Пневматическая шина для транспортного средства
|.ГШЕВМАТИЧЕСКАЯ ШИНА ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащая боковины и протектор, выполненный с подковообразными гребнями и канавками между ними, имеющими в поперечном сечении форму острого угла и выполненными симметричными относительно экваториальной плоскости шины, отличающаяс я тем, что, с целью повышения срока службы транспортного средства путем исключения попадания с поверхности протектора потока воды, грязи и талого снега в агрегаты транспортного средства, вершины гребней расположены по линиям пересечения тороидальной поверхности, соосной с осью вращения шины, с цилиндрическими поверхностями, оси которых параллельны оси вращения при этом биссектриса угла при вершине гребня в точке пересечения с экваториальной плоскостью отклонена в сторону вращения шины от ее радиуса , проведенного в эту точку, а краевые части гребней расположены на боковиных. 2, Шина по П.1, о т л и ч ающ а я с я тем, что угол при вершине поперечного сечения гребня равен 60-90°.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК
И9) (И) a(59 В 60 С 1! 04
ГОСУДАРСТВЕННЬ)Й КОМИТЕТ СССР
FlO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3649944/27-11 (22) 04.08 ° 83 (46) 30.10.84, Бюл. Ф 40 (72) С.11.Любарский, 11.Г.Бубеков и Н.И.Седов (53) 629.113.012.523(088.8) (56) I. Патент США М - 3000421, кл. 152-209, 1961 (прототип). (54) (57)! .ПНЕВМАТИЧЕСКАЯ ШИНА ДЛЯ
ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащая боковины и протектор, выполненный с подковообразными гребнями и канавками между ними, имеющими в поперечном сечении форму острого угла и выполненными симметричными относительно экваториальной плоскости шины, о т л и ч а ю щ а я— с я тем, что, с целью повышения срока службы транспортного средства путем исключения попадания с поверхности протектора потока воды, грязи и талого снега в агрегаты транспортного средства, вершины гребней расположены по линиям пересечения тороидальной поверхности, соосной с осью вращения шины, с цилиндрическими поверхностями, оси которых параллельны оси вращения, при этом биссектриса угла при вершине гребня в точке пересечения с экваториальной плоскостью отклонена в сторону вращения шины от ее радиуса, проведенного в эту точку, а краевые части гребней расположены на боковиных.
2. Шина по п.I, о т л и ч а ю— щ а я с я тем, что угол при вершине поперечного сечения гребня равен 60-90
1121
1
Изобретение относится к шинной промышленности и может быть использовано, в частности, в колесном шасси самолетов для предотвращения попадания воды, грязи или талого снега, вылетающих из-goy колес, в воздухозаббрники двигателей, на аэродинамические рули, механизмы шасси и т.д.
Известна пневматическая шина 10 для транспортного средства, содержащая боковины и протектор, выполненный с подковообразными гребнями и канавками между ними, имеющими в поперечном сечении форму острого угла и выполненными симметричными относительно экваториальной плоскости шины 1,1 ).
Однако при качении известной шины не исключается попадание воды, грязи или талого снега, вылетаницих
I из-под колес на агрегаты самолета.
Подковообразные гребни известной шины, расположенные . только в той части поверхности шины, которая вступает в контакт с дорогой, не имеют выхода на боковины и, следовательно, не образуют каналов для выхода жидкости, что приводит к разлету жидкости преимущественно в переднем и переднебоковом направлениях. Кроме того, грязезащитная эффективность зависит от угла при вершине треугольного поперечного сечения гребней и их ориентации на поверхности шины, что не учтено в известной конструкции.
Цель изобретения — повышение, сро- . ка службы транспортного средства путем исключения попадания с поверхности протектора потока воды, грязи и талого снега в агрегаты транспортного средства., Цель достигается тем, что в пневматической шине для транспортного средства, содержащей боковины и про- 45 тектор, выполненный с подковообразными гребнями и канавками между ними, имеющими в поперечном сечении форму острого угла и выполненными симметричными относительно эквато-.;. риальной плоскости шины, вершины гребней расположены по линиям пересечения тороидальной поверхности, соосной с осью вращения шины, с цилиндрическими поверхностями, оси ко- И торых параллельны оси вращения, при этом биссектриса угла при вершине гребня в точке пересечения с эквато164 риальной плоскостью отклонена в сторону вращения шины от ее радиуса, проведенного в эту точку,а краевые части гребней расположены на боковинах.
Кроме того, угол при вершине поперечного сечения гребня равен 6090о, На фиг,1 изображен предлагаемый рельеф шины, общий вид; на фиг.2— способ образования линии вершины гребня; на фиг.3 — проекция шины на ее экваториальную плоскость; на фиг.4 — движение элемента рельефа шины в процессе внедрения в жидкий слой.
Пневматическая шина содержит боковины 1 и протектор 2, которая состоит из гребней 3, имеющих фронтальную А и тыльную Б поверхности, и канавок 4 между ними. Вершины В гребней 3 образуются пересечением тороидальной поверхности Г шины с цилиндрическими поверхностями Д, образующие которых параллельны оси
5 вращения шины.
Расстояние Е от прямой Ж, проходящей через точки вершин двух соседних гребней 3, лежащих в экваториальной плоскости шины, до плоскости И, параллельной этой прямой Ж и касательной к цилиндрической поверхности Д, образующей линию вершины В одного из гребней, определяется по формуле
Е = H+d"+й, где Н вЂ” толщина жидкого слоя, д" — обжатие шины под нагрузкой, Ь вЂ” запас на выход струй (Л =10-15 ).
Поперечное сечение гребней 3 имеет о форму острого угла, равного 60-90
В сечениях гребней 3, лежащих в экваториальной плоскости шины, биссектриса К угла о ориентирована так, чтобы в момент входа гребня 3 в жидкий слой она была близка к вектору мгновенной скорости Л вершины гребня 3. Для этого биссектриса K отклонена в сторону вращения колеса от радиуса М, проведенного в вершину В гребня 3 на угол
P=A ctg
2 + 2 н+
Ъ = 1
К где Н вЂ” толщина жидкого слоя;
d - обжатие шины под нагрузкой;
11 — радиус шины.
112
Такой ориентацией гребней достигается максимальная приближенность условий внедрения в жидкий слой серединной зонй 6 гребня к внедрению в жидкость равнобедренного клина. Эксперименты показывают, что при угле заострения клина 90 для скоо ростей внедрения, соответствующих скоростям движения авиационных колес разлет жидкости становится
У о незначительным, а при угле 60 исчезает совсем.
Краевые зоны 7 гребней 3 заходят на боковины 1 шины.
Таким образом, описанной формой и ориентацией гребней выброс из серединной зоны 6 гребней сводится к минимуму.
В реальных условиях внедрение в жидкий слой гребня предлагаемого протектора 2 отличается от симметричного внедрения клина, поскольку в процессе вращения колеса геометрия взаимодействия изменяется и, кроме того, нагрузка на колесо и толщина жидкого слоя могут отличаться от расчетных. В связи с этим неко(торое количество жидкости выбрасывается из серединной зоны гребня.!
164 4
Эта жидкость (стрела Н, фиг.4) наталкивается на тыльную сторону следующего гребня 3 и, продолжая движение по канавке 4 между гребнями 3, S отводится на боковины шины и выбрасывается в основном в заднем направлении. Аналогичные явления происходят с жидкостью, выбрасываемой иэ краевых зон 7 гребней 3.
В момент выхода из контакта с шиной выбрасываемые частицы жидкости имеют скорость относительно земли, складывающуюся из скорости ее движения по канавке 4 и скорости движения ,конца 8 канавки 4 относительно земли. Для уменьшения угла подьема траекторий вылетающих брызг концы 8 подковообразных гребней З,а значит и кановок 4 загибаются книзу, что достигается путем задания формы вершин В гребней 3 так, как это показано на фиг.2.
Шины с предлагаемой формой протектора по сравнению с прототипом повышают эффективность и снижают вес конструкций шасси с грязезащитными устройствами и могут использоваться в автомобильном транспорте для исключения загрязнения ветровых стекол встречных автомобилей.
)!2!!б4 Ь2. 4
ВНИКНИ Заказ 7873/12, Тираж 656 Подписное
Филыал ППП "Пвтеат", r.Óìãîðîä, ул.Проектная, 4



