Судовой волновой движитель
СУДОВОЙ ВОЛНОВОЙ ДВИЖИТЕЛЬ , содержащий небалансирное носовое и балансирное кормовое крылья, жестко установленные на валах, которые выступают за борт судна перпендикулярно его диаметральной плоскости и шарнирно«связаны тягой и жестко закрепленным на свободном конце вала кормового крыла рычагом, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности движителя в работе путем обеспечения возможности его регулирования при различных сочетаниях скорости хода судна и параметров волн, он снабжен дугообразной направляющей, жестко связанной со свободным концом вала носового крыла и проходящей через ось этого вала, и фиксируемым в направляющей ползуном, с которым щарнирно связана упомянутая тяга, при этом центр радиуса кривизны направляющей расположен в центре щарнирного соединения тяги с рычагом, при вертикальном положении последнего. IV СА:) О5 Ю V V S фиг.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„„SU„„1093621 зю В 63 Н 19/02
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3498316/27-11 (22) 06.10.82 (46) 23.05.84. Бюл. № !9 (72) Ю. Ф. Сенькин (53) 629.12:532.582.5.039 (088.8) 1 2
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 592671, кл. В 63 Н 19/02, 04.09.74 (про-, тотип) . (54) (57) СУДОВОЙ ВОЛНОВОЙ ДВИЖИТЕЛЬ, содержащий небалансирное носовое и балансирное кормовое крылья, жестко установленные на валах, которые выступают за борт судна перпендикулярно его диаметральной плоскости и шарнирно связаны тягой и жестко закрепленным на свободном конце вала кормового крыла рычагом, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности движителя в работе путем обеспечения возможности его регулирования при различных сочетаниях скорости хода судна и параметров волн, он снабжен дугообразной направляющей, жестко связанной со свободным концом вала носового крыла и проходящей через ось этого вала, и фиксируемым в направляющей ползуном, с которым шарнирно связана упомянутая тяга, при этом центр радиуса кривизны направляющей расположен в центре шарнирного соединения тяги с рычагом, при вертикальном положении последнего.
1093621
Изобретение относится к судостроению, в частности к судовым движителям, использующим энергию морских волн.
Известен судовой волновой движитель, содержащий небалансирное носовое и балансирное кормовое крылья, жестко установленные на валах, которые выступают за борт судна перпендикулярно его диаметральной плоскости и шарнирно связаны тягой и жестко закрепленным на свободном конце вала кормового крыла рычагом (1).
Недостатком судового волнового движителя является то, что у него не обеспечена работа в оптимальном режиме при различных сочетаниях скорости кода судна и параметров волн, а это приводит к снижению
-эффективности его работы.
Цель изобретения — повышение эффективности движителя в работе путем обеспечения возможности его регули рова ния при различных сочетаниях скорости хода судна и параметров волн.
2р
Цель достигается тем, что судовой вол, новой движитель, содержащий небалансирное носовое и балансирное кормовое крылья, жестко установленные на валах, которые выступают за борт судна перпендикулярно его диаметральной плоскости и шарнирно связаны тягой и жестко закрепленным на свободном конце вала кормового крыла рычагом, снабжен дугообразной направляющей жестко связанной со свободным концом вала носового крыла и проходящей через ось Зр этого вала, и фиксируемым в направляющей ползуном, с которым шарнирно связана упомянутая тяга, при этом центр радиуса кривизны направляюшей расположен в центре шарнирного соединения тяги с рычагом при вертикальном положении последнего. 35
На фиг. 1 схематично изображено размещение волнового движителя на судне; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3-волновой движитель, вид сбоку; на фиг. 4— кинематическая схема работы волнового 4р движителя в режимах движителя и успокоителя качки; на фиг. 5 — то же (а — в режимах измерителя параметров качки и стабилизации судна на ходу; б — в режимах стабилизации судна на ходу и при стоянке судна); на фиг. 6 — то же, в режиме успо- 45 коителя качки; на фиг. 7 — то же, в режиме гидродинамического откренивания судна.
При этом, V вектор скорости набегающего потока; с — угол атаки набегающего потока; P» — угол наклона носового крыла к горизонту; p„— то же, кормового крыла.
Судовой волновой движитель содержит
; небалансирное носовое 1 и балансирное кормовое 2 крылья, установленные соответственно на валах 3 и 4, которые выступают за борт 5 судна перпендикулярно его диаметральной плоскости. На свободном конце вала 3 жестко закреплена дугообразная направляющая 6, проходяшая через ось этого вала. С направляющей 6 сопряжен ползун 7, шарнирно связанный с тягой 8, которая шарнирно связана с рычагом 9, жестко установленным на свободном конце вала 4. Центр радиуса кривизны направляющей 6 совпадает с центром шарнирного соединения тяги 8 с рычагом 9 при вертикальном положении последнего.
С ползуном 7 жестко связан привод 10 с фиксатором 1! для переключения режимов работы движителя. Фиксатор 11 входит в зацепление с фиксирующими гнездами 12, выполненными на направляющей 6.
На верхнем конце рычага 9 жестко закреплен сектор 13, который чекой 14 через ползун 15 соединяется с приводом 16 поворота крыльев, а на нижнем конце рычага 9 установлен противовес 17.
В ползуне 15 и секторе 13 выполнены отверстия, которые расположены соосно при нахождении рычага 9 в вертикальном положении и служат для установки в них чеки 14. Часть чеки 14, взаимодействуюшая с внутренней поверхностью отверстия в секторе 13, выполнена конусообразной, дает возможность обеспечивать поворот сектора на заданную величину при движении ползуна 15.
Возможно несколько положений тяги 8 (фиг. 3): 1 — положение тяги в режимах движителя и успокоителя качки; II — то же, в режимах измерителя параметров качки и стабилизации судна на ходу; III — то же, в режимах стабилизации судна на ходу при стоянке судна и гидродинамического откренивания судна; IV — то же, в режиме успокоителя качки.
Судовой волновой движитель работает следующим образом.
Для осуществления его работы в режимах движителя и успокоителя качки (фиг. 3 и 4) приводом 10 перемешают тягу 8 с ползуном 7 в положение 1 на расстояние от вала 3, при котором обеспечивается максимальная тяга при заданной скорости хода судна и параметрах волны. При этом крыло 1 работая во флюгерном режиме, устанавливается вдоль потока под углом „к горизонту и через вал 3, дугообразную направляющую
6, ползун 7, тягу 8 и рычаг 9 передает усилие на крыло 2, поворачивая его на угол „который меньшеф» . За счет угла атакиа набегающего потока создается подъемная сила, горизонтальная составляющая которой направлена вперед. Для перевода движителя в режим измерения параметров качки (фиг. 3 и 5а) приводом перемещают тягу 8 с ползуном 7 в положение Il.
При этом крыло 2 оказывается зафиксированным в горизонтальном положении и выполняет функцию стабилизатора судна, а крыло 1 работает во флюгерном режиме, 1093621 фиг. 2 как датчик вектора скорости набегающего потока.
Для перевода движителя в режим стабилизации судна на ходу, а также для его стопорения при стоянке судна (фиг. 3 и 5б) приводом 10 перемещают тягу 8 в горизонтальное положение I I I; подключают привод поворота крыльев, для чего чеку 14 ъставляют в отверстия ползуна 15 и сектора 13.
Оба крыла 1 и 2 при этом фиксируются в горизонтальном положении. Они, стабилизируют судно на ходу и не создают помех при маневрировании судна.
Для перевода движителя в режим успокоителя качки (фиг. 3 и 4) приводом 10 перемещают тягу 8 в положение IV, при этом расстояние центра ползуна 7 от оси вала 3 устанавливается в зависимости от скорости хода судна и параметров качки.
В данном режиме носовое и кормовое крылья отклоняются в противоположные стороны, благодаря чему кормовое крыло работает с большим углом атаки.
Для перевода движителя в режим гидродинамического откренивания судна (фиг. 7) приводом 16 при установленной чеке 14 в отверстия ползуна 15 н сектора 13 переводят оба крыла 1 и 2 на необходимый угол к горизонту. В данном режиме оба крыла отклоняются в одну сторону и обеспечивают гидродинамическое откренивание судна во время хода.
Предлагаемое, изобретение обеспечивает повышение эффективности работы волнового движителя, что дает возможность увеличить
: скорость хода судна без дополнительного расхода топлива, повышение безопасности плавания судна и улучшает его мореходность.
109362l
1093621
Редактор И. Шулла
Заказ 3353/18
Составитель А. Строков
Техред И. Верес Корректор В. Синицкая
Тираж 456 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, )Y,— — 35, Раушская иаб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4