Устройство для контроля напряжений сети трехфазного электропитания
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ НАПРЯЖЕНИЙ СЕТИ ТРЕХФАЗНОГО ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ с выведенной нейтралью, содержащее три контрольные цепи из последовательно соединенных светодиода и защитного диода, первыми выводами подключенные каждая к отдельному фазному проводу сети, причем второй вывод первой контрольной цепи через гасящее сопротивление подключен к нулевому проводу, отличающееся тем, что, с целью упрощения и повышения надежности , вторые выводы второй и третьей контрольных цепей подключены к второму выводу первой цепи S и встречно-параллельно каждому светодиоду подключен стабилитрон. И
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИ 4ЕСНИХ
РЕСПУБЛИК
3(59 Н 02 Н 3/24; G 01 R 19/155;
Н 02 Н 3/00
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОП4РЫТИЙ i
/ ь, „...
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ(9 -:Н ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3632859/24-07 (22) 12.08.83 (46) 23.12.84. Бюл. Р 47 (72) М.И.Тупиков (71) Авиационно-техническая база
Домодедовского производственного объединения гражданской авиации (53) 621.316.925(088.8) (56) 1.Авторское свидетельство СССР
9 616678, кл. Н 02 Н 3/24, 1978.
2. Сато Х. Особенности практичес-. кого применения светодиодов. Пер. с . японского языка. — Денси гидзюцу, 1977, т.19 9 3, с.14-19; ГПНТБ СССР, пер.78/11794.
„„SU» 1130936 А (54 ) (57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ
НАПРЯЖЕНИЙ СЕТИ ТРЕХФАЗНОГО ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ с выведенной нейтралью, содержащее три контрольные цепи из последовательно соединенных светодиода и защитного диода, первыми выводами подключенные каждая к отдельному фазному проводу сети, причем второй вывод первой контрольной цепи через гасящее сопротивление подключен к нулевому проводу, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью упрощения и повышения надежности, вторые выводы второй и третьей контрольных цепей подключены к второму выводу первой цепи и встречно-параллельно каждому светодиоду подключен стабилитрон.
1130936
Изобретение относится к электротехнике, а более конкретно — к устройствам визуального контроля трехфазных систем электроснабжения с выведенной нейтралью, и предназначено для защиты электропотребителей от режимов неполнофаэного питания.
Известно. устройство для защиты электроустановки от пропадания одной и более фаз, содержащее три 10 резистора, первыми выводами подключенные к фазам контролируемой сети, а вторыми выводами соединенные в звезду, к нулевой точке которой подключена цепь иэ последовательно 15 соединенных диода,, а также динистора, гасящего регистра и светодиода, шунтированных конденсатором (1 7.
Недостатком устройства является то, что оно не позволяет сразу же определить фазу, в которой имеется обрыв, для чего требуются дополнительные цепи и операции контроля.
Наиболее близким к изобретению является устройство для визуального контроля, содержащее цепь иэ последовательно соединенных светодиода, защитного диода и гасящего сопротивления, подключенную к выводам источника контролируемого напряжения переменного тока.
При использовании известного устройства для контроля напряжений сети трехфазного электропитания три конт- 35 рольные цепи из последовательно соединенных светодиода и защитного диода первыми выводами подключают каждую к отдельному фазному проводу сети, второй вывод первой цепи через гасящее сопротивление подключают 40 к нулевому проводу сети, а вторые выводы второй и третьей цепей также подключают к нулевому проводу через отдельные гасящие сопротивления f2).
Недостатком известного устройства 45 является наличие в нем трех гасящих сопротивлений, каждое иэ которых должно обеспечивать рассеивание достаточно большой мощности, что усложняет конструкцию устройства. Кроме того, 50 иэ-за возможности повреждения светодиодов прямым током при аварийных забросах напряжения источника питания снижена надежность устройства. цель изобретения — упрощение конст 5 рукции и повышение надежности уст».ройства.
Цель достигается тем, что вторые выводы второй и третьей контрольных цепей светодиодов подключены к второму выводу первой цепи и встречно-параллельно каждому светодиоду подключен стабилитрон.
На чертеже представлена схема предлагаемого устройства.
Устройство содержит входы 1-3 для подключения к фазным проводам сети и вход 4 для подключения к нулевому проводу, защитные диоды 5-7, светодиоды 8-10, стабилитроны 11 — 13, гасящие сопротивление 14, Последовательно соединенные светодиоды 8 и защитный диод 5 образуют первую контрольную, цепь, которая своим первым выводом (анодом диода 5) подключена к первому фазному проводу сети, а вторым выводом (катодом све тодиода 8) через гасящее сопротивление 14 — к нулевому проводу сети.
Последовательно соединенные светодиод 9 и защитный диод б образуют вторую, а последовательно соединенные светодиод 10 и защитный диод 7 третью контрольные цепи, которые своими первыми выводами (соответственно анодами диодов б и 7) подключены к второму и третьему фаэным проводам сети. Вторые выводы второй и третьей контрольных цепей (соответственно катоды светодиодов 9 и 10) подключены к второму выводу первой контрольной цепи (катоду светодиода 8). Встречно-параллельно каждому из светодиодов 8-10 подключен стабилитрон 11-13 соответственно.
Устройство работает следующим образом.
При подаче на входы 1-4 устройства соответствующих напряжений .сети трехфазного электропитания через светодиоды 5-7 протекает ток. Светодиоды излучают, чем обеспечивается селективная визуальная сигнализация наличия всех фаз электропитания и связи с нулевым проводом. При пропадании одной и более фаз или связи с нулевым проводом соответствующие светодиоды 5-7 не излучают.
Стабилитроны 11-13 обеспечивают защиту светодиодов от перегрузки прямым током при выбросах напряжения электропитания.
Упрощение устройства, достигаемое благодаря исключению иэ него двух гасящих сопротивлений, и повышение его надежности позволяют контролировать исправность наземных источников электропитания самолетов путем размещения предлагаемого устройства непосредственно в розетке кабеля, соединяющего наземный источник с бортовой электрической сетью самолета.
Это особенно важно для авиационных наземных источников трехфазного электропитания, выполненных по четырехпроводной схеме с выведенной силовой нейтралью, обрыв которой приводит к тяжелым авариям в бортовой электрической сети самолетов и отказам дорогостоящего электронного оборудования.

