Турбина
ТУРБИНА, содержащая корпус с входной улиткой и последовательно расположенные в нем радиальный направляющий аппарат и осевое рабочее лопаточное колесо, снабженное со .стороны входа криволинейным направляющим элементом, сопряженным с диском колеса и ограничивающим проточную часть турбины, о т п к чающаяся тем, что, с целью повышения КПД, корпус снабжен выходной улиткой, а рабочее .колесо - расположенным со стороны выхода дополнительным .направляющим, элементом, причем диск и оба направляющих элемента сопряжены между собой с образованием тороидальной поверхности со стороны проточной части, а радиальная протяженность каждого элемента составляет 0,9 - 1,1 высоты лопаток рабочего колеса. (Л с
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН ае (и) 3(59 F 01 D 1/06
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3660358/24-06 (22) 01. 11. 83 (46) 30. 12.84. Бюл. Н 48 (72) Л,Я. Лазарев, Е.А. Игнатьевский, IO.È. Константинов и В.А. Фа. деев (71) Московский ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции энергетический институт (53) 621.438(088;8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР
В 901584, кл. F 01 D 25/32, 1982.
1 (54) (57) ТУРБИНА, содержащая корпус с входной улиткой и последовательно расположенные в нем радиальный направляющий аппарат и осевое рабочее лопаточное колесо, снабженное со стороны входа криволинейным направляющим элементом, сопряженным с диском колеса и ограничивающим . проточную часть турбины, о т л и— чающая с я тем, что, с целью повышения КПД, корпус снабжен выходной улиткой, а рабочее .колесо — расположенным со стороны выхода дополнительным направляющим, элементом, причем диск и оба направляющих элемента сопряжены между собой с образованием тороидальной поверхности со стороны проточной части, а радиальная протяженность каждого элемента составляет 0,9 — 1, 1 высоты лопаток. рабочего колеса.
Изобретение относится к турбостроению и может быть использовано в турбине с радиальными подводом и отводом рабочего тела.
Известна турбина, содержащая корпус с входной улиткой и последовательно расположенные в нем радиальный направляющий аппарат и осевое рабочее лопаточное колесо, снабженное со стороны входа криволинейным направляющим элемантом, сопряженным с диском колеса и ограничивающим проточную часть турбины (1) .
Недостатком данной. турбины является невысокая экономичность, поскольку соотношения размеров проточной части не являются оптимальными и не предусмотрена возможность радиального отвода рабочего тела.
Цель изобретения — повьппение КПД турбины.
Указанная цель достигается тем, что в турбине, содержащей корпус с входной улиткой и последовательно расположенные в нем радиальный направляющий аппарат и осевое рабочее лопаточное колесо, снабженное со стороны входа криволинейным направляющим элемеитом, сопряженным с диском колеса и ограничивающим проточную часть турбины, корпус снабжен выходной улиткой, а рабочее колесо— расположенным со стороны выхода дополнительным направляющим элементом, причем диск и оба направляющих элемента сопряжены между собой с обра-. зованием тороидальной поверхности со стороны проточной части, а радиальная протяженность каждого элемента составляет 0,9 — 1,1 высоты лопаток рабочего колеса.
На фиг. 1 показана турбина, тороидальный разрез; на фиг. 2 — разрез
A-А и Б-Б на фиг. 1.
Турбина содержит корпус 1 с входной улиткой 2 и последовательно рас45
Оптимальные соотношения размеров, а также выполнение проточной части турбины тороидальной обеспечивает высокую экономичность турбины вследствие уменьшения аэродинамических потерь.
132030 1 положенные в нем радиальный направляющий аппарат 3 и осевое рабочее лопаточное колесо 4 с лопатками 5, снабженное со стороны входа криволинейным направляющим элементом 6, сопряженным с диском 7 колеса 4 и ограничивающим проточную часть турбины.
Корпус 1 снабжен выходной улиткой 8, а рабочее колесо 4 — расположенным
1О со стороны выхода дополнительным направляющим элементом 9, причем диск 7 и оба направляющих элемента 6 и 9 сопряжены между собой с образованием тороидальной поверхности 10,опи— санной в меридиальном сечении радиусом R, а радиальная протяженность и. каждого элемента 6 и 9 составляет
0,9 — 1,1 высоты 1 лопаток 5 рабочего колеса 4. Выходная улитка 8 может быть снабжена установленным в ней спрямляющим аппаратом 11.
Турбина работает следующим образом.
Рабочее тело поступает через входную улитку 2, в радиальном направля25 ющем аппарате 3 приобретает закрутку, криволинейным направляющим элементом
6 поворачивается из радиального в осевое направление и поступает в рабочее лопаточное колесо 4, где энергия рабочего тела превращается в механическую. При выходе из рабочего колеса 4 рабочее тело поворачивается посредством дополнительного направляющего элемента 9 из осевого в радиальное направление и поступает в
35 выходную улитку 8. Рабочее тело при входе в улитку 8 может иметь закрутку. В этом случае закрутка может быть устранена спрямляющим аппаратом 11.
ВНИИПИ Заказ 9740/28
Тираж 501 Подписное
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород. ул. Проектная, 4


