Шаговый привод
ШАГОВЫЙ ПРИВОД, содержаший корпус, расположенный в не.м с возможностью возвратно-поступательного движения ползун, установленные на ползуне сим.метрично одна относительно другой рейки и поочередно взаимодействующее с рейками зубчатое колесо, отличающийся тем, что, с целью расширения эксплуатационны.х возможностей путем обеспечения реверса, ползун установлен с возможностью качательного движения в плоскости торца колеса, последнее имеет четное количество зубьев, рейки закреплены на ползуне неподвижно и установлены так, что расстояние между вершинами зубьев их меньше наружного диаметра колеса, но больше его делительного диаметра. ш (Л О5 СЛ
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„„SU„„1146501
4(50
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
А фи|
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3590929/25-28 (22) 13.05.83 (46) 23.03.85. Бюл. ¹ 11 (72) В. П. Гапанюк (71) Омское ордена Ленина производственное объединение «Омскшина» (53) 621.833.12(088.8) (56) 1. Патент Германии № 167947, кл. 47 h21,,1903. (54) (57) ШАГОВЪ|И ПРИВОД, содержащий корпус, расположенный в нем с возможностью возвратно-поступательного движения ползун, установленные на ползуне симметрично одна относительно другой рейки и поочередно взаимодействующее с рейками зубчатое колесо, отличающийся тем, что, с целью расширения эксплуатационных возможностей путем обеспечения реверса, ползун установлен с возможностью качательного движения в плоскости торца колеса, последнее имеет четное количество зубьев, рейки закреплены на ползуне неподвижно и
iñTàновлены так, что расстояние между вершинами зубьев их меньше наружного диаметра колеса, но больше его делительного диаметра.
1146501
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах щаговых механизмов.
Известен шаговый привод, содержащий корпус, расположенный в нем с возможностью возвратно-поступательного движения ползун, установленные на ползуне симметрично одна относительно другой зубчатые рейки и поочередно взаимодействующее с рейками зубчатое колесо, в котором рейки смонтированы на шарнирно закрепленных в корпусе рычагах, а зацепление реек с колесом осуществляется посредством поочередного смещения реек в направлении колеса при возвратно-поступательном движении корпуса (1).
Недостаток известного шагового привода — ограниченные эксплуатационные возможности, в частности неприемлемость для реверсивных приводов.
Цель изобретения — расширение эксплуатационных возможностей привода путем обеспечения реверса.
Указанная цель достигается тем, что в шаговом приводе, содержащем корпус, расположенный в нем с возможностью возвратно-поступательного движения ползун, установленные на ползуне симметрично одна относительно другой зубчатые рейки и поочередно взаимодействующее с рейками зубчатое колесо, ползун установлен с возможностью качательного движения в плоскости торца колеса, последнее имеет четное количество зубьев, а рейки закреплены на ползуне неподвижно и расположены так, что расстояние между вершинами зубьев их меньше наружного диаметра колеса, но больше его делительного диаметра.
На фиг. 1 изображен шаговый привод, общий вид; на фиг. 2 — вид А на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез Б — Б на фиг. 2.
Шаговый привод содержит корпус 1, расположенный в нем с возможностью возвратно-поступательного перемещения ползун 2, установленные на ползуне 2 симметрично одна относительно другой зубчатые рейки 3 и 4 и поочередно взаимодействующее с рейками зубчатое колесо 5. Ползун 2 установлен в направляющей 6, смонтированной на рычаге 7. С ползуном 2 соединен силовой цилиндр 8, сообщающий ползуну 2 возвратно-поступательное движение. Регулировка длины хода ползуна осуществляется мерным винтом 9 и гайкой 10, закреп5
45 ленной неподвижно на рычаге 7. Последний имеет возможность поворота вокруг оси 11, установленной неподвижно в корпусе 1, а силовой цилиндр 8 установлен с возможностью качательного движения на оси 11. Для регулировки зацепления предусмотрены винтовые упоры 12 и 13, закрепленные в корпусе l. Поворот рычага 7 осуществляется силовым цилиндром 14. Расстояние между вершинами зубьев реек 3 и 4 меньше наружного диаметра зубчатого колеса 5, но больше его делительного диаметра, а колесо 5 имеет четное число зубьев.
Шаговый привод работает следующим образом.
Первоначально мерным винтом 9 устанавливается требуемая длина хода ползуна
2, соответствующая заданному углу поворота зубчатого колеса 5. Затем включается силовой цилиндр 14, и рычаг 7 отклоняется вправо до взаимодействия ползуна 2 с упором 13. Зубчатая рейка 4 вводится в зацепление с зубчатым колесом 5, включается силовой цилиндр 8, который перемещает ползун 2 вверх до контакта с винтом 9. При этом зубчатая рейка 4 поворачивает зубчатое колесо 5 на требуемый угол. По заданной программе силовой цилиндр 14 поворачивает рычаг 7 влево, выводит зубчатую рейку 4 из зацепления с зубчатым колесом 5 и одновременно вводит в зацепление с последней зубчатую рейку 3. Расположением зубчатых реек 3 и 4 таким образом, что расстояние между вершинами их зубьев меньше наружного диаметра колеса 5, но больше его делительного диаметра, и выполнением зубчатого колеса 5 с четным числом зубьев обеспечивается исключение возможности свободного проворота зубчатого колеса 5 при переключении, а также утыкания зубьев. Силовой цилиндр 8 включается на обратный ход и поворачивает зубчатое колесо 5 в том же направлении на требуемый угол.
При необходимости обеспечения реверса меняется последовательность включения силовых цилиндров 8 и 14.
Использование изобретения позволит создавать шаговые приводы повышенной надежности за счет исключения утыкания зубьев, а также обладающие более широкими эксплуатационными характеристиками за счет обеспечения реверса, который может выполняться автоматически.
1146501 в.ад
Фиг 2
I !
Составитель А. Герасимов
Редактор В. Данко Техред И. Верес Корректор М. Демчик
Заказ 1340/28 Тираж 898 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4


