Планировщик
ПЛАНИРОВЩИК, содержащий тягач , к которому с помощью сцепного механизма с боковым звеном через шарнир с двумя степенями свободы, состоящий из продольно-горизонтального и продольно-вертикального элементов, присоединена рама, оснащенная ковшом и задней колесной тележкой, отличающийся тем, что, с целью повышения устойчивости при поворотах и снижения массы планировщика, он снабжен расположенными между сцепным механизмом и шарниром с двумя степенями свободы дополнительным поперечным горизонтальным шарниром и гидродилиндром, шарнирно установленным на боковом звене сцепного механизма, при зтом шток гидроцилиндра шарнирно соединен с продольно горизонтальным элементом. .4 О СО со v со (Риг. i
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛ ИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН
ÄSUÄÄ 1099009
3Ш Е 02 Р 3/62
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
БЯ»,;ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3533318/29 — 03 (22) 06.01.83 (46) 23.06.84. Бюл. Ф 23 (l2) Е.И. Шейнис, З.Е. Гарбузов, Г.И. Тимофеев, В.Ф. Корелин, В.В. Некрасов, В.Г. Песков и Е.Д. Томин (71) Ленинградское научно-производственное объединение землеройного машиностроения "ВНИИЗЕММАШ" (53) 621.878.23(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР
N - 24 1298, кл. E 02 3/62, 1965.
2. Авторское свидетельство СССР ш 724643, кл. Е 02 3/62, 1976 (прототип). (54)(57) ПЛАНИРОВЩИК, содержащий тягач, к которому с помощью сцепного механизма с боковым звеном через шарнир с двумя степенями свободы, состоящий из продольно-горизонтального и продольно-вертикального элементов, присоединена рама, оснащенная ковшом и задней колесной тележкой, о т л и— ч а ю шийся тем, что, с целью повышения устойчивости при поворотах и снижения массы планировщика, он снабжен расположенными между сцепным механизмом и шарниром с двумя степенями свободы дополнительным поперечным горизонтальным шарниром и гидроцилиндром, шарнирно установленным на боковом звене сцепного
O механизма, при этом шток гидроцилинд — Я ра шарнирно соединен с продольногоризонтальным элементом.
1099009
Изобретение относится к землеройным машинам с пассивным рабочим органом, а именно к планировщикам полей, в частности рисовых чеков.
Известен планировщик, включающий тягач, раму, опирающуюся на переднюю и заднюю колесные тележки, установленный между ними на раме ковш с планиру1ощим ножом и механизмы управления,)1 ).
Недостатком планировщика является длинная база, которая необходима цля обеспечения высокой планирующей способности машины.
Наиболее близким к изобретению по технической сущности является 17I;aIIIIровщик, включающий тягач, к которому с помощью сцепного механизма с боковым звеном через шарнир с двумя <-7еленями cнободbi, состоящего из продольно-горизонтальногo и продольновертикального элементов, присоеди ена рама, оснащенная ковшом и задней колесной тележкой Г? ).
Недостатки известного планировщика заключаются в его ограниченных проходимости и устойчивости в свя=;II с возможностью поворота относительно продольно-горизонтального шарнира подвески. Так, линия ЛБ опрокидывания, проходящая через внешнее заднее колесо пла.нировщика (точка Л) и точку Б пересечения продольной оси Б планировщика и поперечной оси Г качания задней иавески трактора, проходит вблизи центра тяжести Д планировщика и приближается к нему по мере поворота машины. Это приводит к тому, что при определенном угле поворота трактора о..— носительно планировщика, когда центр тяжести Д планировщика совмещается с линией ЛБ, планировщик теряет устойчивость, так как нагрузка на колеса
А становится максимальной„ а на противоположном — равной нулю, это имеет место при повороте планировщика olIIo †. сительно трактора на угол 45
О
Целью изобретения является повгшшение устойчивости при поворотах и снижение массы планировщика, что приводит к повышению его проходимости и уменьшению площади недоработок на поле что соОтветственно увеличиваeT производительность планировщика.
Цель достигается тем, что планировщик, включающий тягач, к которому с помощью сцепного механизма с боковым звеном через шарнир с двумя степеня-ми свободы, состоящий из продольногоризонтального и продольно-вертикального элементов, присоединена рама, оснащенная ковшом и задней колесной тележкой, снабжен расположенными меж5 ду сцепным механизмом и шарниром с двумя степенями свободы дополнительным поперечным горизонтальным шарни-. ром и гидроциличдром, ыарнирно установленным на боковом звене сцепного
1О механизма, при этом шток гицроцилиндра шарнирно соединен с продольно-горизонтальным элементом.
На фиг. 1 представлена схема планировщика: на фиг, 2 — то же, в транс
15 портном положении.
Планировщик включает раму 1, опирающуюся с-.1ереди с помощью сцепного механизма на тягач 2. Задняя часть рамы 1 опирается на колесную тележ20 ку 3. К раме прикреплен ковш А. Сцепной механизм выполнен в виде шарнирного четырехзвенника, включающего верхнее 5, нижнее 6 и боковое 7 звенья. При этом точка Е пересечения
"- продольных осей верхнего и нижнего звеньев находится в пределах базы тягача. Звено 5 удерживается гидроцилиндром трактора 8. Рама 1 присоединена к боковому звену 7 с помощью
Зб гоперечного горизонтального шарни,ра 9, который в рабочем положении блокируется гидроцилинцром 10, закрепленным также. на боковом звене 7 сцепного механизма посредством шарнира 11, Шток rèöpoöI=ëèíäðà 10 шарнира соединен с продольно-горизонтальным элементом 12 шарнира с двумя стегенями свободы, состоящего из указ" ííî — î элемента и продоль „; но-вертикального элемента.
Гланировшик работает следующим образом.
Б процессе выполнения ппанировщиком планировочных работ гидроцилиндр 5 8 трактора 2 ставится в "плавающее" положение, а гидроцилинIlp 10 планировщика — в положение Запертон„ при этом шарнир 9 блокируется.
При í=.åçäå колес трактора или пла-.
Э
-,1нировщика Ia неровности происходит их взаимный поворот в продольно †вертикальной плоскости за счет поворота четырехзвенника относительно его
I rHoHQII?I0rО Ileнтра — точки Е. Это
„,.-Обеспечивает повышенную планирующую способность. Изменение глубины копания регулируется гидроцилиндром 10.
При необходимости выполнения поворота машины в конце "îíà гидроцилиндр
1099009
8 тягача устанавливается в положение
"Заперто" а гидроцилиндр 10 планировщика в плавающее * положение. При этом шарнир 9 освобождается, а четырехзвенник становится жестко связанным с тягачом. В этом случае поворот в продольно-вертикальной плоскости планировщика относительно трактора происходит вокруг оси Г шарнира 9 и, следовательно, линия опрокидывания
АБ удаляется от центра тяжести JI что повышает устойчивость планировщика на повороте и позволяет совершать поворот с меньшим радиусом и большим углом, который применительно к предлагаемому планировщику в отличие от известного не лимитируется.
Для перевода планировщика в транспортное положение гидроцилиндр 10 устанавливается в плавающее положение, что освобождает поперечный горизонтальный шарнир 9, после чего гидроцилиндром 8 тягача производится подъем четырехзвенника в крайнее верхнее положение, а гидроцилиндр 8 ставится в положение Заперто".
Для нормальной работы планировщик должет быть соединен с трактором сцепным устройством, имеющим три степени свободы.
В планировщике три степени свободы обеспечиваются в рабочем положении машины продольным и вертикальным шарнирами и мгновенным центром E вращения в вертикальной плоскости задней завески 5-7 трактора, как и в известном планировщике (при этом шарнир 9 заперт гидроцилиндром 10).
В транспортном положении на предлагаемом планировщике указанные степени свободы обеспечиваются иначе: продольным и вертикальным шарнирами и шарниром 9 (при этом гидроцилиндр 8 заперт, а гидроцилиндр 10 находится в плавающем положении).
В планировщике в транспортном положении линия опрокидывания АБ проходит через точку Б, лежащую на пересечении осей Г и В, и линия опрокидывания удалена от точки Д. Благодаря этому даже при повороте планировщика
50 относительно трактора на угол 90 совмещение оси АБ с центром тяжести Д машины не происходит, что значительно повышает устойчивость машины. Увеличение угла поворота и уменьшение тем самым радиуса поворота планировщика позволяет увеличить число рабочих ходов, особенно на рисовых чеках, что приводит к увеличению производительности.
В данном планировщике существенно упрощается конструкция задней тележки и ее крепление к раме машины за счет перестановки гидроцилиндра с задней части планировщика на сцепной механизм, так как анулируется шарнирное соединение задней тележки с рамой, что позволяет снизить массу планировщика.
Таким образом, в планировщике в транспортном положении повышается устойчивость при поворотах в связи с близким расположением поперечного горизонтального шарнира 9 к вертикальному, а также улучшается его проходимость. Во время транспортного положения происходит качание планировщика в-вертикальной плоскости относительно шарнира 9.
Для этого гидроцилиндр 10 ставится в плавающее положение. При этом машина переводится в транспортное положение гидроцилиндром 8 трактора, у которого шток втянут. Что касается известного планировщика, то его перевод в транспортное положение производится задним гидроцилиндром, а гидроцилиндр
8 тракторной навески должен находиться постоянно в "плавающем" положении и положение штока в гидроцилиндре 8 зависит от неровностей дороги и непрерывно меняется. Втянуть шток гидроцилиндра 8 в известной машине невозможно, для этого пришлось бы поднять в воздух весь планировщик с отрывом его задних колес от земли, т.е. превратить полуприцепной планировщик в навесной. Учитывая большую массу машины и ее вылет относительно трактора, это приведет к поломке сцепного устройства.
1099009
СоставительН. Лихоперский
Редактор Н. Лазаренко Техред M.Êóçüìà Корректор А. Тяско
Заказ 4330/24 Тираж 644 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", r Ужгород, ул. Проектная, 4



