Гидравлическая система управления фрикционными элементами коробки передач транспортного средства

 

ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ФРИКЦИОННЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ КОРОБ.КИ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащая гидронасос , связанный нагнетательной гидролинией через управляющий клапан изменения давления и через дроссель с гидравлическим распределителем, соединенным гидролиниями с гидроцилиндрами фрикционных элементов, переключающее устройство выполненное в виде клапанов с плавающими поршнями, вы.ходы которых соединены с гидроцилиндрами фрикционных элементов, клапан подпитки, связанный с переключающи.м устройством и соединенный гидролиниями с нагнетательной гидролинйей между дросселем и гидрораспределителем, гидролинией с вторым дросселем между управляГющим клапаном и первым дросселем и с гидробаком , отличающаяся тем, что, с целью упрощения управления транспортным средством и повыщения долговечности фрикционных элементов, она снабжена распределительным клапаном, установленным в гидролинии между входом клапана переключающего устройства и клапаном подпитки и соединенным с гидроцилиндром фрикционных элементов высщей передачи, при-это и распредеелительный клапан выполнен с возможностью синхронного управления с клапаном изменения давления, a в гидролинии , соединяющей распределительный клапан с гидроцилиндром фрикционных (Л элементов высщей передачи, установлен дополнительный дроссель. 2. Система по п. 1, отличающаяся тем, что золотники клапанов изменения давления и распределительного жестко связаны и расположень в общем корпусе. ;о 00 00 оо

7 А

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

0% (11) . ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕ

К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3610607/27-11 (22) 24.06.83 (46) 23.06.84. Бюл. № 23 (72) Ю. Н. Прилуцкий, В. Г. Штонда и Н. А. Кравченко (71) Харьковский тракторный завод им. С. Орджон и кидзе (53) 629.113-585.2 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 682397, кл. В 60 К 41/00, 1976 (прототип). (54) (57) ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

УПРАВЛЕНИЯ ФРИКЦИОННЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащая гидронасос, связанный нагнетательной гидролинией через управляющий клапан изменения давления и через дроссель с гидравлическим распределителем, соединенным гидролиниями с гидроцилиндрами фрикционных элементов, переключающее устройство выполненное в виде клапанов с плавающими поршнями, выходы которых соединены с гидроцилиндрами фрикционных элементов, клапан подпитки, связанный с переключающим устройством и соединенный гидролиниями с нагнетательной гидролинией между дросселем и гидрораспределителем, гидролинией с вторым дросселем между управляющим клапаном и первым дросселем и с гидробаком, отличающаяся тем, что, с целью упрощения управления транспортным средством и повышения долговечности фрикционных элементов, она снабжена распределительным клапаном, установленным в гидролинии между входом клапана переключающего устройства и клапаном подпитки и соединенным с гидроцилиндром фрикционных элементов высшей передачи, при этом распредеелительный клапан выполнен с возможностью синхронного управления с клапаном изменения давления, а в гидролинии, соединяющей распределительный клапан с гидроцнлиндром фрикционных элементов высшей передачи, установлен дополнительный дроссель.

2. Система по п. 1, отличающаяся тем, что золотники клапанов изменения давления и распределительного жестко связаны и расположены в общем корпусе.

1098837

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к ступенчатым коробкам передач, обеспечивающим разгон и переключение на ходу при помощи гидравлически управляемых фрикционных элементов.

Известна гидравлическая система управления фрикционными элементами коробки передач транспортного средства, содержащая гидронасос, связанный нагнетательной гидролинией через управляющий клапан изменения давления и через дроссель с гидравлическим распределителем, соединенным гидролиниями с гидроцилиндрами фрикционных элементов, переключающее устройство, выполненное в виде клапанов с плавающими поршнями, выходы которых соединены с гидроцилидрами фрикционных элементов клапан подпитки, связанный с переключающим устройством и гидролиниями — с нагнетальной гидролинией между дросселем и гидрораспределителем, гидролинией — со вторым дросселем между управляющим клапаном и первым дросселем и с гидробаком .

Известная гидравлическая система удовлетворяет требованиям безразрывного переключения передач и обеспечивает трогание и разгон машины на двух передачах (1).

Недостаток известной системы заключается в том, что, управляя транспортным средством, водитель должен производить сложные манипуляции при трогании, придерживаясь строгой последовательности их выполнения, так как в случае нарушения этой последовательности, вторая передача не включается и вся мощность пойдет через фрикцион первой передачи, что снижает его долговечность. Кроме того, эта система не обеспечивает одновременного включения фрикционов первой и второй передач (за счет разных сечений дросселей) и работа их при разном давлении приводит к появлению излишней работы буксования и выходу из строя дисков фрикционных муфт, что снижает их долговечность.

Целью изобретения является упрощение управления транспортным средством и повышение долговечности фрикционных элементов.

Указанная цель достигается тем, что гидравлическая система управления фрикционными элементами коробки передач транспортного средства, содержащая гидронасос, связанный нагнетательной гидролинией через управляющий клапан изменения давления и через дроссель с гидравлическим распределителем, соединенным гидролиниями с гидроцилиндрами фрикционных элементов, переключающее устройство, выполненное в виде клапанов с плавающими поршнями, выходы которых соединены с гидроцилиндрами фрикционных элементов, клапан подпитки, связанный с переклю5

55 чающим устройством и соединенный гидролиниями с нагнетательной гидролинией между дросселем и гидрораспределителем, гидролинией с вторым дросселем меежду управляющим клапаном и первым дросселем и с гидробаком. снабжена распределительным клапаном, установленным в гидролинии между входом клапана переключающего устройства и клапаном подпитки и соединенным с гидроцилиндром фрикционных элементов высшей передачи, при этом распределительный клапан выполнен с возможностью синхронного управления с клапаном изменения давления, а в гидролинии, соединяющей распределительный клапан с гидроцилиндром фрикционных элементов высшей передачи, установлен дополнительный дроссель.

Кроме того, золотники клапанов изменения давления и распределительного жестко связаны и расположены в общем корпусе.

На фиг. 1 дана схема гидросистемы в установившемся режиме первой передачи; на фиг. 2 — схема гидросистемы в момент трогания на первой и второй передачах.

Гидравлическая система содержит гидронасос 1, связанный нагнетательной гидромагистралью 2 через клапан 3 изменения давления с гидрораспределителем 4 (с руччым управлением), соединенным с гидроцилиндрами фрикционных элементов первой, второй, третьей и четвертой передач (не показаны) соответственно при помощи каналов 5 — 8, выполненных в валу 9 и соединенных гидролиниями 10 — 13 с плавающими поршнями 14 — 16. Система содержит также клапан 17 подпитки выключаемой передачи, который включает в себя цилиндрический золотник 18 и шариковый клапан

19 и который при помощи гидролиний 20 и 21 соединен с участком нагнетательной гидромагистрали, расположенным между гидрораспределителем 4 и клапаном 3 изменения давления, а при помощи гидролинии 22 — с переключающим устройством

23 через распределительный двухпозиционный клапан 24, соединенный при помощи гидролинии 25 и канала 6 с гидроцилиндром фрикционных элементов второй передачи. Золотники клапанов 3 и 24 жестко связаны между собой, образуя единый золотник, расположены в общем корпусе 26 и соединены с управляемой педалью 27. В гидролиниях 21 и 25 и в нагнетательной магистрали между местами соединений с гидролиниями 20 и 21 установлены дроссели

28 — 30. Гидравлическая. система снабжена перепускным клапаном 31, соединенным с нагнетательным патрубком гидронасоса 1, и гидробаком 32.

В установившемся режиме включенной, например, первой передачи (фиг. 1) гидронасосом 1 в нагнетательной гидромагистрали 2, канале 5 и гидролинии 10 создается

1098837 давление; определяемое регулировкой клапана 31. Под действием этого давления поршни 14 и 16 смещены в крайнее левое положение и канал 5 первой передачи соединяется с гидролинией 22. Золотник 18 клапана 17 подпитки смещен вправо и разобщает гидролинии 21 и 22. При переключении передач гидрораспределитель 4 переводится в положение подачи масла во включаемую передачу, например вторую. При этом единый золотник клапанов 3 и 24, как и ранее, находится в крайнем левом положении. В начале заполнения гидроцилиндра включаемой передачи давление за дросселем 30 резко падает, вследствие чего золотник 18 перемещается влево и сообщает гидролинии 21 и 22, соединив тем самым переключающее устройство 23 с нагнетательной магистралью. С этого момента масло, подаваемое насосом, делится на два потока в соответствии с сечением дросселей 28 и 30: один поток, проходящий через дроссель 30, направляется к гидрораспределителю 4 и далее по каналу 6 во включаемый гидроцилиндр второй передачи, а другой поток, проходящий через дроссель 28, поступает в гидролинии 21 и 22. Гидролиния 22 благодаря такому расположению поршней 14 и 16 по-прежнему соединена с каналом 5 гидроцилиндра первой передачи.

Таким образом, гидронасос 1 одновременно заполняет гидроцилиндр включаемой второй передачи и подпитывает гидроцилиндр выключаемой первой передачи. Величина давления подпитки определяется регулировкой клапана 19. Описанный процесс происходит до тех пор, пока не заполняется гидроцилиндр включаемой передачи, после чего давление в канале 6 и гидромагистрали 2 резко возрастает, вследствие чего золотник

18 клапана подпитки перемещается вправо, разобщая гидролинии 21 и 22. Одновремен-. но возросшее давление в канале 6 второй передачи по гидролинии 11 передается переключающему устройству 23, вызывая перемещение поршня 15 влево, а поршня 14

Вправо, в результате чего происходит окончательное отключение гидроцилиндра первой передачи от гидролинии 22.

Для трогания и разгона машины на низшей передаче, например, первой, с времен5

45 ным подключением одной из высших передач, например второй, водитель нажимает на педаль 27 и устанавливает гидрораспределитель 4 в положение первой передачи (фиг. 2). При этом общий золотник клапанов 3 и 24 занимает крайнее правое положение, сообщая гидромагистраль 2 со сливом, золотник 18 клапана подпитки занимает крайнее левое положение (так как в гидромагистрали 2 отсутствует давление), а гидролинии 21 и 25 соединены между собой. Таким образом, нагнетательная магистраль одновременно соединена с гидроцилинд рами первой передачи (через гидрораспределитель 4) и второй передачи (через гидролинии 21 и 25). Затем после включения механической части коробки передач водитель плавно опускает педаль 27. При этом давление в нагнетательной гидромагистрали 2 постепенно наращивается. Масло поступает в гидроцилиндры первой и второй передач пропорционально сечениям дросселей 29 и 30, обеспечивая одинаковые давления в гидроцилиндрах первой и второй передач. В тот момент, когда за дросселем

30 давление в гидролинии 20 достигнет значения, определяемого пружиной клапана 17, золотник 18 переместится вправо, отсекая гидролинию 25 от нагнетательной магистрали. После этого рост давления в гидроцилиндре второй передачи (в канале 6) прекращается и он отключается, а давление в канале 5 и, следовательно, в гидроцилиндре первой передачи продолжает нарастать до величины, определяемой регулировкой перепускного клапана 31. Таким образом, для трогания с места водитель должен только лишь нажать на педаль 27, включить гидрораспределитель 4 в положение первой передачи и после включения механической части коробки передач плавно отпустить педаль.

В качестве базового объекта выбрана трансмиссия колесного трактора Т вЂ” 150К, включающая гидравлическую систему управления и имеющую муфту главного сцепления. Внедрение изобретения позволит исключить из трансмиссии муфту главного сцепления, заменив ее упругой соединительной муфтой с резиновыми элементами, что позволит получить экономию.

1098837

7

1098837

Редактор Н. Пушненкова

Заказ 4287/16

Составитель А. Барыков

Техред И. Верес Корректор М. Демчик

Тираж 65, Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, ° Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Гидравлическая система управления фрикционными элементами коробки передач транспортного средства Гидравлическая система управления фрикционными элементами коробки передач транспортного средства Гидравлическая система управления фрикционными элементами коробки передач транспортного средства Гидравлическая система управления фрикционными элементами коробки передач транспортного средства Гидравлическая система управления фрикционными элементами коробки передач транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к системе управления агрегатом на пересеченной местности и может быть использовано в качестве системы корректирования скорости и вертикальных нагрузок на ведущие колеса, средства силового регулирования (и перераспределения) опорных реакций и скорости движения сельскохозяйственного агрегата на пересеченной местности и в горной зоне

Изобретение относится к автотракторной технике и предназначено для контроля за режимами работы и состоянием агрегатов транспортного средства

Изобретение относится к системам автоматического управления узлами и механизмами транспортного средства, а также их контроля и диагностики

Изобретение относится к области авто-, тракторо-, самолетостроении и любых других мобильных машин и может быть использовано при проектировании систем управления движением транспортных и тяговых машин, обеспечивающих устойчивость их движения, эффективность торможения и улучшение их тягово-экономических показателей

Изобретение относится к транспортным средствам, а именно к устройствам переключения ступеней в их коробках передач, осуществляемым фрикционными муфтами, включаемыми с помощью гидроцилиндров при подаче в них масла под давлением
Наверх