Способ соединения обмотки якоря с коллектором
СПОСОБ СОЕДИНЕНИЯ ОБМОТКИ ЯКОРЯ С КОЛЛЕКТОРОМ, заключающийся в укладке проводников в шлицы коллекторных пластин и в пластической деформации соединяемых элементов с образованием неразъемного соединения путем обкатки их зубчатым роликом, отличающийся тем, что, с целью повышения качества .путем уменьшения деформации коллектора, шаг зубьев ролика выбирают равным шагу коллекторных пластин на радиусе коллектора , соответствующем 1/2-2/3 высоты шлицов , а при обкатке зубья ролика располагают между коллекторными пластинами и отгибают стенки шлицов одна к другой по радиусу , соответствующему радиусу профиля зуба ролика. 4
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
gyp Н 01 К 43/06 (21) 36037 эО/24-07 (22) 10.06.83 (46) 07.10.84. Бюл. № 37 (72) Н. Я. Мухортов, В. А. Прыгаев и С. Г. Локшин (71) Октябрьский завод по производству автоприборов (53) 621.313.04 (088.8) (56) 1. Комолов В. Г. и др. Ремонт электрических машин. М., «Транспорт», 1975, с. 220 — 222.
2. Авторское свидетельство СССР № 477493, кл. Н 01 R 43/06, 1965. (54) (57) СПОСОБ СОЕДИНЕНИЯ ОБМОТКИ ЯКОРЯ С КОЛЛЕКТОРОМ, зак„„SU„,1117747 лючающийся в укладке проводников в шлицы коллекторных пластин и в пластической деформации соединяемых элементов с образованием неразъемного соединения путем обкатки их зубчатым роликом, отличающийся тем, что, с целью повышения качества путем уменьшения деформации коллектора, шаг зубьев ролика выбирают равным шагу коллекторных пластин на радиусе коллектора, соответствующем 1/2 — 2/3 высоты шлицов, а при обкатке зубья ролика располагают между коллекторными пластинами и отгибают стенки шлицов одна к другой по радиусу, соответствующему радиусу профиля зуба ролика.
1117747
Фиг. 2
Составитель В. Воскобойникова
Редактор И. Николайчук Техред И. Верес Корректор В. Синицкая
Заказ 7268/39 Тираж 590 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП <Патент>, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Изобретение относится к технологии соединения обмотки якоря с коллектором электрической машины и может быть использовано в электротехнической промышленности.
Известен способ соединения обмотки якоря с коллектором, включающий изолирование лобовых частей обмотки и пайку соединяемых элементов в паяльной ванне (1).
Недостатками данного способа являются сложная технология соедннеиия обмотки якоря с коллектором и вфС9 ая трудоемкость.
Известен также способ еоеди ения обмотки якоря:,. с коллектврЪМ;" закдю4ающийся в укладке проводников в "шлицы коллекторных пластин и в пластической деформации соединяемых элементов с образованием неразъемного соединения путем обкатки их зубчатым роликом (2).
Недостаток известного способа — низкое качество изготавливаемых изделий вследствие деформации коллектора из-за значительных радиальных усилий, возникающих при деформации проводников роликом.
Целью изобретения является повышение качества путем уменьшения деформации коллектора.
Поставленная цель достигается тем, что при способе соединения обмотки якоря с коллектором, заключающемся в укладке проводников в шлицы коллекторных пластин и в пластической деформации соединяемых элементов с образованием неразъемного соединения путем обкатки их зубчатым. роликом, шаг зубьев ролика выбирают равным шагу коллекторных пластин на радиусе коллектора, соответствующем 1/2 — 2/3 высоты шлицов, а при обкатке зубья ролика располагают между коллекторными пластинами и отгибают стенки шлицов одна к другой по радиусу, соответствующему радиусу профиля зуба ролика.
На фиг., 1 показан зубчатый ролик для обкатки соединяемых элементов коллектора; на фиг, 2 — схема пластической деформации стенок шлицов коллекторных пластин.
Способ осуществляют следующим образом.
Якорь с коллектором устанавливают, например, на токарном станке, в центре. В суппорте станка устанавливают зубчатый ролик 1, укрепленный на оси 2 оправки 3.
При этом шаг зубьев ролика равен шагу коллекторных пластин на радиусе коллектора, соответствующем 1/2 — 2/3 высоты шлицов в коллекторных пластинах, в которые уложены проводники обмотки якоря. Это обеспечивает крепление в шлицах коллекторных пластин различного числа проводников.
Зубья ролика, спрофилированные с радиусом у основания ножки зуба, располагают между коллекторными пластинами 4. Затем включают привод станка, подачу суппорта и производят тем самым при обкатке зубчатого ролика отгибание-стенок шлицов коллекторных пластин одна к другой по радиусу, соответствующему радиусу профиля зубьев ролика.
3а счет пластической деформации стенок шлицов коллекторных пластин происходит обжатие в шлицах проводников обмотки с образованием неразъемного соединения их с п астинами коллектора. ( зобретение позволяет повысить качество соединения обмотки якоря с коллектором.

