Шаговый электродвигатель
1. ШАГОВЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ, содержащий , полый ротор, состоящий из чередунхдихся ферромагнитных зубьев и немагнитных участков, и статор, СОСТОЯ1ЦИЙ из разделенных немагнитными участками ферромагнитных секций с обмотками и полюсами, расположен/ нуми снаружи ротора, о т л и ч а ю щ и и с я тем, что, с целью повышения электромагнитного момента, снижения потерь и габаритов двигателя, статор дополнительно снабжен секциями , расположенными внутри ротора, причем все секции статора и немагнитные участкимежду ними размещены вдоль окружности ротора, число полюсов каждой секции равно трем, а ширина зубцов ротора, расстояние между зубцами, пмрина полюсов секции статора и расстояние между этими полюсами равны. 2. Электродвигатель по.п.1, отS личающийся тем, что окна катупжи обмотки статора имеют трапеце (Л идальное сечение, причем меньшее осс нование этой трапеции обращено в сторону рабочего зазора и равно ширине полюса на стороне, обращенной к рабочему зазору.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦ)4АЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСГ1УБЛИ К
А (19) (11) 4(51) Н 02 К 37 00
ГОСУД СТВЕКК и HOWTET COCA
ПО ДЕЛАМ ИЗОБ ЕТЕНий И ОТКЕЫтий
ОПИСАНИЕ ИЗ06РЕТЕНИЯ к *ето сноьм свидетвъатви (21) 3452157/24-07 (22) 14. 06.82 (46) 23.02.85. Бюп. 1Ф 7 (72) В.И.Бондаренко, А.А.Афонин, Г.Б.Аникин, С.Н.Сапа, Ю.Н.Федоров и В.Н.Куковинец (71) Запорожский ордена "Знак Почета" машиностроительный институт им. В.Я.Чубаря (53) 621.313. 13-133.3 (088.8) (56) 1.Авторское свидетельство СССР
У 453855, кл. Н 02 К 37/00, 1974.
2.Авторское свидетельство СССР
У 118037, кл. Н 02 К 37/00, 1957. (54)(57) 1. ШАГОВЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ, содержащий . полый ротор, состоящий из чере...,ующихся ферромагнитных зубьев и немагнитных участков, и статор, состоящий из разделенных немагнитными участками ферромагнитных секций с обмотками и полюсами, расположен/ ньяи снаружи ротора, о т л и ч а ю— шийся тем, что, с целью повышения электромагнитного момента, снижения потерь и габаритов двигателя, статор дополнительно снабжен секциями, расположенными внутри ротора, причем все секции статора и немагнитные участки между ними размещены вдоль окружности ротора, число полюсов каждой секции равно трем, а ширина зубцов ротора, расстояние между зубцами, петрина полюсов секции статора и расстояние между этими полюсами равны.
2. Электродвигатель по п.1, о т— л и ч а ю шийся тем, что окна З катушки обмотки статора имеют трапецеидальное сечение, причем меньшее основание .этой трапеции обращено в сторону рабочего зазора и равно ширине полюса на стороне, обращенной к рабочему зазору.
114! 528
Изобретение относится к электромашиностроению, а именно к шаговым электродвигателям, и может быть использовано в безредукторных электро приводах роботов и манипуляторов, а 5 также в электроприводах различных производственных механизмов для осуществления вращательного поворотного движения при сравнительно малых угловых скоростях, преимущественно для осуществления шаговых перемещений.
Известен электрический шаговый двигатель, содержащий зубчатый Аерромагнитный полый ротор и статор, состоящий из разделенных немагнитными 15 участками AeppoMBI HHTHbIx секций с обмотками. Полый ротор с аксиально размещенными зубцами консольно закреплен на торцовой поверхности диска, статор состоит из трех U-oáðàç- 20 ных магнитопроводов с обмотками и полюсами, примыкающими к наружной и внутренней поверхностям зубцов ротора. Между полюсами U-oáðàçíîãî магнитопровода установлена немагнитная прокладка, определяющая радиальные зазоры между зубцами ротора и полюсами статора (13.
Недостатком данного двигателя является то, что он имеет дополнитель- 30 ные технологические немагнитные зазоры между U-образными магнитопроводами и полюсами статора, повышающие магнитное сопротивление основному потоку, а наличие в обмотке статора, охватывающей магнитопровод, больших лобовых частей приводит к увеличению потоков рассеяния и добавочных потерь.
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к предлагаемому является электрический реактивный шаговый двигатель, содержащий полый ротор, состоящий из чере — 4 дующихся Аерромагнитных зубьев и немагнитных участков, и статор, состоящий из разделенных немагнитными участками Аерромагнитных секций с обмотками и полюсами, расположенными снаружи ротора (2j.
Недостатком известного двигателя является плохое использование активного пространства ввиду наличия охватывающих ротор кольцевых цилиндр н и- 55 ческих обмоток статора и, как следствие этого, увеличение потерь и габаритов двигателя.
Цель изобретения — повьш ение электромагнитного момента, снижение потерь и габаритов двигателя.
Поставленная цель достигается тем, что в шаговом электродвигателе, содержащем полый ротор, состоящий из чередующихся ферромагнитных зубьев и немагнитных участков, и статор, состоящий из разделенных немагнитными участками Аерромагнитных секций с обмотками и полюсами, расположенными снаружи ротора, статор дополнительно снабжен секциями, расположенными внутри ротора, причем все секции статора и немагнитные участки между ними размещены вдоль окружности ротора, число полюсов каждой секции равно трем, а ширина зубцов ротора, расстояние между зубцами, ширина полюсов секции статора и расстояние между этими полюсами равны.
Окна под катушки -обмотки статора могут иметь трапецеидальное с:-.чение.
1 причем меньшее основание этой трапеции обращено в сторону рабочего зазора и равно ширине полюса на стороне, обращеннои к рабочему зазору.
Такое выполнение электродвигателя позволяет наиболее полно использовать активное пространство, уменьшить габариты, снизить потери и увеличить электромагнитный момент.
На фиг. 1 показан двигатель, поперечное сечение; на Аиг. 2 — секция статора с трапецеидальным сечением окна катушки.
Двигатель имеет корпус 1, на наружной и внутренней поверхностях которого закреплены разделенные немагнит-,: ными участками 2 Аерромагнитные секции 3 и 4 статора с полюсами 5 и 6 и обмотками 7 и 8.
Полый ротор состоит из чередующихся ферромагнитных зубцов и немагнитных участков 10. Ширина зубцов ротора Ь, расстояние между зубцами
Э ротора b,èèðèíà полюсов Ъ статора и расстояние между этими полюсами Ь „ равны.
Каждая ферромагнитная секция статора содержит три полюса и два окна под катушку между этими полюсами.
Угловой размер каждой секции равен
Ь
Двигатель имеет m Ааз и и секций в каждой фазе. Угловой размер немагнитного участка
1 14 1528
2н г = ------ — 5 Ь
Z ш ° и и веса
ВН КИПИ
Тираж б4
Ц1цг. Г
Трехфазный двигатель, показанный . на фиг. 1 имеет в каждой фазе по четыре секции. Первая фаза объединяет секции 11 — 14. Вторую фазу образуют секции 15-18, а третью — секции 1922.
Каждая иэ и секций второй фазы
10 имеет угловой сдвиг относительно аналогичной и секции первой фазы на 1/3 зубцового деления ротора. Каждая из и секций третьей фазы имеет угловой сдвиг относительно «налогичной и сек— 15 ции первой фазы íà 7/3 зубцового деления ротора.
При выполнении секции статора с трапецеидальным сечением окна ка— тушки обеспечивается расширение обмоточного пространства.
Двигатель работает следующим образом.
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4
При подключении первой фазы к источнику питания ротор занимает положение (фиг. 1), когда его зубцы спосны полюсам секций 11 14.
В режиме последовательной коммутации фаз поочередно включается одна из трех фаз. Последовательность их включения определяет направление вращения ротора. Угловое перемещение ротора при последовательной коммутации фаз, т.е. шаг двигателя, + bead.
Z ш
Предлагаемый двигатель характеризуется улучшенным использованием активного пространства благодаря расположению секций статора снаружи и внутри ротора. Конструкция двигателя позволяет уменьшить его габариты и вес. либо увеличить электромагнитный момент при сохранении габаритов


