Пневмомеханическое обегающее устройство
ПНЕВМОМЕХАНИЧЕСКОЕ ОБЕГАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО, содержащее расположенный в полости корпуса ротор, выполненный в виде диска, -на котором закреплены лопатки, соединенное с входным каналом сопло, ось которого расположена тангенциально к окружности диска, причем в диске и корпусе выполнены соответственно коммутирующие и выходные отверстия, расположенные по окружности с равными диаметрами , отличающееся тем, что, с целью упрощения устройства, оно снабжено фрикционными элементами, закрепленными на пружинах, установленных на диске.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) 01) зад G 06 D 1/02
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3459685/18-24 (22) 09,07.82 (46) 15.08.84. Бюл. Ф 30 (72) A.Ï.Òîëñòoïÿò и Э.Г.Меркулов (71) Днепропетровский ордена Трудового Красного Знамени государственный университет им. 300-летия воссоединения Украины с Россией (53) 621-525(088.8) (56) 1. Пневмоавтоматика. М., "Наука", 1966, с. 43-44, рис.2.
2. Авторское свидетельство СССР
М - 326567, кп. G 06 D 7/00, 1970 (прототип). (54) (57) ПНЕВМОМЕХАНИЧЕСКОЕ ОБЕГАЮШЕЕ УСТРОЙСТВО, содержащее расположенный в полости корпуса ротор, выполненный в виде диска, на котором закреплены лопатки, соединенное с входным каналом сопло, ось которого расположена тангенциально к окружности диска, причем в диске и корпусе выполнены соответственно коммутирующие и выходные отверстия, расположенные по окружности с равными диаметрами, отличающееся тем, что, с целью упрощения устройства, оно снабжено фрикционными элементами, закрепленными на пружинах, установлеиных на диске.
О е
1 1108
Изобретение относится к области средств автоматики, а именно к устройствам, обеспечивающим непрерывное, последовательное переключение подведенного сжатого воздуха ло каналам технологической системы.
Известны устройства пневмоавтоматики, выполняющие функции командоаппаратов. Выходные каналы таких устройств подключены к управляющим по- !О лостям воздухораслределителей, непосредственно выдающих требуемые параметры давления и расхода газа на механические агрегаты машин
Однако такие устройства достаточно сложны, дороги и поэтому имеют ограниченное применение.
Известно менее сложное пневмомеханическое обегающее устройство с более широкими функциональными воз->О можностями, содержащее расположенный в полости корпуса ротор, выполненный в виде диска, на котором закреплены лопатки, соединенное с входным каналом сопло, ось которог о расположена тангенциально к окружности диска, причем в диске и корпусе выполнены соответственно коммутирующие и выходные отверстия, расположенные по окружности с равными диаметрами Г21.
Недостатками устройства являются ограниченное значение рабочего движения ограниченная скорость коммута>
35 ции выходных каналов и необходимость дополнительного устройства, обеспечивающего заданный режим работы.
Цель изобретения — упрощение устройства.
Цель достигается тем, что устройство снабжено фрикционными элементами, закрепленными на пружинах, установленных на диске. !
На фиг. 1 дано устройство, общий вид; на фиг. 2-4 — варианты установки фрикционных элементов на диске.
Устройство включает корпус сопло 2, соединенное с входным каналом 3, закрепленный в подшипниках
4 ротор (диск) 5 с осью вращения, лопатки 6, обеспечивающие вращение ротора при взаимодействии со струей воздуха, коммутирующие отверстия 7 в диске 5 и выходные отверстия 8 в >- крышке корпуса 1, расположенные по окружности с равными диаметрами, регулируемые пружины 9, установленные на диске 5, и закрепленные на них фрикционные элементы 10.
На фиг. 2 показана установка на диске 5 фрикционного элемента 10, размещенного в направляющей втулке
1 t. Такое крепление фрикциона допускает любые пространственные положения устройства и направление вращения ротора.
На фиг, 3 показано крепление на диске фрикционного элемента в случае, когда последний может лежать на его поверхности, т.е, положение устройства в пространстве определено— поверхность ротора является опорной для фрикционного элемента, по которой он перемещается. Направление вращения диска указано стрелкой. Здесь показаны два положения фрикционного
» элемента и пружины 10, 9 и 10, 9 для исходного и рабочего положения соответственно. Фрикционный элемент
10 может быть выполнен сферическим или полусферическим и соединен с пружиной 9 с помощью шарнира.
На фиг. 4 показано крепление фрикционного элемента с помощью пластинчатой пружины. Такое крепление фрикциона не безразлично к направлению вращения диска (указано стрелкой).
Устройство работает следующим образом.
В исходном положении воздух не подается ло каналу 3, ротор не вращается и сжатый воздух не поступает на выходные отверстия 8. Между корпусом
1 устройства и фрикционами 10 предварительно путем регулировки пружин, на которых они закреплены .(или соответствующим подбором их), установлен требуемый зазор. Величина последнего определяет требуемое ограничение скорости.
При подаче в канал 3 сжатого воздуха струя через сопло 2 входит в корпус 1 устройства и, воздействуя на лопатки 6, приводит во вращение ротор (диск) 5. Коммутирующие отверстия 7 в диске последовательно совмещаются с выходными отверстиями 8 и выдают сжатый воздух в соответствующие каналы. При подаче воздуха в устройство одновременно с увеличением скорости вращения ротора инерционные фрикционные элементы 10 лод действием центробежных сил, растягивая пружины 9 и перемещаясь вдоль радиуса ротора, стремятся прижаться к внут1 j 08425 ренней поверхности цилиндрического корпуса 1. При некотором динамическом равенстве сил трения фрикционных элементов, взаимодействующих с поверхностью корпуса, и сил взаимодействия струи вдуваемого газа с лопатками 6 ротора, побуждающих его движение, скорость вращения последнего стабилизируется и коммутационное устройство выдает сжатый воздух l3 выходные каналы с определенной частотой.
Устройство просто конструктивно и .обеспечивает последовательное переключение каналов и регулировку режима работы без дополнительных управляющих систем в широких диапазонах рабочих давлений и скорости коммутации выходных каналов
1108425
oui з
Составитель Л.Толстопят
Редактop ().Колесникова Техред Л,Бабинец Корректор М.Демчик
Заказ 5865/34 Тираж б99
ИП1ППИ I îñóäàðñòâåHHoãо комитета СССР
Ito iiелам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Подписное
Фи. иал HIII! Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4