Реверсивное счетное устройство
РЕВЕРСИВНОЕ СЧЕТНОЕ УСТРОЙСТВО , содержащее первую и вторую входные шины. М-2 шин управления, шину сбросй, первый элемент И-НЕ и М разгрядов , каждый из которых, кроме первого и последнего, содержит пять элементов И-НЕ, первый и последний раз . рядвл содержат четыре элeмeнta И-НЕ, в каждом разряде выход первого эле- ; мента соеди.нен с первыми входами второго элемента И-НЕ и третьего элемента И-НЕ, выход которого соединен с вторым входом ёторого элемента ИНЕ , выход которого соединен с вто-: рым входом третьего элемента И-НЕ, с первыми входами четвертого и пятого элементов и первого элемента И-НЕ, выход которото соединен с вторыми входами первого, четвертого, пятого и с третьим входом второго.элементов И-НЕ последующего разряда в кольце, выход третьего элемента И-НЕ которого соединен, с третьим входом третьего .элемента И-НЕ предыдущего в кольце разряда, первая входная шина соединена с третьими входами первых элементов И-НЕ всех разрядов, в каждом разряде , кроме первого и последнего , выход пятого элемента И-НЕ соединен с четвертыми входами второго, третьего и первого элементов И-НЕ и с соответствующими входами первого, второго и четвертого элементов И-НЕ . первого разряда, вторая входная шина соединена с третьими входами пятых элементов И-НЕ разрядов, четвертые входы пятых элементов И-НЕ соединены с соответствукнцими шинами управления, выход третьего элемента И-НЕ первого разряда соединен с пятыми входами третьих элементов И-НЕ всех разрядов, кроме последнего, шина сброса соединена с дополнительным входом второго элемента И-НЕ первого -ра-зряда, с шестыми входами третьих элементов И-НЕ всех разрядов, кроме первого и последнего , и с четвертым входом третьего.элемента И-НЕ порледнегб разряда, входы первого элемента И-НЕ соединены с выходами пятых элементов И-НЕ разрядов и с выходом-первого элемента И-НЕ последнего разряда, отличающееся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей, О) в него введены дополнительная вход-. ная шина, третья и четвертая входные С шины, второй элемент И-НЕ, в каждый разряд введен первый дополниа;ельный элемент И-НЕ, в каждый разряд, кроме последнего и предпоследнего, введен второй дополнительный элемент И-НЕ, в каждом разряде первый вход первого дополнительного элемента И-НЕ соединен с выходом второго элемента И-гНЕ, выход первого дополнительного элемента И-НЕ соединен с дополнительными входами второго и третьего эл ментов И-НЕ и с дополнительными входами второго, четвертого и с вторым входом первого дополнительного элементов И.-НЕ предыдущего в кольце разряда, третья входная шина соединена с третьими входгили первых дополнительных эттементов И-НЕ, дополнительная ишна управления соединена с четвертьм входом первого дополнительного элемента И-НЕ первого разряда, пер . вые, вторые и третьи входы вторых дополнительных элементов И-НЕ соединены соответственно .с четвертой входной шиной, с выходом второго элемента И-НЕ первого разряда и с выходом первого дополнительного элемента И-НЕ
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН (19) (111
3(51) Н 03 К 23 02
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
fl0 ДЕ (21) 3528027/18-21 (22) 24.12.82 (46) 07.07.84. Бюл. Р 25 (72) В.Е.Пешев (53) 621,374.32(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР
Р 750564, кл. Н 03 К 17/00, 1973, 2, Авторское свидетельство СССР пе заявке 9 3512780/18-21, кл, Н 03 К 23/02, 1982. (54) (57) РЕВЕРСИВНОЕ СЧЕТНОЕ УСТРОЙСТВО, содержащее первую и вторую входные шины, М-2:шин управления, шину сброса, первый элемент И-НЕ и М раз-. рядов, каждый из которых, кроме первого и последнего, содержит пять элементов И-НЕ, первый и последний раз.ряды содержат четыре элемента И-НЕ, в каждом разряде выход первого элемента И-HE соединен с первыми входами второго элемента И-НЕ и третьего элемента И-НЕ, выход которого соединен с вторым входом второго элемента ИНЕ, выход которого соединен с вторЫм входом третьего элемента И-НЕ, с первыми входами четвертого и пятого элементов и первого элемента И-НЕ, выход которого соединен с вторыми входами первого, четвертого, пятого .и с третьим входом второго. элементов
И-НЕ последующего разряда в кольце, выход третьего элемента И-НЕ которого соединен,с третьим входом третьего элемента И-НЕ предыдущего в кольце разряда, первая входная шина соединена с третьими входами первых элементов И-НЕ всех разрядов, в каждом разряде, кроме первого и последнего, выход пятого элемента И-НЕ соединен с четвертыми входами второго, третьего и первого элементов И-НЕ и с соответствующими входами первого, второго и четвертого элементов И-HE первого разряда, вторая входная шина соединена с третьими входами пятых элементов И-НЕ разрядов, четвертые входы пятых элементов И-НЕ соединены с соответствующими шинами управления, выход третьего элемента И-НЕ первого разряда соединен с пятыми входами третьих элементов И-HE всех разрядов, кроме последнего, шина сброса соединена с дополнительным входом второго элемента И-ЙЕ первого разряда, с шестыми входами третьих элементов И-НЕ всех разрядов, кроме первого и последнего, и с четвертым входом третьего элемента И-HE последнего разряда, входы первого элемента И-НЕ соединены с выходами пятых элементов И-НЕ разрядов и с выходом первого элемента И-НЕ последнего разряда, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью рас-Я ширения функциональных возможностей, в него введены дополнительная входная шина, третья и четвертая входные рины, второй элемент .И-НЕ, в каждый разряд введен первый дополнительный элемент И-НЕ, в каждый разряд, кроме Я последнего и предпоследнего;. введен второй дополнительный элемент И-НЕ, в каждом разряде первый вход первого дополнительного элемента И-НЕ соединен с выходом второго элемента И-НЕ, выход первого дополнительного элемента И-НЕ соединен с дополнительными входами второго и третьего элементов И-НЕ и с дополнительными входами второго, четвертого и с вторым входом первого дополнительного элементов И-НЕ предыдущего в кольце разряда, третья входная шина соединена с третьими входами первых дополнительных Мтементов И-НЕ, доцолнитель- Ф ная шина управления соединена с четвертым йходом первого дополнительного элемента И-НЕ первого разряда, первые, вторые и третьи входы вторых дополнительных элементов И-НЕ соединены соответственно .с четвертой входной шиной, с выходом второго элемента
И-НЕ первого разряда и с выходом первого дополнительного элемента И-НЕ
110 2045 второго разряда, четвертые входы вторых дополнительных элементов И-НЕ соединены с соответствующими шинами управления, в каждом разряде, с nep-.
Bo1 о по (М-2) -й, выход B Toporo дополнительного элемента И-НЕ соединен с дополнительными входами второго,тре-тьего элементов И-НЕ первого разряда и с дополнительными входами второго, четвертого и первого дополнительного пятого элемента И-HE coe HHeH c четвертыми входами второго,.третьего и первого элементов И-НЕ и с соответствующими входами первого, второго
5 и четвертого элементоа И-НЕ первого разряда, вторая входная шина соединена с третьими входами пятых элементов И-НЕ разрядов, четвертые входы пятых элементов И-HE соединены с соответствующими шинами управления, выход третьего элемента И-HE первого разряда соединен с пятыми входами третьих элементов И-НЕ всех разрядов, кроме последнего, шина сброса соединена с дополнительным входом второго элемента И-НЕ первого разряда, с шестыми входами третьих элементов И-НЕ всех разрядов, кроме первого и последнего, и с четвертым входом третьего элемента И-НЕ последнего разряда, входы первого элемента И-НЕ соединены с выходами пятых элементов И-НЕ разрядов и с выходом первого элемента И-НЕ последнего разряда.
В известном устройстве входные импульсы поступают на входные шины одновременно, причем для более надежного функционирования передний фронт положительного импульса, поступающе30 го по второй входной шине, опережает на одну-две t (где t — элементарное время задержки элемента) передний фронт положительного импульса, поступающего на первой входной шине, ЗЯ В устройстве реализонан режим с управляемым модулем пересчета (2) .
Недостатком известного устройства являются, относительно узкие функциональные возможности, вызванные отсут40 ствием,реверсивного режима работы с управляемым модулем пересчета.
Цель изобретения — расширение функциональных воэможностей путем реализации реверсивного режима работы с управляемым модулем пересчета.
Для достижения поставленной цели в реверсивное счетное устройство, содержащее первую и .вторую входные . шины, М-2 шин управления, шину сброИзобретение относится к импульсной технике и может быть использовано в устройствах различного назначения н качестве многоустойчиного элемента и пересчетного устройства с управляемым модулем, распределителя импульсов и делителя частоты.
Известно устройство, содержащее
М соединенных н кольцо триггеров, две .шины счетных импульсов, две шины управления, шину начальной установки и выходы, причем каждый триггер ныполнен на четырех элементах И-НЕ. Устройство реализует функции многоустойчивого элемента, реверсивного пефесчетного устройства и реверсивного распределителя импульсов (1) .
Недостатком этого устройства является отсутствие возможности управления модулем пересчета, Наиболее близким по технической сущности к изобретению является счетное устройство, содержащее первую и нторую входные шины, М-2 шин упранления, шину сброса, первый элемент
И-НЕ и М разрядов, каждый из которых, кроме первого и последнего, содержит пять элементов И-НЕ, первый и последний разряды содержат четыре элеМента И-НЕ, в каждом разряде выход перВого элемента И-НЕ соединен с первыми входами второго и третьего эле - ментов И-НЕ, выход последнего из которых соединен с вторым входом вто. ого элемента .И-НЕ, выход которого р соединен с вторым входом третье го элемента И-НЕ, с первыми входами четвертого и пятого элементов И-HE u первого элемент а И-НЕ, выход которого соединен с вторыми входами первого, четвертого, пятого и с третьим входом .второго элементов И-НЕ последующего разряда в кольце, выход третьего элемента И-НЕ которого соединен с третьим входом третьего элемента И-НЕ предыдушего в кольце разряда, первая входная шина соединена с третьими входами первых элементов
И-НЕ всех разрядов, в каждом разряде, кроме первого и последнего, выход элементов И-НЕ последующего в кольце разряда, входы BToporo элемента И-НЕ соединены с выходами вторых дополнительных элементов И-НЕ разрядов и с выходом перного дополнительного элемента И-НЕ первого разряда, дополнительные входы третьего элемента ИНЕ которого соединены с выходами третьих элементов И-НЕ всех разрядов, кроме второго.
1102045 элементов И-НЕ, дополнительная шина управления соединена с четвертым входом первого дополнительного элемента
И-НЕ первого разряда, первые, вторые и третьи входы вторых дополнительных элементов И-HE соединены соответствен. но с четвертой входной шиной, с выходом второго элемента И-НЕ первого разряда и с выходом первого дополнительного элемента И-НЕ второго разряда, четвертые входы вторых дополнйтельных элементов И-НЕ соединены с соответствующими шинами управления, в каждом разряде, с первого по (М-2)-й выход второго дополнительного элемента И-НЕ соединен с дополнительными входами второго, третьего элементов
H-HE первого разряда и с дополнитель-, ными входами второго, четвер .ого и первого дополнительного элементов
И-HE последующего в кольце разряда, входы второго элемента И-НЕ соединены с выхОдами вторых дополнительных элементов И-НЕ разрядов и с выходом первого дополнительного элемента И-НЕ первого разряда, допблнительные входя тРетьего элемента И-НЕ которого соединены. с выходами третьих элементов И-НЕ всех разрядов, кроме второго, На чертеже приведена схема трехразрядного реверснвного счетчика устройства.
Устройство содержит первые 1-1
1-3, вторые 2-1 — 2-3, третьи 3-1
3-3 и четвертые 4-1 — 4-3 элементы
И-НЕ разрядов, пятый элемент И-НЕ
5-1 второго разряда, первые дополнительные-,элементы И-HE 5-2, 5-3, 6 разрядоэ, элементы И-НЕ 7 и 8, второй дополнительный элемент И-НЕ 9 первого разряда, шину 10 управления, дополнительную шину 11 управления, третью 12, вторую 13 и первую 14 входные шины, шину 15 сброса и четвертую входную шину 16.
Выходы первых элементов И-НЕ
1-1 — 1-3 соединены соответственно с первыми входами вторых элементов И-НЕ
2- 1 — ?-3 и третьих элементов И-НЕ
3-1 — 3-3, выходы которых соединены. соответственно с вторыми входами вторых элементов И-НЕ 2-1 -2-3, выходы которых соединены соответственно с вторыми входами третьих элементов
И-НЕ 3-1 — 3-3, с первыми входами чет вертых элементов И-НЕ 4-1 — 4-3 и первых элементов И-НЕ 1-1 - 1-3, выход второго элемента И-HE 2-2 соединен с первым входом пятого элемента
И-НЕ 5-1, выходы первых элементов
И-НЕ 1-1 — 1-3 соединены соответст,венно с вторыми входами первых элементов И-НЕ 1-2, 1-3 1-1 и четвертых элементов И-НЕ 4-2, 4-3, 4-1 и с третьими входами вторых элементов И-НЕ
2-2, 2-3, 2-1, выход первого элемента
И-НЕ 1-1 соединен с вторым входом
65 еа, первый элемент И-НЕ и М разрядов, каждый из которых, кроме первого и последнего, .содержит пять элементОв
И-НЕ, первый и последний разряды со;держат четыре элемента И-НЕ,в каждом разряде выход первого элемента И-HE 5 соединен с первыми входами второго и третьего элементов И-НЕ, выход последнего из которых соединен с вторым входом второго элемента И-НЕ, выход которого;соединен с вторым входом 10 третьего элемента И-НЕ, с первыми входами четвертого и пятого элементов И-НЕ и первого элемента И-НЕ, выход которого соединен с вторыми входами первого, четвертого, пятого и с 15 третьим входом второго элементов И-НЕ последующего разряда в кольце, выход третьего элемента И-НЕ которого,соединен с третьим входом третьего элемента И-НЕ предыдушего в кольце раз20 ряда, первая входная шина соединена с третьими входами первых элементов
И-НЕ всех раэрядов, в каждом разряде, кроме первого .и последнего, выход пятого элемента И-НЕ соединен с четвертыми входами второго, третьего
2 и.первого элементов И-НЕ и с соответ ствующими входами первого, второго и четвертого элементов И-НЕ первого разряда, вторая входная шина соединена с третьим входами пятых элементов И-НЕ разрядов, четвертые входы пятых элементов И-НЕ соединены с соответствующими шинами управления, выход третьего элемента И-НЕ первого разряда соединен с пятыми входами 35 третьих элементов И-НЕ всех разрядов, кроме последнего, шина сброса соединена с дополнительным входом второго элемента И-НЕ первого разряда, с шестыми входами третьих элементов И-НЕ 40 всех разрядов, кроме первого и последнего, и с четвертым входом третьего элемента И-НЕ последнего разряда, входы первого элемента И-НЕ соединены с выходами пятых элементов
И-НЕ разрядов и с выходом первого элемента И-HE последнего разряда, введены дополнительная входная шина, третья и четвертая входя: .е шины,втоРой элемент И-НЕ, в каждый разряд введен первый дополнительный элемент
И-НЕ и в каждый .разряд, кроме последнего и предпоследнего, введен второй дополнительный элемент И-НЕ, в каждом разряде первый вход первого дополнительного элемента И-НЕ соединен с выходом второго элемента И-НЕ, выход первого дополнительного элемента И-НЕ соединенj c дополнительными входами второго и третьего элементов
И-HE и с дополнительными входами вто-&О рого, четвертого и с вторым входом первого дополнительного элементов
И-НЕ предыдущего в кольце разряда, третья входная шина соединена с третьими входами первых дополнительных
1102045 в коде передвигается от,младшего разряда к старшему, При этом если на шине 10 управления — логический ноль, устройство осуществляет прямой пересчет по модулю М (в данном случае
М равно трем). Если на шине 10 управления — логическая единица, устройство осуществляет пересчет по модулю два, В режиме обратного счета единица на.выходах разрядов передвигается от старших разрядов к младшему. При наличии на шине 10 потенциала логической единицы, а на шине ll — потенциала логического нуля, устройство осуществляет. пересчет по модулю два, а при обратной комбинации сигналов на шинах 10 и ll — пересчет по максимальному модулю (в данном случае равному трем).
Импульсы переносов с выходов элементов И-НЕ 7 и 8 могут быть испольпятого элемента И-НЕ 5-1, выходы третьих элементов И-HE — 3-1 — 3-3 соответственно с третьими входами третьих элементов И-НЕ 3-3, 3-1, 3-2, входная шина 14 — с третьими входами первых элементов И-HE 1-1 — 1-3, выход пятого элемента И-НЕ 5-1 — c четвертыми входами первого 1-2, второго 2-2, третьего 3-2, первого 1-1, второго 2-1 и с третьим входом четвертого 4-1 элементов И-НЕ, третий 10 и четвертый входы пятого элемента
И-HE 5-1 соединены соответственно с входной шиной 13 и с шиной 10 управления, выход третьего элемента И-НЕ
3-1 соединен с пятым входом третьего 15
Элемента И-HE 3-2, шина 15 сбросас пятым входом второго элемента И-НЕ
2-1 и шестым и четвертым входами соответственно третьих элементов И-НЕ
3-2 и 3-3, первый И второй входы 2О элемента Й-НЕ 7 соединены соответственно с выходамн пятого 5-1 и,первого 1-3 элементов И-НЕ, первые входы первых дополнительных элементов И-.НЕ
5-2 и 5-3 соединены соответственно е .25 выходами вторых элементов И-НЕ 2-1
2-3, выходы первых дополнительных элементов И-НЕ 5-2, 6 и 5-.3 — соответ. ственно с шестым входом второго элемента И-HE 2-1, пятым входом второго элемента И-НЕ 2-2, четвертыми входами второго 2-3 и третьего 3-1 элементов И-НЕ, седьмым входом третьего элемента И-НЕ 3-2, пятыми входами третьего 3-3 и второго 2-3 элементов
И-НЕ„ седьмым входом второго элемента
И-.НЕ 2-1, шестым входом второго элемента И"HE 2-2, третьим входом четвертого элемента И-HE 4-3, четвертным входом четвертого элемента И-НЕ 4-1, третьим входом четвертого элемента 40
И-НЕ 4-2 и вторыми входами первых дополиктельных элемен тов И- HE 5- 3, 5- 2 и 6, третьи входы которых соединены с входной шиной 12, шина ll управле— ния соединена с четвертым входом пер-45 в ого дополнительногозлемента И-HE
5-2, первый, второй, третий, и четвертый входы второго дополнительного элемента И-НЕ 9 соединены соответственно с входной шиной 16, выходом 5п второГо элемента И-HE 2-1, выходом первого дополнительного элемента И-НЕ
6 и шиной 10 управления, выход второго дополнительного элемента И-НЕ 9 соединен с восьмым входом второго.эле мента И-НЕ 2-1, пятым входом третьего элемента И-ЙЕ 3-1, седьмым входом второго элемента И-НЕ 2-2 и четверты ми входами четвертого элемента И-НЕ
4-2 и первого дополнительного элемен-бо та И-НЕ 6,входы элемента И-НЕ 8 соеди" иены с выходом второго дополнительного элемента И-НЕ 9 и выходом первого дополнительного элемента И-НЕ 5-2, шестой вход третьего элемента И-HE
3-1 соединен с выходом третьего элемента И-HE 3-3, Входные шины 13 и 14 являются входными шин ами пр ямого счет а, входные шины 12 и 16 — входными шинами обратного счета, Выходы элементов
И-НЕ 4-1 — 4-3 являются соответственно пряьыьж, а выходы элементов И-НЕ
3-1 — 3-3 — инверсными выходами разрядов. ВыходЫ элементов И-HE 1-1
1-3 являются импульсными выходами разрядов при прямом счете, выходы эле ментов И-НЕ 5-2, 6 и 5-.3 — при обратном счете, а выходы элементов И-НЕ
7 и 8 - соответственно выходами переноса при прямом и обратном счете. Информация на прямом и инверсном выходах устройства изменяется по переднему положительному фронту тактового. сигнала, При .прямом счете тактовые сигналы подаются на шины 13 и 14, при этом на шинах 12 и 16 - потенциал логического нуля, При обратном счете такто.— вые сигналы подаются на шины 16 и 12, при этом на шинах 13 и 14 — потенциал логического нуля, !
Для исключения влияния разброса временных параметров элементов тактовый сигнал на шину 14 может поступать с задержкой„ равной 1-218, относительно тактового сигнала на шийе
13 при прямом счете, а тактовый сигнал,на шине 12 - с аналогичной задержкой относительно тактового сигнала на шине 16 при обратном счете °
Устройство работает следующим образом, По шине 15 отрицательным импульсом устройство устанавливается в начальное состояние, при этом на выходах элементов 4-1 — 4-3 присутствует код 10,,,0. При поступлении тактовых импульсов по шинам 13 и 14 единица
1! 02045
Составитель В,Ранов
Редактор И . Ни колайчук Техред М. Гергель Корректор Г. Решетни к
Заказ 4783/44 Тираж 862 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4 эованы для каск алирования предлагаемых устройств с последовательным или параллельным переносами.
Таким образом, изобретение позволяет расширить функциональные возможности предлагаемого устройства за счет получения воэможности реверсивного режима работы, что выгодно отличает предложенное устройство от изВР тного




