Устройство для контроля исправности ламп транспортного средства
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ИСПРАВНОСТИ ЛАМП ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА , содержащее резистор, первый и втЬрой магниточувствительные элементы , каждый из которых содержит первую и вторую встречно включенные обмотки возбуждения, источник питания, соединенный выходом через прерыватель с первьм выводом переключателя направления , второй вывод которого соединен через первый диод с коллектором транзистора, а непосредственно - с первыми вьгоодами первых обмоток возбуждения первого и второго магниточувствительньк элементов, вторые выводы первых обмоток возбулздения которых соединены соответственно с первыми клеммами для подключения первой и второй контролируемых ламп, третий вывод переключателя направления соединен через замыкающие контакты вы ключателя аварийной сигнализации с его вторым выводом, через второй диод - с коллектором транзистора, а непосредственно - с первыми выводами вторых обмоток возбуждения первого и второго магниточувствительных элементов, вторые выводы вторых обмоток возбуждения которых соединены с первыми клеммами для подключения соответственно третьей и .четвёртой контролируемых ламп, вторые клеммы для подключения первой, второй, третьей и четвертой контролируемых ламп, вторые клеммы для подключения первой, второй, третьей и четвертой контролируемых ламп, соединенные с общей шиной устройства непосредственш но, а через контрольную лампу с эмиттером транзистора, отличающее ся тем, что, с целью повьппения достоверности контроля, в .устройство введены первый и второй выключатели, а в первый и второй магниточувствительные элементы введены соответственно первый и второй магсо ю нитодиоды, причем коллектортранзистора соединен через резистор с его базой и с анодами первого и второго д магнитопроводов, катоды которых соОд единены соответственно череэ второй О) и первый выключатели с общей шиной устройства.
SU„„
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
tINV
РЕСПУБЛИК заев С 01 R 31/25
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3644 1 53/24-21 (22) 19.09.83 (46) 30.12.84. Вюл. В 48 (72) В.Г. Вохмянин (53) 629.113.066.018(088.8) (56) 1. Патент CEIA II - 3644886, кл. 340-80, 1972.
2. Авторское свидетельство СССР
У 653777, кл. Н 05 В 37/03, 30.12.77. (54)(57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ИСПРАВНОСТИ ЛАИП ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащее резистор, первый и второй магниточувствительные элементы, каждый из которых содержит первую и вторую встречно включенные обмотки возбуждения, источник питания, соединенный выходом через прерыватель с первым выводом переключателя направления, второй вывод которого соединен через первый диод с коллектором транзистора, а непосредственно — с первыми выводами первых обмоток возбуждения первого и второго магниточувствительных элементов, вторые выводы первых обмоток возбуждения которых соединены соответственно с первыми клеммами для подключения первой и второй контролируемых ламп, третий вывод переключателя направления соединен через замыкающие контакты вы ключателя аварийной сигнализации с его вторым выводом, через второй диод — с коллектором транзистора, а непосредственно — с первыми выводами вторых обмоток возбуждения первого и второго магниточувствительных элементов, вторые выводы вторых обмоток возбуждения которых соединены с первыми клеммами для подключения соответственно третьей и четвертой контролируемых ламп, вторые клеммы для подключения первой, второй, третьей и четвертой контролируемых ламп, вторые клеммы для подключения первой, второй, третьей и четвертой контролируемых ламп, соединенные с общей шиной устройства непосредственно, а через контрольную лампу— с эмиттером транзистора, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения достоверностй контроля, в .устройство введены первый и второй выключатели, а в первый и второй магниточувствительные элементы введены соответственно первый и второй магнитодиоды, причем коллектор- транзистора соединен через резистор с его базой и с анодами первого и второго магнитопроводов, катоды которых соединены соответственно через второй и первый выключатели с общей шиной устройства.
1 11322
Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и предназначено для контроля исправности ламп накаливания в указателях поворота, в фонарях стоп-сигналов габаритных огней транспортных средств.
Известно устройство, содержащее контрольную лампу, герконы, обмотка возбуждения. которых включена последовательно с контролируемыми лампами Ц 10
Недостатком известного устройства является невысокая надежность контроля исправности ламп из-за большой критичности к разбросу пусковых и рабочих токов ламп, контролируемых одновременно. Другой недостаток состо-, ит в том, что герконы используротся для коммутации тока контрольной лампы, 20
Наиболее близким к изобретению является устройство для.контроля ис правности ламп транспортного средст.ва, содержащее резистор, первый и второй магниточувствительные элементы, каждый из которых содержит первую и вторую встречно включенные обмотки возбуждения, источник питания, соединенный выходом через прерыватель с первым выводом переключателя направ30 ления, второй вывод которого соединен через первый диод с коллектором транзистора, а непосредственно— с первыми выводами первых обмоток возбуждения первого и второго магниточувствительных элементов, вторые выводы первых обмоток возбуждения которых соединены соответственно с первыми клеммами для подключения первой и второй контролируемых ламп, третий вывод переключателя направле- 40 ния соединен через замыкающие контакты выключателя аварийной сигнализации с его вторым выводом, через второй диод — с коллектором транзистора, а непосредственно — с первыми выво- 45 дами вторых обмоток возбуждения первого и второго магниточувствительных элементов, вторые выводы вторых обмоток возбуждения которых соединены с первыми клеммами для подключения соответственно третьей и четвертой контролируемых ламп, вторые клеммы для подключения первой, второй, третьей и четвертой контролируемых ламп, соединенные с общей шиной .55 устройства непосредственно, а через
1 контрольную лампу — с эмиттером транзистора (2) .
66
Недостатком известного устройства является низкая достовернссть контроля, обусловленная возможностью ошибки определения одной пары неисправных ламп из двух пар подозреваемых в отказе, а также возможностью пропуска отказа ламп в условиях вибрации, когда контакты используемых герконов случайно замыкаются, создавая мигание контрольной лампы, т.е. ложный сигнал годности контролируемых ламп.
Цель изобретения — повышение достоверности контроля.
Поставленная цель достигается тем, что в устройство для контроля исправности ламп транспортного средства, содержащее резистор, первый и второй магниточувствительные элементы, каждый из которых содержит первую и вторую встречно включенные обмотки возбуждения, источник питания, соединенный выходом через прерыватель с первым выводом переключателя направления, второй вывод которого соединен через первый диод с коллектором транзистора, а непосредственно — с первыми выводами первых обмоток возбуждения первого и второго магниточувствительных элементов, вторые выводы первых обмоток возбуждения которых соединены соответственно с первыми клеммами для подключения первой и второй контролируемых ламп, третий вывод переключателя направления соединен через замыкающие контакты выключателя аварийной сигнализации с его вторым выводом, через второй диод — с коллектором транзистора, а непосредственно — с первыми выводами вторых обмоток возбуждения первого и второго магниточувствительных элементов, вторые выводы вторых обмоток возбуждения которых соединены с первыми клеммами для подключения соответственно третьей и четвертой контролируемых ламп, вторые клеммы для подключения первой, второй, третьей и четвертой контролируемых ламп, соединенные с общей шиной устройства непосредственно, а через контрольную лампу — с эмиттером транзистора, введены первый и второй выключатели, а в первый и второй магниточувствительные элементы введены соответственно первый и второй магнитодиоды, причем коллектор транзис-) тора соединен через резистор с его
11322 базой и с анодами первого и второго магнитопроводов, катоды которых соединены соответственно через второй и первый выключатели с общей шиной устройства.
На чертеже схематически представлена принципиальная схема предлагаемого устройства.
Устройство содержит прерыватель 1, переключатель 2 направления, первый
3 и второй 4 магниточувствительные элементы, транзистор 5, контрольную лампу 6, первый 7 и второй 8 диоды, резистор 9, первый 10 и второй 11 выключатели, выключатель 12 аварийной сигнализации, источник 13 постоянного напряжения.
Первый магниточувствительный элемент 3 содержит первьп магнитодиод 14, первую 15 и вторую 16 обмотки возбуж- 20 дения.
Второй магниточувствительный элемент 4 содержит второй магнитодиод 17, первую" 18 и вторую 19 обмотки возбуж25 дения. Для пояснения принципа действия устройства на чертеже показаны первая 20, вторая 21, третья 22 и четвертая 23 контролируемые лампы.
Выход источника 13 постоянного напряжения соединен через прерыватель 1 с первым выводом переключателя 2 направления, второй вывод которого соединен через первый диод 7 с коллектором транзистора 5, а непосредственно — с первыми выводами первых 35 обмоток 15 и 18 возбуждения первого
3 и второго 4 магниточувствительных элементов, вторые выводы первых обмоток 15 и 18 возбуждения которых соединены соответственно с первым и клеммами для подключения первой 20 и второй 21 контролируемых ламп. Третий вывод переключателя 2 направления соединен через замыкающие контакты выключателя 12 аварийной сигнализации 45 с его вторым выводом, через второй диод 8 — с коллектором транзистора 5, а непосредственно — с первыми выводами вторых обмоток 16 и 19 возбуждения первого 3 и второго 4 магнито- 50 чувствительных элементов, вторые выводы вторых обмоток 16 и 19 возбуждения которых соединены с первыми клеммами для подключения соответственно третьей 22 и четвертой 23 55 контролируемых ламп. Вторые клеммы для подключения первой 20, второй 21, третьей 22 и четвертой 23 контроли66 4 руемых ламп соединены с общей шиной устройства непосредственно, а через контрольную лампу 6 — с эмиттером транзистора 5. Коллектор транзистора 5 соединен через резистор 9 с его базой и с анодами первого 14 и второго 17 магнитодиодов, катоды которых соединены соответственно через второй 11 и первый 10 выключатели с общей шиной устройства.
Устройство работает следующим образом.
При установке переключателя 2 направления, например, в положение
"лево" (выключатель 12 разомкнут) прерывистое напряжение источника 13 постоянного напряжения с выхода прерывателя 1 через обмотки 16 и 19 элементов 3 и 4 подается на лампы
22 и 23, которые начинают периодически вспыхивать в левых указателях. поворота транспортного средства.
Одновременно напряжение источника
13 периодически поступает через диод 8 на коллектор транзистора 5.
В момент прохождения импульса тока контролируемых ламп 22 и 23 через обмотки 16 и 19 возбуждения сопротивление магнитодиодов 14 и 17 резко возрастает и потенциал с коллектора транзистора 5 поступает через резис- тор 9 на его базу. Транзистор 5 от- крывается, и контрольная лампа 6 вспыхивает синхронно с лампами 22 и 23. При установке переключателя 2 в положение право в случае исправности ламп 20 и 21 контрольная лампа 6 также мигает вследствие увеличения сопротивления магнитодиодов
14 и 17 от импульсов тока, протека- . ющих по обмоткам 15 и 18 возбуждения; причем напряжение питания подается на транзистор 5 через диод 7. Если возникает неисправность любой иэ контролируемых ламп 20-23, один из магнитодиодов 14 или 17 не увеличит свое сопротивление и транзистор 5 останется закрытым, поэтому контрольная лампа 6 не горит, сигнализируя о неисправности. Для того, чтобы о»»ределить какая лампа вышла из строя, размыкают выключатели 10 и 11. Если при размыкании выключателя 10 загорается контрольная лампа 6, это значит, что неисправна одна из ламп 21 или 23. Если при размыкании выключа-. теля 11 загорается контрольная лампа 6, это значит, что неисправна од-на из ламп 22 или 21.
1132266
Составитель В. Дворкин
Редактор С. Тимохина Техред А.Кикемезей Корректор C. Черни
Заказ 9787/39 Тираж T10 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
1 13035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал mm "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4
В режиме аварийной сигнализации (выключатель 12 замкнут) при одновременной работе ламп 22 и,.21 указателей поворота обеспечивается автоматическое выключение контрольной лампы 6, поскольку обмотки возбуждения каждого;из магнитодиодов,14 и 17 включены встречно и имеют одинаковые. ампер-витки.
Таким образом, за счет введения магнитодиодов 14 и 17, не создающих ложных замыканий при вибрации, а также выключателей 10 и 1! обеспечивается возможность различения одной из двух пар подозреваемых в отказе ламп и достоверная индикация годности при вибрации, что повышает достоверность контроля.



