Выключаемая муфта
ВЫКЛЮЧАЕМАЯ МУФТА, содержа , щая ведущую полумуфту, выполненную в виде ступицы, установленной на ней каретки с торцовыми кулачками и расположенных между ними в совмещенных:: паз ах пружин сжатия, а также подвижную по оси ведомую ползмуфту: с выемками на торце, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности путем обеспечения плавности включения, ведомая полумуфта выполнена в виде ступицы, установленной на ней дополнительной каретки с торцовыми кулачками и расположенных между ними в совмещенных пазах пружин сжатия меньшей жесткоети , чем пружины ведущей полумуфты, последняя вьшолнена с выемками на торце, расположенными между кулачками , кулачки обеих полумуфт выполнены в виде шариков, зафиксированных от осевого смещения, а выемки - сферическими . сл
союз советских социАлистичесних
РЕСПУБЛИК
„„SU„„1124139 А
З(51) F 16 Ъ 11/04
Ъ фл
".- h4
g h Ф !
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
1 j
Н АВТОРСИОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ с
° °
° °
ГосудАРстненный номитет сссР по делАм изоБРетений и ОткРытий (21) 3229437/25-27 (22) 04 ° 01. 81 (46) 15. 11.84. Бюл. У 42 (72) С.М.Гладкевич (53) 621.825.52(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР
Р 721598, кл.. F 16 Il 6/06, 1971, 2. Авторское свидетельство СССР
Р 549615, кл. F 16 Ъ 11/04, 1975 (прототип) ° (54) (57) ВЫКЛ10ЧАЕМАЯ МУФТА, содержащая ведущую полумуфту, выполненную в виде ступицы, установленной на ней каретки с торцовыми кулачками и расположенных между ними в совмещенных.пазах пружин сжатия, а также подвижную по оси ведомую полумуфту, с выемками на торце, о т л и ч а ю— щ а я с я тем, что, с целью повышения надежности путем обеспечения плавности включения, ведомая полумуфта выполнена в виде ступицы, установленной на ней дополнительной каретки с торцовыми кулачками и расположенных между ними в совмещенных пазах пружин сжатия меньшей жесткос- ти, чем пружины ведущей полумуфты, последняя выполнена с выемками на торце, расположенными между кулачками, кулачки обеих полумуфт выполнены в виде шариков, зафиксированных от осевого смещения, а выемки — сферическими.
1124139 ческими.
В III, ?туфтя дамой 2 и латн 3 и мутт> ты адн
П -. Л ЬП т„к Я П
Изобретение относится к машиностроению,,в частности, к устройствам для передачи вращения.
Известна упругая муфта, содержащая две полумуфты, взаимодействующие через шарики, установленные в сепараторе, и подпружиненные соосно расположенной пружиной (1j.
Недостатком данной муфты являетсН большой осевой габарит из-за соос- jQ но расположенной пружины.
Паибалее близкой к предлагаемой по технической сущности и достигаемому результату является выключаемая муфта, содер>кащая ведущую полумуфту, выполненную в вцце ступицы, установ" ленной Ira ней каретки с торцовыми кулачками и расположенные между ними в совмещен??ых пазах пружин сжатия, а также поДвижнУю по оси ведамУЮ полУ- 2т> муфту с выемками на торце 3 2 j.
Недостатком известного технического решения является низкая надежность из-за высокой жесткости включения. 25
Цель изобретения — повышение надежности путем обеспечения плавности включения.
Поставленная цель достигается тем, что в. выключаемой муфте, содержащей ведущую полумуфту, выполненнукт в виде ступицы, установленной ня ней каретки с торцовыми кулачками и расположенных между ними в совмещенных пазах пружин сжатия, а также подвижную по оси ведомую полумуфту с выемками на торце„ ведомая полумуфта выполнена в виде ступитпя, установленной на пей дапалнтительнай каретки с торцовыми кулачками и расположенпых между ними в совмещенных пазах пружин сжатия меньшей >жесткости, чем пружины ведущеи палумуфты, последняя выполнена с выемками на торце,. расположенными между кулачками, кулачки обеих полумуфт выполнены в виде шариков, зафиксированных от осевого смещения я выемки — сфериНа фиг. 1 изобра>кена упругая муф- 50 та, разрез HB фиг. 2 — Ведущая палумуфта с се элементами общий
СО С r От Т ?IЗ 73BiI IU . òò ) 1I ВЕ алумуфт. са р>r.FBI!ньг. с ва- 55
4.- По устройству обе палуотипны и састявлены из кОль етстк з и 6 и копцентт>ично расположенных в них ступиц 7 и 8 (фиг; 1). В торцовых частях кареток
5 и 6 высверлены сферического вида стыковочные выемки 9 и арочного вида гнезда 10. В последних расположены соединительные шарики 11 и 12, заблокированные сепараторами 13 и
14, жестко соединенными с корпусами . кареток болтами с потайной головкой,5. .Каретки 5 и 6 подвижно соединены со ступицами 7 и 8 при помощи одиночных шариков 16, расположенных в лотках 17 и 18, ограничиваемых лопастями 19 стулиц и лопастями 20 кареток. Поочередно с лотками в каретКВх и ступицах выпал?Пены сОвмещенные
Зазы 21 и 22, в которых расположены пружины 23 ?I 24, OJTBTbIB IIH IIOpb!
25 и 26. Шарик??, пружины и упоры закрыты кольцевыми крышками 27, закрепленными в корпусах ступиц балтами с пот..-:йной головкой 28.
При вращении ведущего вала 3 са ступицей 7 rro часовой стрелке усилие от лопастей 19 ступицы через упоры 25, пружины 23 и упоры 26 передается на лопасти 20 каретки 5, которая начиняет поворачиваться савмесrío са ступицей 7 ведущей полуiwyd>Tb! 1 В момент включения ведомОй полумтфты 2 ее шарики 12 саприкасатются с шариками 11 и приостанавлива-1 ют вращение каретки 5 ведущей полумуфты 1. После сжатия пружин 23 и полной стыковки выемок 9 шариками 11 и
12 вращение передается на ведущую каретку б и через пружины 24 большей жесткости на ступицу 8 при повышении нагрузки на ведомый вял 4.
В периОд управления муфтОй шЯрики
16 перекатываются па лоткам 17 и
18 Я ?ттарики 11 и 1 упчраясь друг в друга, поворачиваются вокруг своей аси, Рабата. элементов палумуфт с реверсивпьтми валами происходит в обратном порядке.
Из-за отсутствия yrraI>rro-пусковых нагрузок л период управления муфтой и в процессе BB эксплуатации. а также трения ме?ту элемен.ями зяцеплеНИЛ уПОМят?т> Тая JIIp r ßß ШарИКОВЯя муфта па сравнению с известными упругими и сцепи?т.?;и муфтами обладает
ВЫСОКОЙ ПЗ IO=OyeтайЧИ>ЗОСтьш, а ЕЕ даттговечнасть мажет быть продлена пу .; и:; а -=-н?т шяриткав или других
1124139
10 элементов непосредственно на местах использования, что позволяет избежать простоя машин, их перевозок на ремонтные предприятия и значительно экономить материальные средства.
Кроме того, эта муфта способствует продлению ресурса сопрягаемых с ней механизмов.
l 124!39
Составитель И.Яцунов
Редактор К. Волощук Техред 3. Палий
Корректор Л.Пилипенко
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектнал, 4
Заказ 8258/ЗО Тираж 912 Подписное*
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб.„ д, 4/5



