Устройство для определения натуральных величин линейных и угловых параметров объекта по комплексному чертежу
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАТУРАЛЬНЫХ ВЕЛИЧИН ЛИНЕЙНЫХ И УГЛОВЫХ ПАРАМЕТРОВ ОБЪЕКТА ПО КОМПЛЕКСНОМУ ЧЕРТЕЖУ , содержащее направляющую с ползунами , располЬженную перпендикулярно к ней щтангу, связанную с кареткой, установленный на щтанге транспортир и щарнирно связанную с транспортиром поворотную линейку с ползуном, отличающееся тем, что, с целью повышения удобства в работе и точности измерения, каретка установлена на направляющей с ползунами, поворотная линейка и штанга имеют совпадаюш 1е одна с другой продольные прорези, а каретка и лолзуны направляющей - выступы с калиброванными отверстиями, центры которых лежат на одной прямой, при этом ползун поворотной линейки имеет калиброванное отверстие для совмещения с отверстиями ползунов направляющей. (Л 1C со
СОЮЗ СО8ЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК, SU,„,1141023 A
4<511 В 43 L 13/14
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А8ТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPblTHA (21) 3625884/28-12 (22) 25.07.83 (46) 23.02.85. Бюл. № 7 (72) Н. Д. Носов (71) Брянский ордена «Знак Почета» институт транспортного машиностроения (53) 744.345 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 200770, кл. В 43 1 13/14, 1966. (54) (57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАТУРАЛЬНЫХ ВЕЛИЧИН ЛИНЕЙНЫХ И УГЛОВЫХ ПАРАМЕТРОВ
ОБЪЕКТА ПО КОМПЛЕКСНОМУ ЧЕРТЕЖУ, содержащее направляющую с ползунами, расположенную перпендикулярно к ней штангу, связанную с кареткой, установленный на штанге транспортир и шарнирно связанную с транспортиром поворотную линейку с ползуном, отличающееся тем, что, с целью повышения удобства в работе и точности измерения, каретка установлена на направляющей с ползунами, поворотная линейка и штанга имеют совпадающие одна с другой продольные прорези, а каретка и ползуны направляющей — выступы с калиброванными отверстиями, центры которых лежат на одной прямой, при этом ползун поворотной линейки имеет калиброванное отверстие для совмещения с отверстиями ползунов направляющей.
1141023
Изобретение относится к механизации чертежно-конструкторских работ и предназначено для определения натуральных величин и угловых параметров объекта по комплексному чертежу.
Известно устройство для определения натуральных величин линейных и угловых параметров объекта по комплексному чертежу, содержащее направляющую с ползунами, расположенную перпендикулярно к ней штангу, связанную с кареткой, установленный на штанге транспортир и шарнирно связанную с транспортиром поворотную линейку с ползуном (1) .
Недостатками известного устройства являются неудобство в работе и низкая точность измерения.
Цель изобретения — повышение удобства в работе и точности измерения.
Поставленная цель достигается тем, что в устройстве для определения натуральных величин линейных и угловых параметров объекта по комплексному чертежу, содержащем направляющую с ползунами, расположенную перпендикулярно к ней штангу, связанную с кареткой, установленный на штанге транспортир и шарнирно связанную
5 !
О
15 ю с транспортиром поворотную линейку с ползу- ном, каретка установлена на направляющей с ползунами, поворотная линейка и штанга имеют совпадающие одна с другой продольные прорези, а каретка и ползуны направляющей — выступы с калиброванными отверстиями, центры которых лежат на одной прямой, при этом ползун поворотной линейки имеет калиброванное отверстие для совмещенйя с отверстиями ползунов направляющей.
На фиг. 1 изображено устройство, общий вид; на фиг. 2 — и 3 — примеры использования устройства для определения натуральных величин линейных и угловых параметров по комплексному чертежу.
Устройство состоит из направляющей 1 с ползунами 2 и кареткой 3, на которой перпендикулярно направляющей жестко закреплена штанга 4. Штанга 4 имеет продольную прорезь, а ползуны 2 и каретка 3 — выступы с калиброванными отверстиями 5 — 7, центры которых лежат на одной прямой, параллельной продольной оси направляю- 45 щей 1.
На штанге установлен транспортир 8, который может перемещаться вдоль штанги.
С транспортиром шарнирно с помощью полой оси 9 связана поворотная линейка
10, несущая ползун 11 с калиброванным отверстием 12. Поворотная линейка 10 име. ет продольную прорезь, совпадающую с продольной прорезью на штанге, и снабжена указателем 13 для регистрации величин углов по транспортиру. Калйброванные отверстия
5,6, 7 и 12 имеют одинаковый диаметр, их центры обозначены на пластинах, закрепленных с нижней стороны калиброванных отверстий. Ползуны, каретки и транспортир снабжены винтами для фиксации их в требуемом положении.
Устройство работает следующим образом.
Для определения натуральных величин угла АВС, заданного на чертеже проекциями А В С и А В С, образованного в результате пересечения двух прямых а аь а ) и Ь(Ь, Ь ) в точке В(В, В ), предварительно на чертеже строят горизонталь h(hihz), которая отображается проекциями отрезка
AC (AjCJ А С ) и горизонтальную проекцию радиуса вращения R — BiOi AiC ).
После этого устройство накладывают на фронтальную проекцию А В С угла АВС так, что центры калиброванных отверстий 5 и
6 совпадают с фронтальными проекциями точек Аг и С . а центр отверстия полой оси
9 в результате перемещений каретки 3 со штангой 4 по направляющей 1 и транспортира по штанге 4 совпадает с фронтальной проекцией В> вершины угла В. Достигнув указанного положения, фиксируют разность высот Н между фронтальной проекцией центра вращения О> и фронтальной проекцией В вершины В. Фиксацию производят закреплением транспортира 8 относительно штанги 4 с помощью винта. Затем прибор накладывают на горизонтальную проекцию
AiBiC> угла ABC так, что центр калиброванного отверстия 6 совпадает с горизонтальной проекцией О> центра вращения О, а центр калиброванного отверстия 7 совпадает с горизонтальной проекцией Bi вершины В угла ABC.
Затем, сохраняя величину H между центрами отверстия 7 и полой оси 9, ползун
11 перемещают вдоль поворотной линейки так, что при ее повороте калиброванное отверстие 12 совмещается с калиброванным отверстием 6. Расстояние от центра отверстия 2 до центра полой оси определяет натуральную величину радиуса вращения R при вращении вершины В вокруг горизонтали h(h>, hz). Величину радиуса вращения фиксируют на поворотной линейке с помощью ползуна 11 и переходят к следующей операции (фиг. 3).
Устройство располагают относительно горизонтальной проекции А В С> угла АВС так, что центры калиброванных отверстии
5 и 6 совмещаются с горизонтальными проекциями Ci и А точек С и А горизонтали
h(hi, h ). В указанном положении ползуны фиксируют на направляющей с помощью винтов.
Затем, перемещая каретку по направляющей 1 и транспортир 8 по штанге 4, совмещают центр калиброванного отверстия 7 с горизонтальной проекцией Oi центра вращения О, а центр полой оси 9 — с горизонтальной проекцией Bi вершины В угла АВС.
В этом положении каретку фиксируют с помощью винта относительно направляющей.
После этого, не меняя расстояние R между центром полой оси 9 и центром отверстия
12, транспортир 8 перемещают вдоль штанги
1141023
4 так, что калиброванное отверстие 12 совпадает с калиброванным отверстием 7. В таком положении транспортир закрепляют относительно штанги 4, благодаря чему на приборе фиксируется повернутое положение
В, вершины В угла АВС вокруг горизонтали
h до положения, параллельно горизонтальной плоскости проекций, в результате его совмещения с плоскостью уровня, в которой лежит ось вращения h(hi, h )
Искомую величину угла а определяют путем последовательного совмещения продольной оси поворотной линейки с фиксированными положениями точек А(Аь А ) и С (Сь Сг) с помощью центров калиброванных отверстий 6 и 5, для чего необходимо предварительно освободить ползун 11. Для этого поворотную -линейку 10 располагают так, что ползун 11 своим калиброванным отверстием 12, в результате его перемещения
5 вдоль линейки, совмещается с калиброванным отверстием 6. По транспортиру 8 с помощью указателя 13 отсчитывают величину угла P .
Затем ползун 11 калиброванным отвер10 стием 12 совмещают с калиброванным отверстием 6 и по транспортиру 8 определяют величину угла сс . Искомая величина а между пересекающимися прямыми а
1аь а ) и Ь(Ь|, Ь ) определяется по разности полученных углов р и у, а =р — у .
1141023
Составитель 5. Гойфман
Редактор О. Юрковецкая Техред И. Верее Корректор М. Максимишинец
Заказ 396/17 Тираж 343 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент>, г. Ужгород, ул. Проектная, 4



