Способ ледовой разведки
СПОСОБ ЛЕДОВОЙ РАЗВЕДКИ, при котором выбирают маршрут и скорость полета летательного аппарата, производят регистрацию данных вдоль маршрута полета, по которым судят о наличии трещин ледового покрова, отличающийся тем, что, с целью повышения точности и надежности выявления трещин ледового покрова, выбирают маршрут полета в , направлении береговой черты, произво дят непрерывную регистрацию напряженности естественного электромагнитного поля на заданной частоте в диапазоне 50-150 кГц, измеряют средний уровень фона,в условиях нагонного ветра со скоростью, не меньшей 5 м/с, выделяют импульсные сигналы с амплитудой, превышающей средний уровень фона не менее чем в два раза , и имеющие длительность порядка 1,0 - 1,5 e/V , где t - максимсьпь (П ная ширина зоны концентрации напряжений ледового покрова; v - скос рость летательного аппарата, по наличию которых судят о наличии тре§ щин ледового покрова.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК,(19) (Н) М59 0 01 у 3 12
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО делАм изОБРетений и ОтнРьГпФ (21) 3556213/18-25 (22) 10.01.83 (46) 23.07.84. Бюл. М 27 (72) И.А.Степанюк и Ю.M.Бацких (71) Мурманский филиал Центрального научно-исследовательского института. морского флота (53) 550.83(088.8) (56) 1. Воробьев A.A. и др. Электромагнитное излучение в диапазоне радиочастот при механическом разрушении льда. Деп. ВИНИТИ, Р 435-78, 1978.
2. Руководство по производству ледовой авиационной разведки. Л., "Морской транспорт", 1962, с. 11 (прототип). (54)(57) СПОСОБ ЛЕДОВОЙ РАЗВЕДКИ, при котором выбирают маршрут и скорость полета летательного аппарата, производят регистрацию данных вдоль, маршрута полета, по котор м судят о наличии трещин ледового покрова, отличающийся тем, что, с целью повышения точности и надежности выявления трещин ледового покрова, выбирают маршрут полета в, направлении береговой черты, произво дят непрерывную регистрацию напряженности естественного электромагнитного поля на заданной частоте в диапазоне 50-150 кГц, измеряют средний уровень фона, в условиях нагонного ветра со скоростью, не меньшей
5 м/с, выделяют импульсные сигналы с амплитудой, превышающей средний уровень фона не менее чем в два раза, и имеющие длительность поряд- Е л C ка 1,0 —. 1,5 0/V, где 6 — . максималь. ная ширина эоны концентрации напряжений ледового покрова, ч — скорость летательного аппарата, по наличию которых судят о наличии трещин ледового покрова. > B.
1104457
Изобретение относится к геофизике, а более конкретно к ледовой разведке, и может быть использовано для получения информации о ледовом покрове для выбора маршрутов следования ледоколов и транспортных судов в арктических и замеряющих морях.
Известен способ определения механических характеристик льда по . его широкополосному электромагнитному излучению, возникающему при появлении микротрещин (11 .
Недостатком данного способа является его ограниченная примени-. мость
Наиболее близким к изобретению 15 по технической сущности является способ ледовой разведки, при котором выбирают маршрут и скорость полета летательного аппарата, производят регистрацию данных вдоль маршрута полета, по которым судят о наличии трещин ледового покрова (2) .
Недостатком известного способа являются ыизкие точность и надежность выявления трещин ледового по- 25
;крова из-за неоднозначности интерпретации данных.
Цель изобретения - повышение точности и надежности выявления трещин ледового покрова.
Цель достигается тем, что согласно способу ледовой разведки, при котором выбирают маршрут и скорость полета летательного аппарата, производят регистрацию данных вдоль маршрута полета, по которым судят о наличии трещин ледового покрова, выбирают маршрут полета в направлении береговой-черты, производят непрерыв.
:ную регистрацию напряженности естественного электромагнитного поля на 40 заданной частоте в диапазоне 50150 кГц, измеряют средний уровень фона, в условиях нагонного ветра со скоростью, не меньшей 5 м/с, выделяют импульсные сигналы с амплиту- 45 дой, превышающей средний уровень фона не менее чем в два раза, и име- . ющие длительность 1 порядка 1,01,5 Ь)ч, где — максимальная ширина зоны концентрации напряжений ледового покрова, V — скорость летательного аппарата, по наличию которых судят о наличии трещин ледового покрова.
На фиг.1 представлена стРУктурная схема для реализации способа; на фиг.2 †. характерные примеры регистрации данных по маршрутам полета.
Устройство для реализации способа фиг.1j содержит первичный преобразователь 1, соединенный экранированным кабелем 2 с входом измерительного устройства 3, выход которого через выпрямитель 4 соединен с регистратором 5. Первичный преобразователь 1 индукционного типа расположен вне фюзеляжа самолета ледовой разведки, типа AH -2.
На фиг.2 показан маршрут б полета в направлении нормали к положению береговой черты 7, регистрируемый сигнал 8 напряженности электромагнитного поля, его средний уровень фона 9, импульсные сигналы 10, соответствующие появлению трещин ледового покрова 11 на маршруте б полета.
Способ осуществляется следующим образом.
При прохождении маршрута б полета первичный преобразователь 1 воспринимает сигнал 8 напряженности естественного электромагнитного поля на частоте, например, 100 кГц. Для этого достаточно иметь чувствительность порядка 2 мкВ, собственные шумы тракта не более 0,7 мкВ, амплитудно-частотную характеристику с частотами срезов 50 и 150 кГц. В предлагаемом изобретении концентрация механических напряжений трещинами ледового покрова 11 при нагрузках более 0,5 МПа сопровождается микрорастрескиванием и широкополосным электромагнитным излучением. В условиях нагонного ветра трещины ледового покрова 11 являются концентраторами механических напряжений, которые в зоне дей твующей трещины усиливаются. Соответственно усиливается сигнал 8 напряженности естественного электромагнитного поля в зоне трещины ледового покрова 11, а при прохождении маршрута полета б появляется импульсный сигнал 10 с амплитудой, превышающей средний уровень фона 9 более чем в два раза, и имеющий длительность О, не превышающую величины 1,501ч, где максимальная ширина зоны концентрации напряжений ледового покрова, ч — скорость летательного аппарата.
При скорости 150-200 км/ч самолет ледовой разведки пересечет зону концентрации напряжений шириной 100120 м за время порядка 2-3 c. Coo ветственно появится импульсный сигнал длительностью порядка 2-3 с.
Для осуществления предлагаемого способа необходимо выполнение условий, способствующих концентрации напряжений трещинами ледового покрова -11, — наличие нагонного ветра со скоростью не менее 5 м/с.
Предлагаемое изобретение позволяет повысить точность и надежность выявления трещин ледового покрова благодаря использованию их свойств как концентраторов механических напряжений и источников широкополосного электромагнитного излучения.
1104457
Составитель В.Попадько
Техред A.Ач
Редактор Л.Гратилло
Корректор A.Äçÿòêo
Подписное
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород,- ул. Проектная, 4
Заказ 520á/33 Тираж 711
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5


