Разжимная оправка
РАЗЖИМНАЯ ОПРАВКА по авт. св. № 1046035, отличающаяся тем, что, с целью снижения энергозатрат при закреплении деталей, на внешней поверхности оправки выполнены дoпoлниteльныe пазы, расположенные параллельно осевой линии, и винтовая канавка, размещенная между витками винтовой полости. i (Л со СП СП О5 Од
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
4Ш В 23 В 31/40
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ABTOPGHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР по делАм изОБРетений и QTKpblTI44 (б1) 1046035 (21) 3596956/25-08 (22) 30.05.83 (46) 23.01.85. Бюл. № 3 (72) Л. K. Мельников и В. С. Смирнов (53) 621.941.3 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 1046035, кл. В 23 В 31/40, 1982 (прототип) .
„Я0 . 1135563 А (54) (57) РАЗЖИМНАЯ ОПРАВКА по авт. св. № 1046035, отличающаяся тем, что, с целью снижения энергозатрат при закреплении деталей, на внешней поверхности оправки выполнены дополнительные пазы, расположенные параллельно осевой линии, и винтовая канавка, размещенная между витками винтовой полости.
1135563
1
Изобретение относится к металлообработке и может быть использовано при закреплении деталей на токарных, круглощлифовальных станках, а также в различных приспособлениях на металлообрабатывающих станках, например фрезерных, при обработке пазов на внешней поверхности фланцевых соединений.
По основному авт. св. Ме 1046035 известна разжимная оправка, содержащая корпус, в котором выполнена по винтовой линии полость, образующая разностенные в любом поперечном сечении участки профиля, причем полость соединена с источником рабочей среды, подаваемой в нее под давлением, а на внешней поверхности оправки соосно винтовой полости выполнены пазы, образующие равностенные перемычки с полостью оправки (1J
Недостатком известной оправки являются большие энергетические затраты, направленные на ее деформацию при переходе в рабочее положение при закреплении детали.
Цель изобретения — снижение энергозатрат при закреплении детали.
Цель достигается тем, что в разжимной оправке на внешней поверхности оправки выполнены дополнительные пазы, расположенные параллельно осевой линии, и винтовая канавка, размещенная между витками винтовой полости.
Такое выполнение снижает энергозатраты при закреплении детали.
На фиг. 1 представлена предлагаемая оправка, общий вид; на фиг. 2 — сечение
А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — сечение Б — Б на фиг. 1.
Оправка состоит из корпуса 1, в котором выполнена по винтовой линии полость
2, образующая разностенные в любом попеперечном сечении участки профиля. Полость 2 заполнена рабочей средой, напри- 40 мер маслом, и соединена с источником давления (не показан) . В каждом последующем сечении (фиг. 2 и 3) направление смещения полости 2 относительно оси корпуса 1 отличается от предыдущего, à геометрическое место линий, соединяющих,в сечениях центры 3. полости 2 и центры 4 тяжести (при бесконечно большом количестве сечений), представляет собой винтовую поверхность.
На внешней поверхности корпуса 1 on- 50 равки соосно следу центровой линии 3 полости 2 выполнены пазы 5, расположенные друг от друга, например, на равном расстоянии и образующие с полостью 2 равностенные перемычки К= К,= К вЂ” — Кз— = К4= Кю что обеспечивает прогиб уточненной внешней поверхности корпуса оправки при ее взаимодействии с внутренней поверхностью обрабатываемой детали.
Шаг винтовой линии 3 полости 2 выбирают из расчета, что на ширине закрепляемой детали винтовая линия делает полный оборот, что соответствует оптимальному ва рианту крепления детали на оправке и ее центрированию.
Величина перемычек К выбирается либо расчетным путем, либо опытным из расчета обеспечения равномерной деформации ослабленного участка внешней поверхности оправки, расположенного над полостью
2, и обеспечения его максимальной площади, взаимодействующей с внутренней поверхностью закрепленной детали.
На внешней поверхности корпуса 1 оправки выполнены дополнительные пазы 6; расположенные параллельно осевой линии оправки, пересекающие опорные участки
7 в 11 внешней поверхности оправки и разбивающие опорные участки на отдельные участки 12, что облегчает деформацию опорных участков 7 — 11 относительно друг друга при переходе оправки в рабочее положение, так как опорные участки известной оправки представляют собой своеобразные ребра жесткости, на деформацию которых требуются дополнительные энергозатраты.
Дополнительные пазы 6 выполняются на глубину пазов и шириной 2 — 3 мм (ширина режущего инструмента, например, дисковая фреза). По окружности оправки дополнительные пазы 6 располагаются равномерно, что обеспечивает равномерную деформацию корпуса 1 оправки, количество которых может быть определено как опытным, так и расчетным путем исходя из возможности обеспечения оптимального режима деформации оправки.
Кроме того, на внешней поверхности корпуса 1 оправки в межвитковом пространстве винтовой полости 2 выполнена винтовая канавка 13, уменьшающая жесткость оправки при ее деформации.
Канавка 13 расположена между крайними пазами 5, образуя дополнительные опорные участки 14 и 15 внешней поверхности оправки. Глубина канавки 13 выполняется исходя из расчета необходимой жесткости оправки, исключающей ее деформацию при обработке закрепленной детали.
Оправка работает следующим образом.
При воздействии рабочей среды в оправке возникают изгибающие усилия, направленные вдоль линии, соединяющих центры
4 тяжести с центрами 3 полости 2. Но так как геометрическое место этих линий представляет собой винтовую поверхность, изгибающие усилия также распределяются вдоль корпуса 1 по винтовбй линии. Под действием этих усилий центры кривизны изгибов находятся в противоположном относительно направления смещения полости 2 положении.
1135563
А-А
1 1 2 3
Фиг.У
Фиг.2
Составитель Л. Ярхо
Техред И. Верес Корректор О. Билак
Тираж 1086 Подл исное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, K — 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Редактор А. Шандор
Заказ 10131/7
В рабочем состоянии (при воздействии рабочей среды) поперечный габаритный размер оправки увеличивается за счет общей винтовой деформации прямолинейного корпуса 1, причем эта деформация носит равномерный по длине характер, а величина деформации пропорциональна приложенному давлению.
Таким образом, при посадке на рабочую часть оправки обрабатываемой детали она оказывается равномерно зажатой по всей 10 длине за счет выбора оправкой посадочного зазора с усилием, пропорциональным внутреннему давлению рабочей среды.
При подаче рабочей среды в полость 2 происходит деформация всего утоненного
4 при помощи винтовой канавки 13 и пазов 6 корпуса оправки, причем наличие пазов 6 облегчает деформацию опорных 7 — 11 участков, разбивая их на отдельные участки 12, а наличие винтовой канавки 13 уменьшает жесткость оправки. Это позволяет снизить энергозатраты на деформацию оправки при том же усилии закрепления детали.
Такое выполнение оправки позволяет снизить энергетические затраты на 25—
35%.
Экономический эффект от внедрения изобретения может быть достигнут за счет снижения расхода электроэнергии, применения менее мощного оборудования и за— счет меньшей стоимости.


