Сдвоенная фрикционная муфта
СДВОЕННАЯ ФРИКЦИОННАЯ МУФТА, содержащая три диска, предназначенных для связи с элеМентйми переДйЧ, средний из которых установлен с воз:можностью осевого перемещения, отличающаяся тем, что,с целью повыщения плавности переключения , она снабжена дополнительным диском, размещенным между одним з крайних и средним дисками и жестко связанным с другим крайним диском, а последний установлен с возможностью осевого перемещения Н подпружинен к среднему диску.
COIO3 СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕ
К АВТОРСКОМ .Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3650244/25-28 (22) 10. 10.83 (46) 30.03.85. Бюл. № 12 (72) М. М. Городинский (53) 671.839 (088.8) (56) I. Авторское свидетельство СССР № 81263, кл. F 16 .Н 3/08, 1947 (прототип). (54) (57) СДВОЕННАЯ ФРИКЦИОННАЯ
МУФТА, содержащая три диска, предназна„„80„„1147871
4(51) F 1,6 D 13/40; F 16 Н 3/08 ченных для связи с элементами йерейаМ, средний из которых установлен с возможностью осевого перемещения, отличающаяся тем, что, с целью повышения плавности переключения, она снабжена дополнительным диском, размещенным между одним из крайних и средним дисками и жестко связанным с другим крайним диском, а последний установлен с возможностью осевого перемещения и подпружинен к среднему диску.
1147871
Составитель Э. Барановский .
Техред И. Верес Корректор И. Муска
Тираж 898 Подписное
ВНИИПИ Государственною комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж--35, . Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Редактор М. То втин
Заказ 1553/31
Изобретение относится к машиностроению и приборостроению, в частности к устройствам переключения фрикционных муфт коробок передач, и может быть использовано в станочном оборудовании, приборах и транспортных устройствах.
Известна сдвоенная фрикционная муфта, содержащая три диска, предназначенных для связи с элементамй передач, средний из которых установлен с возможностью осевого перемещения. В этой муфте крайние диски неподвижны, а средний перемещается в!ежду ними, 11).
Недостатком известной фрикционной муфгы является разрыв потока мощности при зереключении.
Цель изобретения — повышение плавности переключения.
Поставленная цель достигается тем, что сдвоенная фрикционная муфта, содержащая три диска, предназначенных для связи с элементами передач, средний из которых 20 установлен с возможностью. осевого перемещения, снабжена дополнительным диском, размещенным между одним из крайних и средним дисками и жестко связанным .с другим крайним диском, а последний установлен с возможностью осевого перемещения и подпружинен к среднему диску.
На чертеже изображена кинематическая схема сдвоенной фрикционной муфты коробки передач.
Сдвоенная фрикционная муфта содержит Зр крайний диск и контактирующий с ним посредством дополнительного диска 2 крайний диск 3, установленный на валу 4 с возможностью осевого перемещения и подпружиненный пружиной 5 к среднему диску 6, который также установлен на валу 7 с воз- З5 можностью осевого перемещения посредством рычага 8.
Диски 1 и.6 установлены телескопически и связаны с разными элементами передачи: диск 1 — с зубчатой передачей 9, диск 6— с валом 7.
Зубчатая передача 6 подобрана таким образом, что диски 1 и 6 вращаются в разные стороны.
Сдвоенная фрикционная муфта работает следующим образом.
При вращении вала 7 с такой же скоростью вращается диск 6. Диск 1 вращается в противоположном направлении со скоростью, определяемой передаточным числом передачи 9.
При включении привода прямой передачи диск 6 вступаеТ в контакт с диском 3 и выводит его из контакта с диском 1, преодолевая усилие пружины 5. При переходе на высшую передачу исключается преодоление момента трогания, а увеличение плавности перехода на прямую передачу обеспечивается синхронизацией скоростей вращения дисков 3 и 6 в процессе преодоления усилия прижима пружины 5.
Данная муфта может быть использована также как . механизм резкого торможения за счет вращения ведущего вала 7 и диска низшей передачи в разные стороны.
Положительный эффект от использования изобретения состоит в безударном переключении с низшей передачи на высшую и обратно, а также в возможности использования схемы устройства для увеличения скорости торможения в особых ситуациях.
По сравнению с объектами, использующими для этой цели синхронизаторы, ог1исанное решение значительно про!це.

