Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, содержащая рубашку охлаждения, радиатор с верх ним и нижним бачками, насос, термостат , тепловой аккумулятор, соединенные системой трубопроводов, и вентилятор, причем выходной и входной каналы рубашки охлаждения соединены соответственно с верхним и нижним бачками радиатора, связанными между собой через термостат и первый бай-, пасный трубопровод, а тепловой аккумулятор установлен в трубопроводе, соединяющем нижний бачок радиатора с входным каналом рубашки охлаждения , отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности путем улучшения точности регулирования температуры охлаждающей жидкости, тепловой аккумулятор заполнен теплоаккумулирующим веществом,температура плавления которого равна рабочей температуре охлаждающей жидкости,и подключен к трубопроводу системы охлаждения между первым байпасным трубопроводом и входным каналом рубашки охлаждения через параллельный ему второй байпасный трубопровод с термоКЛ статом. . со ю
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„.ЯО„„А
3(51) F 01 Р 3/20
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ "К ABTOPGHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЭОБРЕТЕКИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3376919/25-06 (22) 05.01.82 (46) 15.12,84. Бюл.Р 46 (72) В.Г.Тишаков (71) Московский автомобильный завод им.И.A.Ëèõà÷åâà (53) 621.43-71(088.8) (56) l,Aâòñðñêoå свидетельство СССР
9 756056, кл. F 01 P 3/20, 1977 ° (54)(57) СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, содержащая рубашку охлаждения, радиатор с верх-. ним и нижним бачками, насос, термостат, тепловой аккумулятор, соединенные системой трубопроводов, и вентилятор, причем выходной и входной каналы рубашки охлаждения соединены соответственно с верхним и нижним бачками радиатора, связанными между собой через термостат и первый бай-. пасный трубопровод, а тепловой аккумулятор установлен в трубопроводе, соединяющем нижний бачок радиатора с входным каналом рубашки охлаждения, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности путем улучшения точности регулирования температуры охлаждающей жидкости, тепловой аккумулятор заполнен теплоаккумулирующим веществом, температура плавления которого равна рабочей температуре охлаждающей жидкости,и подключен к трубопроводу системы охлаждения между первым байпасным трубопроводом и входным каналом рубашки охлаждения через параллельный ему Р9 второй байпасный трубопровод с термо. статом.
1129392
Изобретение относится к машиностроению, а именно двигателестроению, и может найти широкое распространение на транспортных средствах с двигателями внутреннего сгорания, эксплуатирующихся в холодное время года.
Известна система охлаждения двигателя внутреннего сгорания, содержащая рубашку охлаждения, радиатор с верхним и нижним бачками, насос, )О термостат, тепловой аккумулятор, соединенные системой трубопроводов, и вентилятор, причем выходной и вход ной каналы рубашки охлаждения соединены соответственно с верхним и нижним бачками радиатора, связанны" ми между собой через термостат и первый байпасный трубопровод, а тепловой аккумулятор установлен в трубопроводе, соединяЮщем нижний бачок радиатора с входным каналом рубашки охлаждения (1J .
Известная система охлаждения является простой и надежной в эксплуатации и позволяет значительное время сохранять двигатель в прогретом состоянии, в период остановок, не прибегая к работе его на холостом ходу в холодное время года, снизить скорость остывания при работе в режи. ме холостого хода и на малых нагрузках, Однако эффективность работы известной системы охлаждения недостаточно высока ввиду низкой точности регулирования температуры охлаждаю- 35 щей жидкости из-за ее относительно=. невысоких теплоаккумулирующих свойств.
Цель изобретения — повышение эффективности работы системы охлажде- 40 ния двигателя внутреннего сгорания путем улучшения точности регулирования температуры охлаждающей жидкости
Поставленная цель достигается тем, что в системе охлаждения двигателя внутреннего сгорания, содержащей рубашку охлаждения, радиатор с верхним и нижним бачками, насос, термостат, тепловой аккумулятор, 50 соединенные системой трубопроводов, и,вентилятор, причем выходной и входной каналы рубашки охлаждения соединены соответственно с верхним и нижним бачками райиатора, связанными между соиой через термостат и первый байпасный трубопровод, а тепловой аккумулятор установлен в трубопроводе, соединяющем нижний бачок радиатора с входным каналом рубашки охлаждения, тепловой аккумулятор за- бО полнен теплоаккумулирующим веществом, температура .плавления которого равна рабоче и температуре охлаждающей жидкости, и подключен к трубопроводу системы охлаждения меж- б5 ду первым байпасным трубопроводом и входным каналом рубашки охлаждения через параллельный ему второй байпасный трубопровод с термостатом..
На чертеже представлена схема системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания.
Система охлаждения содержит рубашку охлаждения двигателя 1 внутреннего сгорания с входным и выходными каналами, термостаты 2 и 3, радиатор 4 с верхним и нижним бачками, вентилятор 5, насос б, тепловой аккумулятор 7, первый 8 и второй 9 байпасные трубопроводы.
Система охлаждения работает следующим образом.
После запуска,цвигателя 1 для ускорения его прогрева термостат 2 закрыт, а термостат 3 открыт. В результате охлаждающая жидкость по байпасному трубопроводу 9 пойдет в обход тепловому аккумулятору 7.
Когда температура охлаждающей жидкости на выходе из двигателя 1 достигает 80-85 С, термостат 3 переключает поток жидкости, направляя ее через трубопровод 8 в тепловой аккумулятор 7, где охлаждающая жидкость отдает свое тепло теплоаккумулирующему веществу с температурой плавления, равной рабочей температуре охлаждающей жидкости (например нафталин с температурой плавления 80 С) .
Тепловой аккумулятор 7 выполняет функцию радиатора до тех пор, пока все теплоаккумулирующее вещество теплового аккумулятора 7 не расплавится, после чего температура охлаждающей жидкости снова начнет повышаться.
При достижении 90 С термостат 2 ото крывается и охлаждающая жидкость начинает поступать в радиатор 4. В радиаторах перепад температур охлаждающей жидкости обычно составляет
4-5O . Поэтому при температуре жидо кости на входе в радиатор 90-95 С ее температура на выходе (т.е. на входе в тепловой аккумулятор 7) о будет около 85-90 С, При расплавленном состоянии теплоаккумулирующего вещества (аккумулятор 7 заряжен) при работе двигателя на частичных режимах, когда температура жидкости на выходе иэ радиатора понижается, тепловой аккумулятор выполняет роль нагревателя охлаждающей жидкости, а при температуре жидкости на выходе иэ двигателя 1 ниже 85 С термостат 2 закрывается и жидкость проходит только через аккумулятор 7, о выходя иэ него с температурой 80 С до тех пор, пока тепловой аккумулятор
7 не разрядится (теплоаккумулирующее вещество станет твердым). В дальней ) шем по мере охлаждения теплоаккумулирующего вещества снижается и температура охлаждающей жидкости.
1129392
Составитель А.Сайкин
Редактор Т.Колб Техред O.Bàùèøèíà Корректор С.Черни Заказ 9425/28 Тираж 501 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5
Филиал ППП Патент, r.Óæãîðoä, ул.Проектная, 4
Применение представленной системы охлаждения позволяет уменьшить эксплуатационный расход топлива за счет увеличения времени работы двигателя с отключенным вентилятором (на привод которого затрачивается до 6% максимальной мощности двигателя, Расход топлива уменьшается и за счет исключения прогрева двигателя 1 после его остановки (на период разрядки теплового аккумулятора 7), а также исключения работы двигателя с переохлаждением жидкости. Уменьшается износ и увеличивается долговечность двигателя, так как эти показатели во многом зависят от теплового состояния двигателя.
При введении в конструкцию теплового аккумулятора 7 электронагревателей плавкого вещества, питаемых от внешней электросети, система охлаждения может длительно поддерживать двигатель в готовности к пуску.
Таким образом, представленная система охлаждения двигателя внут о реннего сгорания обеспечивает повышение эффективности работы путем улучшения точности регулирования температуры охлаждающей жидкости, что особенно важно для двигателей, экс15 плуатируемых в холодное время года в северных районах страны.


