Торсионная подвеска транспортного средства
1. ТОРСИОННАЯ ПОДВЕСКА ( РАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащая рычаг, одним концом связанный с осью колеса, а другим - с концами торсионных алемеитов, которые размещены внутри связанной с рамой транспортного средства трубы и закреплены другими концами на указанной раме, отличающаяся тем, что, с целью повышения срока службы, она снабже на эластичн| 1М сердечннком, заполняющий пространство между торсионными элементами , а такжемежду последними и трубой. 2.Подвеска по п. 1, отличающаяся тем, что эластичный сердечник выполнен из двух полуцилиидрических частей с гнездами для торсионных элементов и с продольными прорезями , сопряжёнными с указанными гнездами . 3.Подвеска по п. I, отличающаяся тем, что сердечник в поперечном сечении выпол иен из нескольких сегментов. 4.Подвеска по п. 1, отличающаяся тем, что сердечник выполнен неразъемным. ю о о 00 ОЭ
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
А за В 60 G II IS:
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГО ДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
21 3438830/27-11 °
22 17.05.82 . 46 !5.!2.84. Бюл. № 46
72 Н. И. Бондарь, А. С; Гринюк и . П, Чергинец
53) 629.11.012.855 (088.8)
56) I. Авторское свидетельство СССР № 8512083, кл. В 60 G 11/18, 03.05.73.
54) (57) . ТОРСИОННАЯ ПОДВЕСКА
РАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержа- . щая рычаг, одним концом связанный с осью колеса, а другим — с концами торсионных элементов, которые размещены внутри связанной с рамой транспортного средства тру:.бы и закреплены другими концами на указанной раме, отличающаяся тем, что, с це„,80„„1129083 лью повышения срока службы, она снабжена эластичным сердечником, заполняющим пространство между торсионными элементами, а также между последними и трубой.
2. Подвеска по п. 1, отличающаяся тем, что эластичный сердечник выполнен из двух полуцилиндрических частей с гнездами для торсионных элементов и с продольными про, резями, сопряженными с указанными гнездами.
3. Подвеска по п. 1, отличающаяся тем, что сердечник в поперечном сечении выпол» иен из нескольких сегментов.
4. Подвеска по п. 1, отличающаяся тем,, что сердечник выполнен неразъемным.
1!29083
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к подвескам транспортных средств.
Известна подвеска транспортного средства, содержащая рычаг, одним концом связанный с осью колеса, а другим — с концами торсионных элементов, которые размещены внутри связанной с рамой транспортного средства трубы и закреплены другими концами на указанной раме (1).
Недостатком данной подвески является ее низкая долговечность, вследствие того, 10 что нет перераспределения нагрузок между торсионными элементами.
Цель изобретения — повышение срока службы, подвески, Поставленная цель достигается тем, что подвеска, содержащая рычаг, одним концом связанный с осью колеса, а другим— с концами торсионных элементов, которые размещены внутри связанной с рамой транспортного средства трубы и закреплены другими концами на указанной раме, снабжена эластичным сердечником, заполняющим про- странство между торсионными элементами, а также между последними и трубой.
Кроме того, эластичный сердечник может быть выполнен из двух полуцилиндрических частей с гнездами для торсионных элементов и с продольными прорезями, сопря женными с указанными гнездами или в поперечном сечении из нескольких сегментов. . Сердечник также может быть выполнен неразрезным.
На фиг. изображена подвеска, общий вид; на фиг. 2 — узел торсиона; на фиг. 3— торсион со; .на фиг. 4 — торсион с полуцилиндрическими элементами сердечника; на фиг. 5 — сердечник, состоящий из двух полуцилиндров; на фиг. 6 — торсион с сегментными элементами сердечника; на фиг. 7 — сердечник, состоящий из сегментов. 35
Устройство состоит из торсиона 1, содержащего набор образованный центральным
2 и периферийным 3 торсионными элементами уложенными в гнездах 4 эластичного сердечника 5, заключенного в трубу 6 Элементы 2 и 3 с одной стороны связаны посред- 40 ством шлицев 7 или граней 8 через переходную втулку 9 с трубои 10 поперечных рычагов 11, а с другой стороны — с кронштей-. ном !2 транспортного средства.
Эластичный сердечник может быть выполнен сплошным (фиг. 3) или разборным 4 (фиг. 4 — 7), состоящим из двух полуцилиндров (фиг. 5) или нескольких секторов (фиг. 7)
Для укладки стержней в эластичном сердечнике, состоящем из полуцилиндров, предусмотрены прорези 13, ширина которых меньше диаметра стержней.
Устройство работает следующим обра. зом.
При наезде колеса транспортного средства на препятствие или опускании его в выемку дорожного покрытия .через рычаги
i1, грубу 10 рычагов подвески, переходную шлицевую втулку 9, шлицы 7 или грани 0 деформация передается на один конец тор. сионных элементов, а так как другие их кои цы защемлены в кронштейне 12, то в ре.зультате закручиваются элементы 2 и 3 торсиона I.
Периферийные элементы 3 кроме деформации кручения испытывают. сложную деформацию, передавая ее через гнезда 4 на сердечник 5, в котором элементы 3 и 2 установлены с некоторым натягом.
При закручивании торсиона в процессе сближения рамы и оси транспортного средства демпфирующий элемент (сердечник) выполняет роль прослойки, исключающей непосредственный контакт и затирание поверхностей стержней между собой. В ре-, зультате этого обеспечивается равномерное распределение контактных напряжений и увеличивается эластичность подвески. При раскручивании торсиона материал демпфирующего элемента контактирует с металлическими поверхностями стержней и трубы, что способствует гашению колебаний подрессорных масс транспортного средства.
В зависимости от варианта исполнения сердечника 5 сборка может производиться след ющим образом.
Л ри выполнении сердечника 5 в виде двух полуцилиндров сборка начинается с установки элемента в среднее гнездо полуцилиндра. При этом элемент проходит через ручей 13, деформируя боковины ручья. По установке элемента в гнездо 4 боковины ручья за счет упругих свойств материала возвращаются в исходное положение.
Затем устанавливаются два остальных элемента в полуцилиндр демпфера, одна из боковин ручья которого менее жесткая.
При сборке демпфера 5 в виде отдельных сегментов конструктивно обеспечена легкость сборки. Однако для ускорения выполнения последующей сборочной операции узел предварительно подвергают подсборке путем Применения стяжных элементов по краям узла, чем обеспечивается легкость установки торсиона в сборе в трубу 6.
При применении цельного элемента 5 предварительно производится монтаж элементов торсиона в кронштейнах и трубе, ко ; торая затем заполняется материалом демп. фирующего элемента.
В описанных вариантах конструкции обес печена ремонтнопригодность узла, позволяющая производить замену любого из вышедших из строя элементов. Причем в случае поломки любого из элементов торсиона он продолжает передавать нагрузку за счет демпфера 5.
Применение предложенной подвески поз воляет повысить ее срок службы, увеличить эластичность узла торсиона и уменьшить жесткость, а также способствует гашению колеба ни и подрессорных масс тра нспорт,ного средства.
Il29083
1 I 29083
1129083
1!29083
Редактор Н. Воловик
Заказ 8951/12
Составитель А. Никитин
Техред И. Верес Корректор О. Тнгор
Тираж 656 Поднисное
ВНИИПИ Государственногб комитета СССР но делам изобретений и о крытий! 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», r. УжгЬрод, ул. Проектная, 4