Эксцентриковый кривошипно-ползунный механизм
ЭКСЦЕНТРИКОВЫЙ КРИВОШИПНО-ПОЛЗУННЫЙ МЕХАНИЗМ для преобразованиявозвратно-постунательного движения во враш,ательное и наоборот, содержащий корпус с прямолинейными направляющими , размещенный в корпусе с возможностью вращения вал с кулачком в виде эксцентрика, шатун в виде кольца, установленного на эксцентрике с возможностью вращения вокруг его оси, и размещенный в направляющих ползун, щарнирно соединенный с щатуном, отличающийся тем, что, с целью повышения долговечности, в эксцентрике выполнен продольный паз, а механизм снабжен размещенным в пазу грузом , взаимодействующим с кольцом. (Л в о со О5 со
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„,Я0„„111096
З(51) F 16 Н 21 14
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЁ
Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Ду!
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (2! ) 3614793/25-28 (22) 19.04.83 (46) 30.08.84. Бюл. № 32 (72) В. П. Королев (53) 621.837 (088.8) (56) I. Артоболевский И. И. Механизмы в современной технике. T. 1, М., «Наука», 1979, с. 441, рис. 1412. (54) (57) ЭКСЦЕНТРИКОВЫЙ КРИВОШИПНО-ПОЛЗУННЫЙ МЕХАНИЗМ для преобразования возвратно-поступательного движения во вращательное и наоборот, содержащий корпус с прямолинейными направляющими, размещенный в корпусе с возможностью вращения вал с кулачком в виде эксцентрика, шатун в виде кольца, установленного на эксцентрике с возможностью вращения вокруг его оси, и размещенный в направляющих ползун, шарнирно соединенный с шатуном, отличающийся тем, что, с целью повышения долговечности, в эксцентрике выполнен продольный паз, а механизм снабжен размещенным в пазу грузом, взаимодействующим с кольцом.
1110969
Составитель В. Савицкий
Реда кто р А. Гул ьк о Техред И. Верес Корректор Г. Решетник
Заказ 5950!29 Тираж 9I 2 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, 7K — 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Изобретение относится к механизмам для преобразования возвратно-поступательного движения во вращательное и наоборот и может быть использовано в моторостроении и компрессоростроении.
Известен эксцентриковый кривошипноползунный механизм для преобразования возвратно-поступательного движения во вращательное и наоборот, содержащий корпус с прямолинейными направляющими, размещенный в корпусе с возможностью вращения вал с кулачком в виде эксцентрика, шатун в виде кольца, установленного на экс-, центрике с возможностью вращения вокруг его оси, и размещенный в направляющих ползун, шарнирно соединенный с шатуном (Ц
Недостатком известного механизма является наличие ударных нагрузок в звеньях эксцентрик-шатун и, как следствие, снижение долговечности механизма.
Цель изобретения — повышение долговечности механизма за счет исключения ударных нагрузок.
Указанная цель достигается тем, что в эксцентриковом кривошипно-ползунном механизме для преобразования возвратно-поступательного движения во вращательное и наоборот, содержащем корпус с прямолинейными направляющими, размещенный в корпусе с возможностью вращения вал с кулачком в виде эксцентрика, шатун в виде кольца, установленного на эксцентрике с возможностью вращения вокруг его оси, и размещенный в направляющих ползун, шарнирно соединенный с шатуном, в эксцентрике выполнен продольный паз, а механизм снабжен размещенным в пазу грузом, взаимодействующим с кольцом.
На чертеже показана кинематическая схема предлагаемого механизма.
Механизм содержит корпус 1 с прямолинейными направляющими 2, вращающийся в корпусе 1 вал 3 с кулачком 4 в виде эксцентрика, шатун 5 в виде кольца, устаHoB,пенного на эксцентрике 4 с возможностью вращения вокруг его оси, и ползун 6 в виде штока, размещенный в направляющих 2 с возможностью возвратно-поступательного перемещения и связанный с шатуном 5 шарниром 7. В эксцентрике 4 выполнен продольный паз 8, в котором размещен груз 9.
Механизм работает следующим образом.
10 Усилие, воздействующее на 1дток 6, через шарнир 7 передается на шатун 5. Под действием этого усилия шток 6 и шатун 5 смещается вниз, при этом шатун 5, воздействуя на эксцентрик 4, поворачивает вал 3 на 180 . Вторая половина оборота соверша15 ется валом 3 за счет сил инерции жестко связанного с ним маховика (не показап) или за счет изменения направления усилия, воздействующего на шток 6.
При вращении эксцентрика 4 вместе с валом 3 груз 9, размещенный в продольном
20 пазу 8, под деиствием центробежных сил прижимается к внутренней гговерхности шатуна 5 и отжимает его так, что с противоположной пазу 8 стороны зазор между эксцентриком 4 и шатуном 5 всегда отсутствует незаивиспо от степени износа контактирующих поверхностей эксцентрика 4 и шатуна 5.
Отсутствие зазора влечет за собой отсутствие ударных нагрузок, что и повышает долговечность механизма.
Масса груза 9 определяется в зависимос30 ти от действующих в механизме нагрузок.
В случае необходимости груз 9 может быть дополнительно к центробежным силам подпружинен.
Отсутствие ударных нагрузок в несколько раз повышает допустимый износ в соединении эксцентрика с шатуном, снижает трудозатраты на изготовление механизма за счет расширения допусков на точность его деталей и расходы на эксплуатацию за счет применения низкосортных смазочных материалов.

