Механизм прямолинейного перемещения
МЕХАНИЗМ ПРЯМОЛИНЕЙНОГО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ, содержащий корпус, полый вал с установленным в нем торсионом. рейку, основную и дополнительную шестерни , зубчатое колесо, палец, связанный с концом торсионного вала, отличающийся тем, что, с целью повышения точности перемещения , он снабжен дополнительным зубчатым колесом, расположенным на конце полого вала и жестко связанным с торсионом , а дополнительная шестерня расположена на противоположном конце полого вала и связана с торсионом посредством пальца. о: ел ос
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„„SU„„1106653 (so В 25 Л 9/00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А BTOPCHOIVlY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3580058/29-00 (22) 14.04.83. (46) 07.08.84. Бюл. № 29 (72) А. В. Бабич, В. А. Смирнов и В. M. Голышков (53) 621.72 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 908587, кл. В 25 J 9/00, 1980 (прототип). (54) (57) МЕХАНИЗМ ПРЯМОЛИНЕЛНОГО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ, содержащий корпус, полый вал с установленным в нем торсионом, рейку, основную и дополнительную шестерни, зубчатое колесо, палец, связанный с концом торсионного вала, отличающийся тем, что, с целью повышения точности перемещения, он снабжен дополнительным зубчатым колесом, расположенным на конце полого вала и жестко связанным с торсионом, а дополнительная шестерня расположена на противоположном конце полого вала и связана с торсионом посредством пальца.
1106653
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при создании промышленных роботов и автооператоров.
Известен механизм прямолинейного перемещения, содержащий корпус, полый вал с установленным в нем торсионом, рейку, основную и дополнительную шестерни, зубчатое колесо, палец, связанный с концом торсионного вала (1).
Недостатком известного механизма является то, что выбор люфта происходит только в зацеплении рейки с выходной шестерней, а выбор люфта на входной шестерне механизма отсутствует.
Целью изобретения является повышение точности перемещения.
Указанная цель достигается тем, что механизм прямолинейного перемещения, содержащий корпус, полый вал с установленным в нем торсионом, рейку, основную и дополнительную шестерни, зубчатое коле- 20 со, палец, связанный с концом торсионного вала, снабжен дополнительным зубчатым колесом, расположенным на конце полого вала и жестко связанным с торсионом, а дополнительная шестерня расположена на противоположном конце полого вала и свя25 зана с торсионом посредством пальца.
На фиг. 1 представлен механизм прямолинейного перемещения, общий вид; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1.
Механизм прямолинейного перемещения содержит корпус 1, в который на подшипниках 2 установлена вал-шестерня 3, связанная с двигателем 4 и находящаяся в зацеплении с зубчатыми колесами 5 и 6, установленными на валу 7, причем зубчатое колесо 6 жестко связано с валом 7, а зубчатое колесо 5 свободно сидит на валу 7 и связано квадратным отверстием 8 с квадратным концом 9 торсиона 10, расположенного внутри вала 7, а другой конец торсиона 10 связан с втулкой 11, имеющей квадратное отверстие. Втулка 11 расположена в шестерне 12; во втулке 11 установлены пальцы 13, контактирующие с наклонными пазами 14, выполненными в шестерне 12, последняя установлена на валу 7 и связана с ним при помощи шариков 15, установленных в кольцевых выточках 16 вала 7 и шестерни 12, в которой при помощи резьбы установлен упор 17, контактирующий с втулкой 11. В упоре 17 расположен винт 18; вал 7 и зубчатое колесо 5 установлены в корпусе на подшипниках 19; вал 7 выполнен за одно целое с шестерней 20; шестерни 12 и
20 находятся в зацеплении с рейкой 21, закрепленной на колонне 22; корпус 1 закреплен на каретке 23.
Механизм прямолинейного перемещения работает следующим образом.
От двигателя 4 вращающий момент передается валу-шестерне 3, от нее зубчатым колесам 5 и 6, далее через вал 7 шестерне 20, а через зубчатое колесо 5, торсион 10, втулку 11, пальцы 13 стенки пазов 14 — шестерне 12. Шестерни 12 и 20 воздействуют на рейку 21 и перемещают каретку 23 вдоль колонны 22.
Зубчатые колеса 5 и 6 прижаты к разным сторонам зубьев вала-шестерни 3, а шестерни 20 и 12 прижаты к разным сторонам зубьев рейки 21. Благодаря закрутке торсиона 10, замкнутого на зубчатое колесо 5 и шестерню 12, люфт в зубчатых парах, в паре рейка — выходные шестерни в шпоночном соединении отсутствует.
Применение предлагаемой конструкции позволит повысить точность перемещения исполнительных механизмов и увеличить долговечность работы зубчатых зацеплений.
1106653
Редактор Л. Гратилло
Заказ 5221/11
Составитель С. Новик
Техред И. Верес Корректор О. Луговая
Тираж 1033 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, ж — 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4


