Сцепное устройство для судов
СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ СУДОВ, содержащее расположенную на буксирующем судне вертикальную направляющую с установленной на ней с возможностью перемещения и фиксации кареткой, несущей штангу с фиксирующим элементом на конце, сопрягаемым с ответным узлом, закрепленным на буксируемом судне, отличающееся тем, что, с целью повышения производительности труда и повьш1ения удобства в эксштуатадаи, в нем на каретке установлен привод, один конец штанги, выполненной из гибкого материала , снабжен диском с зубчатым венцом, установлен в упомянутой каретке с возможностью поворота относительно горизонтальной оси и кинематически связан с приводом, а фиксирующий элемент на другом конце штанги выполнен в виде диска с радиальными выступами, при этом указанный ответный узел включает цилиндрическое гнездо с радиальными прорезями, соответствующими радиальным выступам диска штанги. (Л
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН
09) (11) ЭСЮ В 6 2 6
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ . ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТБУ (21) 3526238/27-11 (22) 23. 12.82 (46) 15. 11.84. Бюл. 9 42 (72) О.А.Мороцкйй (53) 629.123.42(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР
У 103532, кл. В 63 В 21/56, 1955 (прототип). (54)(57) СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ
СУДОВ, содержащее расположенную на буксирующем судне вертикальную направляющую с установленной на ней с возможностью перемещения и фиксации кареткой, несущей штангу с фиксирующим элементом на конце, сопрягаемым с ответным узлом, закрепленным на буксируемом судне, о т л и ч а ю щ е. е с я тем, что, с целью повышения производительности труда и повышения удобства в эксплуатации, в нем на каретке установлен привод, один конец штанги, выполненной из гибкого материала, снабжен диском с зубчатым венцом, установлен в упомянутой каретке с возможностью поворота относительно горизонтальной оси и кинематически связан с приводом, а фиксирующий элемент на другом конце штанги выполнен s виде диска с радиальными выступами, при этом. укаэанный ответный узел включает цилиндрическое гнездо с радиальными прорезями, соответствующими радиальным выступам дис- Я ка штанги.
30 2 работе.
1 11239
Изобретение относится к буксиров- ке судов, в частности к сцепным устройствам для судов.
Известно сцепное устройство для судов, содержащее расположенную на .
Ьуксирующем судне вертикальную направляющую с установленной на ней с воэможностью перемещения и фиксации кареткой, несущей штанги с фиксирующим элементом на конце, сопрягаемым 10 с ответным узлом, закрепленным на буксируемом судне j1) .
Недостатками этого устройства asляются низкая производительность труда при сцепке-расценке судов и неудобство его использования.
Целью изобретения является повышение производительности труда и повышение удобства в эксплуатации.
Для достижения поставленной цели 2б в сцепном устройстве для судов, содержащем расположенную на буксирующем судне вертикальную направляющую с установленной на ней с возможностью перемещения и фиксации кареткой, не- 2S . сущей штангу с фиксирующим элементом, на конце, сопрягаемым с ответным узлом, закрепленным на буксируемом судне, на каретке установлен привод, один конец штанги, выполненной из щ гибкого материала, снабжен диском с зубчатым венцом, устанс лен в упомянутой каретке с возможностью поворота относительно горизонтальной оси и кинематически связан с приводом, а фиксирующий элемент на другом конце штанги выполнен в виде диска с радиальными выступами, при этом указанный ответный узел включает цилиндрическое гнездо с радиальными прорезями, соот® ветствующими радиальным выступам диска штанги. .На фиг.1 изображены буксирующие и буксируемое суда, соединенные сцепным устройством, на фиг.2 - вид А на ® фиг. 1, на фиг.3 — сечение Б-Б на фиг.2; на фиг.4 - вид В на фиг.2.
Сцепное устройство содержит опорный элемент 1 с вертикальными направ ляющими 2, в которых установлена каретка 3 с возможностью вертикального перемещения, в которой выполнена цилиндрическая полость 4., служащая для размещения диска 5 с зубчатым венцом, входящим в зацепление с электро- или гидроприводом 6, смонтированным на каретке 3. Диск 5 жестко скреплен с одним концом штанги 7 иэ гибкого материала, установленной на буксирующем судне 8, связанном тросами управления
9 с буксируемым судном 10. Штанга 7 имеет возможность поворота относительно горизонтальной оси и снабжена на другом конце жестко скрепленным с ней диском 11 с радиальными выступами, проходящими через радиальные прорези
12, выполненные в наружной стенке цили фрического гнезда 13 на буксируемом судне 10.
Сцепное устройство эксплуатирует- ся следующим образам.
При сцепке судов на судне 8 поднимают - опускают при помощи каретки
3, соединенной с подъемным механизмом (не показан), штангу 7 до нужной высоты и разворачивают с помощью привода 6 так, чтобы выступы на диске
11 заняли вертикальное положение. Затем на судне 8 вводят выступы диска
11 в прорези 12 гнезда 13 судна 10 и при помощи привода 6 разворачивают штангу.7 так ° чтобы выступы заняли горизонтальное положение, т.е. на
90 . После этого привод 6 стопорится.
О
На судне 10 крепят тросы 9 управления, соединенные с лебедками судна
8 (не показаны) и производят буксировку толканием или тягой.При необходииости расцепления судов 8 и 10 все укаэанные операции производятся в обратном порядке. Так как относительное вращение сцепленных судов на развитом косом волнении на угол 90 почти исключено, то диск 1 1 с выступами саиопроизволйно выходить из зацепления с гнездом 13 судна 10 не может.
Эксплуатация предлагаемого сцепного устройства повышает производительность труда и надежность сцепки судов, позволяет снизить габариты и вес сцепиого устройства и упрощает
его конструкцию и использование в
8ио В
27 Q g г.
Составитель О. Васильева
Редактор Т.Веселова Техред С.Легеза Корректор Г.Решетник.
Заказ 8192/19 Тираа. 455 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5
Филиал ППП "Патент", г.Ужгород, ул.Проектная, 4


