Способ возведения основания
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ ОСНОВАНИЯ дороги, включающий укладку слоя щебня , его разравнивание, укатку, последую1цее формирование расклинивающего слоя, увлажнение и уплотнение , отличающийся ;тем, что, с целью повьппения несущей способности основания, перед уклад|кой слоя щебня на подстилающий грунт укладьшают сетку с размерами ячеек, не-превышающими размеры зерен щебня для заклинивания и фиксации их в ячейках сетки при уплотнении.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН (19) (1I) 4(gg) Е 01 С 3/00
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИИ И ОТКРЫТИЙ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3619197/29-33 (22) 11.07.83 (46) 15,02.85. Бюл. N9 6 (72) А.Е.Мерзликин, В.Д.Казарновский и В.10.Гладков (71) Государственный всесоюзный дорожный научно-исследовательский институт "Союздорнии" (53) 624..05(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР
Р 804749, кл. Е 01 С 3/00, 1980.
2. СНиП Ш-40-78 Автомобильные дороги. Правила производства и приемки работ. М., Стройиздат, 1979. (54)(57) СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ ОСНОВАНИЯ дороги, включающий укладку слоя щебня, его разравнивание, укатку, последуюЩее формирование расклинивающего слоя, увлажнение и уплотнение, отличающийся тем, что, с целью повьппения несущей
;способности основания, перед укладicoA слоя щебня на подстилающий грунт. .укладывают сетку с размерами ячеек, не превьппающими размеры зерен щебня для заклинивания и фиксации их в ячейках сетки при уплотнении.
39790 2 таллическими штырями. Распределяют фракционированный щебень. Разравнивают и укатывают.тремя проходами катка по одному следу с перекрытием следа на 1/3 ширины вальца при скорости движения от 1,5 до 2 км/ч.
Распределяют расклинивающий материал и окончательно уплотняют основание за 12 проходов по одному следу с
1О одновременным увлажнением водой в ко,личестве 12 л/м .
В предлагаемом щебеночном основании отдельные частицы щебня в нижнем слое основания входят в зацеп15 ление с сеткой, объединяясь последней для совместной работы. Таким образом, щебеночное основание, кроме сжимающих вертикальных и горизонтальных напряжений, начинает вос20 принимать горизонтальные растягивающие напряжения.
Увеличение несущей способности щебеночного основания при таком способе устройства основания дока25 зано экспериментально (см. таблицу). расклинивающего слоя, увлажнение и уплотнение (2) .
Недостатком такого способа является низкая несущая способность 30 основания. Кроме того, в нижнем слое основания согласно этому способу не достигается совместность работы щебня в силу дискретности щебеночного материала.
Цель изобретения — повышение несущей способности основания.
Поставленная цель достигается тем, что согласно способу возведения основания, включающему укладку слоя 40 щебня, его разравнивание, укатку, последующее формирование расклинивающего слоя, увлажнение и уплотнение, перед укладкой слоя щебня на подстилающий грунт укладывают сетку с раз- 45 мерами ячеек, не превышающими размеры зерен щебня для заклинивания и фиксации их в ячейках сетки при уплотнении.
Щебеночное основание при толщине
Оцениваемый параметр
0,28 0,41 0,70
1,3- 1,21,2-1,4 1,5 1,3
1 11
Изобретение относится к строительству дорог и аэродромов, в частности к строительству их оснований.
Известен способ возведения основания дороги, включающий устройство слоя фракционированного щебня, заключенного между слоями структурообразующего материала в виде бокситоаого шлака (1) .
Недостатком такого способа возведения основания является низкий срок службы основания обуслов. леннык тем, что нижний структурообразующий слой щебеночного основания не обладает дренирующей способностью, что способствует накоплению и длительному задерживанию воды в основании, приводящему к уменьшению прочности щебня и, следовательно, к уменьшению срока службы основания.
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к предлагаемому является способ возведения основания, включающий укладку слоя щебня, его разравнивание, укатку последующее формирование
Способ осуществляется следующим образом.
На подготовленном подстилающем грунте, уплотненном до стандартной плотности =0,98, раскатывают рулонный сеточный материал из стекловолокна по всей ширине с перехлес том отдельных полотен в 10 см. Места стыковки полотен скрепляют меКоэффициент снижения активных сдвигающих напряжений . qgT под слоем щебня, на . глубине 6 см от поверхности грунта, под центром штампа,. при предлагаемом способе устройства основания (коэф. по отношению к про" тотипу) 11 1 и 2 соответственно толщина слоя щебня в см и диаметр штампа в см.
Для нежестких дорожных одежд с щебеночным основанием, у которых определяющим критерием при расчете является сдвиг в грунте, несущая способность дорожной одежды, выражен3 1139790 4 ная через коэффициент запаса проч- (Кэ =1,1) позволяет увеличить срок ности К д, увеличивается в КЗ раз, службы дороги на 6 л. если при применении способа устройст,а
Преимуществами способа устройства щебеночного основания с сеткой ва щебеночного основания дороги явиз стекловолокна активные сдвигающие 5 ляются повышение несущей способноснапряжения уменьшились в Кч>, раз. ти щебеночного основания, увеличе)
Снижение в подстилающем грунакт ние срока службы дороги, обусловленте для такого типа дорожных одежд ное повышением несущей способности позволит существенно продлить срок основания, возможность пропуска по службы дороги. дороге транспортных средств с больТак, например, для дороги с усо- шей расчетной нагрузкой; возможвершенствованным облегченным типом ность исключения перемешивания щебпокрытия и перспективной интенсив- ня с подстилающим грунтом, и тем, ностью движения на 10 год эксплуата- самым сохранение несущей способносции N =500 авт/сут снижение c, к j5 ти щебеночного основания на весь в подстилающем грунте в 1,1 раза период эксплуатации.
Составитель Б.Трусканов
Техред А.Кикемезей Корректор:Г.Решетник
Редактор А.Долинич
Заказ 238/21 Тираж 500 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35,Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4


