Центробежный насос
ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ НАСОС, содержащий корпус и установленное в нем на валу рабочее колесо, с наружной стороны ведущего диска которого выполнены пазы с расположенными в них заподлицо с. торцовой поверхностью ведущего диска радиальными ребрами, по одну сторону от каждого из которых пазы заполнены эластичным материалом, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности путем автоматического регулирования величины уравновешивающей осевой силы изменением щирины пазов, рабочее колесо установлено на валу с возможностью поворота, а ребра жестко связаны с валом. (Л со 00
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК
ÄÄSUÄÄ 110937
3(5D F 04 D 100 2904
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А ВТОРСМОМ У СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21 ) 352! 982/25-06 (22) !6.12.82 (46) 30.08.84. Бюл. № 32 (72) А. А. Быковский (53) 621.671 (088.8) (56) l. Авторское свидетельство СССР № 589464, кл. F 04 D 1/00, 1976.
2. Авторское свидетельство СССР по заявке № 3509760, кл. F 04 D 29/04, 1982. (54) (57) ЦЕНТРОБЕЖНЫИ НАСОС, содержащий корпус и установленное в нем на валу рабочее колесо, с наружной стороны ведущего диска которого выполнены пазы с расположенными в них заподлицо с. торцовой поверхностью ведущего диска радиальными ребрами, по одну сторону от каждого из которых пазы заполнены эластичным материалом, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности путем автоматического регулирования величины уравновешивающей осевой силы изменением ширины пазов, рабочее колесо установлено на валу с возможностью поворота, а ребра жес1ко связа ны с валом.
1110937
Изобретение относится к гидромашиностроению, а именно к центробежным насосам с импеллерным автоматом разгрузки ротора от действующих осевых сил.
Известен центробежный насос, содержащий корпус и установленное в нем на валу рабочее колесо с ведушим диском, на наружной поверхности которого выполнены пазы с размещенными в них лопатками импеллера, жестко закрепленного на валу. Остаточная осевая сила в известном насосе воспринимается упорными подшипниками (1).
Недостатки данного насоса заключаются в большой дополнительной затрате мощности и снижение КПД вследствие использования радиальных ребер для уравновешивания осевой силы, действующей на рабочее колесо.
Известно, что позы постоянной толщины более экономичны по потребляемой мощности, чем радиальные ребра. С увеличением ширины пазов увеличивается осевая сила, уравновешиваемая импеллером.
Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является центробежный насос, содержаший корпус и установленное в нем на валу рабочее колесо, с наружной стороны ведущего диска которого выполнены пазы с расположенными в них заподлицо с торцовой поверхностью ведущего диска радиальными ребрами, по одну сторону от каждого из которых пазы заполнены эластичным материалом (2) .
Недостаток известного насоса заключает ся в низкой надежности из-за невозможности автоматического регулирования величины осевой силы.
Цель изобретения — повышение надежности путем автоматического регулирования величины уравновешивающей осевой силы изменением ширины пазов.
Указанная цель достигается тем, что в центробежном насосе, содержащем корпус и установленное в нем на валу рабочее колесо, с наружной стороны ведущего диска которого выполнены пазы с расположенными в них заподлицо с торцовой поверхностью ведущего диска радиальными ребрами, по
10 l5
30 одну сторону от каждого из которых пазы заполнены эластичным материалом, рабочее колесо установлено на валу с возможностью поворота, а ребра жестко связаны с валом.
На фиг. 1 изображен центробежный насос, продольны"; на фиг. 2 — сечение А — А на фиг. 1.
Центробежный насос содержит корпус 1 и установленное в нем на валу 2 рабочее колесо 3, с наружной стороны ведущего диска 4 которого выполнены пазы 5 с расположенными в них заподлицо с торцовой поверхностью 6 ведущего диска 4 радиальными ребрами 7, по одну сторону от каждого из которых пазы 5 заполнены эластичным материалом 8. Рабочее колесо 3 установлено на валу 2 с возможностью поворота, а ребра 7 жестко связаны с валом 2, установленным в упорных подшипниках 9.
При работе центробежного насоса на невысоких оборотах рабочего колеса 3 крутящий момент, передаваемый от вала 2 через ребра 7 рабочему колесу 3, невелик, и эластичный материал 8 слабо деформирован, ширина пазов 5 в диске 4 незначительна, и почти вся осевая сила воспринимается упорными подшипниками 9. С ростом оборотов вала 2 крутящий момент, передаваемый рабочему колесу 3, а следовательно, и осевая сила увеличиваются, эластичный материал 8, образующий упругую муфту кручения, деформируется, ширина пазов 5 в диске 4 увеличивается, и величина осевой силы, уравновешиваемая радиальными пазами 5, возрастает, что позволяет полностью воспринять остаточную осевую силу упорными подшипниками 9.
Толщина слоя и модуль упругости эластичного материала 8 подбираются таким образом, чтобы упорные подшипники 9 были полностью и стабильно нагружены осевой силой при различных рабочих режимах насоса.
Такое выполнение разгрузочного устройства дает возможность повысить надежность насоса за счет автоматичесого регулирования величины осевой силы, способной восприниматься упорными подшипниками.
1110937
Составитель Л. Анисимово
Техред И. Верес Корректор А. Тяско
Тираж 623 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4


