которые пропущены направляющие рычаги , кроме того, в коромысле выполнены гнезда, а пробка снабжена консольной пластиной с установленными на ней с возможностью взаимодействия с гнездами коромысла двумя коническими штифтами-фиксаторами, на направляшцих ptnarax и в корпусе выполнены стопорные выступы, а на пробке установлены на поворотных осях с возможностью взаимодействия с выступами направляющих рычагов g два подпружиненных крючка, снабженных роликами, взаимодействующими.со сто порными выступами корпуса. N СО 00 30 4i
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУбЛИК (19) (11) ((51) F 16 К 5 2.0
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
И ПАТЕНТУ (21) .2590599/25-08 (22): 10 03.78 (31) 21123A/77 (32) 10.03.77 (33) Италия (46) 07.04.85. Бюл. 9 13 (72) Константино Винчигуерра (Италия)-и Жан Лефнлиберт (Франция) (71) Нуово Пиньоне С.п.A. (Италия) н Шлюмбергер Индустри A.Ñ. (Франция) (53) 646 (088»8) (56) 1.Патент Франции В 2108821, кл,Г 16 К 1/00, 1972»
2,Авторское свидетельство CCCP
Р 724864, кл. F 16 К 5/14, 1976. (54)(57) ШАРОВОИ KJIMIAH ДЛЯ ТРУБОПРОВОДОВ ВОЛЫаОГО ДИАМЕТРА содеР жащий шаровой корпус и размещенную в нем полую пробку, установленную на двух диаметрально противоположных полуосях, одна из которых связана с приводом поворота, н снабженную запорным диском, установленным иа коромысле, связанном с полуосями соединительными тягами с возможностью перемещения в направ= ленни к седлу, причем запорный диск закреплен иа коромысле при помощи центральной втулки, пропущенной через ответное отверстие коромысла и подпружиненной относительно него, отличающийся тем, что, с целью новиаения надежности, концЫ коромысла снабжены направляющими рычагами, а в полуосях свободнО расположены пальцы с пазами, через которые пропущены направляющие рычаги, кроме того, в коромысле.выполнены гнезда, а пробка снабжена кон.сольной пластиной с установленными на ней с возможностью взаимодействия с гнездами коромысла двумя коническими штифтами-фиксаторами, на направлякищих рычагах и в корпусе выполнены стопорные выступы, а на пробке установлены на поворотных
ocsx с возможностью взаимодействия с выступами направляющих рычагов два подпружиненных крючка, снабженных роликами, взаимодействующими со стопорныии выступами корпуса.
13:49884
65
Изобретение относится к арматуростроению и может быть использовано на трубопроводах большого диаметра при транспортировке токсичных агрессивных сред, требующих надежного уплотнения.
Известен клапан, содержащий эапорный диск, поджимаемый к седлу приводным устройством, содержащим два рычажных механизма (lj °
Недостатки устройства — сложность 1О конструкции и недостаточная надежность перекрытия трубопровода.
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к изобретению является клапан, содержащий шаровой корпус и размещенную в нем полую пробку, установ.ленную на двух диаметрально противоположных.осях,,одна иэ которых связана с приводом поворота, и снабженную запорным диском, уста- 4® новленным на коромысле, связанном с полуосями соединительными тягами с возможностью перемещения в направлении к седлу, причем запорный диск закреплен на коромысле посредством центральной втулки, пропущенной через ответное отверстие коромысла и подпружиненной.относительно него (23 .
Недостатком известного устрой- ЗО ства является недостаточная его надежность в связи с невозможностью обеспечения герметичного перекрытия седла.
Целью изобретения является повы- З5 шение надежности клапана.
Указанная цель достигается тем, что в шаровом клапане для трубопроводов большого диаметра, содержащем шаРовой коРпус и Размещенную 40 в нем полую пробку, установленную ,на двух диаметрально противоположных полуосях, одна из которых свя зана с приводом поворота, и -снабженную запорным диском, установленным на коромысле, связанном с полуосями соединительными тягами с возможностью перемещения в направлении к седлу, причем запорный диск закреплен на коромысле посредством центральной втулки, пропущенной через ответное отверстие коромысла и подпружиненной относительно него, концы коромысла снабжены направляю-. щими рычагами, а в полуосях свободно расположены пальцы с пазами, 55 через которые пропущены направляющие рычаги, кроме того, в коромысле выполнены гнезда, а пробка снабжена консольной пластиной с установленными на ней.с возможностью взаимо- 66 действия с гнездами коромысла двумя коническими штифтами-фиксаторами, .на направляющих рычагах и в корпусе выполнены стопорные выступы, а на пробке установлены на поворотных
2 осях с воэможностью взаимодействия с выступами направляющих рычагов два подпружиненных крюка, снабженных роликами, взаимодействующими со стопорными выступами корпуса.
На фиг.1 изображен шаровой клапан с запорным диском в открытом положении, вид спереди в поперечном сечении; на фиг.2 †. шаровой клапан, вид сбоку в поперечном сечении; на фиг.3 — то же, с запорным диском в положении перед закрытием, повернутым на 90 ; на фиг.4 то же, в положении прижатия запорного диска к седлу.
Шаровой клапан содержит шаровой корпус 1 и размещенную в нем полую пробку 2, установленную на двух диаметрально противоположных полуосях 3 и 4, одна иэ которых 3 связана с приводом 5 поворота. Полая пробка 2 снабжена запорным диском
6, установленным на коромысле 7,связанном с полуосями 3 и 4 соединительными тягами 8 и 9. Запорный диск
6 закреплен на коромысле 7 посредством подпружиненной центральной втул-. ки 10. Полая пробка 2 выполнена заодно с частью трубы 11, которая в открытом положении клапана представляет собой часть трубопровода внутри клапана.
Концы коромысла 7 снабжены направляющими рычагами 12 и 13, а в полуосях 3 и 4 свободно расположены пальцы 14 и 15 с пазами 16, через которые пропущены направляющие рычаги
12 и 13.
B коромысле 7 выполнены гнезда 17, а пробка 2 снабжена консольной пластиной 18 с установленными на ней с возможностью взаимодействия с гнездами 17 двумя коническими штифтамификсаторами 19. На направляющих рычагах 12 и 13 и в корпусе 1 выполнены стопорные выступы 20 и 21, а на пробке 2 установлены на поворотных осях 22 и 23 два подпружиненных крючка 24 и 25, взаимодействующие со стопорными выступами 20 направляющих рычагов 12 и 13. Подпружиненные крюки 24 и 25 снабжены роликами 26, взаимодействующими со стопорными выступами 21 корпуса 1.
Работа шарового клапана осуществляется следующим образОм.
Приводом 5 поворота осуществляют открытие или закрытие шарового клапана. При этом в открытом положении клапана часть трубы 11 представляет собой часть трубопровода, по которой происходит перемещение среды °
Для того, чтобы закрыть клЖан, осуществляют с помощью привода 5 поворот пробки 2 совместно с запорным диском б на. 90 . При. этом нинематическая цепь, перемещающая диск
1149884
6 и образованная коромыслом 7,. соединенным с тягами 8 и 9 направляющими рычагами 12 и 13, жестко соединена с полой .пробкой 2 с помощью конических штифтов-фиксаторов 19 и подпружиненных крючков 24 и 25.Следовательно, запорный диск 6 поворачивается жестко совместно с пробкой
2, что исключает смещение диска 6 относительно оси поворота под действием отсекаемой рабочей среды, и потому эапорный диск б устанавливается строго напротив уплотнительиой. поверхности седла. При этом для подвода запорного диска б к уплотнительной поверхности седла он направля- 15 ется жесткой системой, образованной коромыслом 7 и направляющими рычагами 12 и 13, которые могут только скользить по стопорным выступам 20 . и 21 и затем смещаться только по оси 20 седла. При этом предотвращается любой возможный поворот диска 6 вокруг пальцев 14 и 15 °
При закрытии клапана соединительные тяги 8 и 9 располагаются вдоль оси . седла в положении устойчивого равно25 весия, в результате чего уплотнение создается беэ воздействия привода 5.
Кроме того, запорный диск 6 не связан жестко с коромыслом 7 и направляющими рычагами 12 и 13, а упруго соединен с коромыслом 7, что позволяет исключить перекосы при сборке.
Таким образом, при повороте на 90 полой пробки 2 направляющие рычаги
12 и 13 входят в контакт с соответствующими стопорными выступами 20 и
21 и не могут далее поворачиваться, дальнейший поворот полой пробки 2 для закрытия клапана вызывает автоматическое освобождение конических штифтов-фиксаторов 3.9. Для улучшения сцепления запорного диска 6 и коромысла 7 с пробкой 2 при работе клапана в открытом положении или при закрытии имеются два подпружиненных крючка 24 и 25, сцепляющихся с выступами 20 направляющих рычагов 12 и 13. Крючки 24 и 25 снабжены ролнками 26, взаимодействующими со стопорными выступами 21 при их освобождении.
Технико-экономическая эффективность изобретения заключается в порышении надежности клапана путем: точной посадки запорйого диска на седло эа счет того, что запорный диск размещается в конце своего поворота точно напротив уплотнительной поверхности седла и при дальнейшем повороте перемещается строго радиально к седлу эа счет поворота соединительных тяг, т.е. во время запирания запорный диск расположен все время соосно седлу клапана.
ll49884
ЧЬг. 2
1149884
Составитель М.Кольцова
Редактор В.Данко ТехредЛ.Инкам Корректор Е. Сирохман. Заказ l936/46 Тираи 898 Подписное
ВИИИПИ Государстиенного ксиитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Рауаская иаб., д.4/5 те ее ь ютю чю Ф
° ег филиал ППП, . .цатевт ., г.уитород, ул.Проектная, 4




