Устройство для комплексного обнаружения обмоточных дефектов якорей электрических машин

 

УСТРОЙСТВО ДНЯ КОМПЛЕКСНОГО ОБНАРУЖЕНИЯ ОБМОТОЧНЫХ ДЕФЕКТОВ ЯКОРЕЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН, содержащее источник переменного напряжения, индуктор и индикаторы, отличаю щ е е с я тем, что, с целью расширения функциональных возможностей, повышения быстродействия и надежности, оно снабжено измерительным трансформатором с несколькими вторичными обмотками , первичная обмотка -которого является индуктором и содержит выводы для подключения к источнику переменного напряжения,введено пороговое устройство с встречно подключенными к нему диодами, через которое вторичные обмотки трансформатора соединены между собой последовательно и встречно, причем средние точки соединения диодов и пороговых устройств имеют вывоу i дЫ для подключения к контактным лепест кам машины, выходы пороговых устройств (/) подключены к индикаторам посредством введенных логических элементов ИЛИ.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) А

3(51) Н 02 К 15/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ABTOPGHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

<4g

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (2 1 ) 3 42 2 88 7 / 2 - 07 (2 2 ) 1 6 . 04 . 82 (4 6 ) 30 . 04, 84, Бюл . Р 1 6 (7 2 ) И . П . Гамкр елидзе, Б . М . Мшвилдадзе

M . 3 . Гур г енидз е и 3 . И . Гамкрелидз е (7 1 ) Всесоюзный научно-исследовательский про ектн -конструкторский институт электрических машин малой мощности (5 3 ) 62 1 . 3 1 3 . 32 3 (О 88 . 8) (56 ) 1 Авторское свидетельство СССР

Р 1 3 2 320, кл . С О 1 Р 3 1 / 0 6, I 9 60 .

2, Авторское свидетельство СССР

Р 5 3 5666, кл . H 0 2 К 1 5 / 00, 1 9 7 6, (54 ) (5 7 ) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО

ОБНАРУЖЕНИЯ ОБМОТОЧНЫХ ДЕФЕКТОВ ЯКОРЕЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН, содержащее источник переменного напряжения, индуктор и индикаторы, о т л и ч а ю— щ е е с я тем, что, с целью расширения функциональных возможностей, повышения быстродействия и надежности, оно снабжено измерительным трансформатором с несколькими вторичными об.мотками, первичная обмотка .которого является индуктором и содержит выводы для подключения к источнику переменного напряжения, введено пороговое устройство с встречно подключенными к нему диодами, через которое вторичные обмотки трансформатора соединены между собой последовательно и встречно, причем средние точки соединения диодов и пороговых устройств имеют выво-, ды для подключения к контактнымлепест- Q кам машины, выходы пороговых устройств подключены к индикаторам посредством введенных логических элементов HIIH.! 089 713

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано при контроле и определении качества изготовления электрических машин, в частности для обнаружения обрыва, 5 отрыва, межламельного и межвиткового замыкания.

Известно устройство! для обнаружения обмоточных дефектов якорей электри" ческих машин, содержащее питаемый переменным током повышенной частоты электромагнит,в который помещается проверяемый якорь, механизм вращения якоря и двух щупов, накладываемых на смежные пластины коллектора. Устройство содержит также электронный блок,состоящий из тиратронного реле с двумя дифференциально включенными трансформаторами в сеточной цепи, один из которых питается напряжением повышенной 20 частоты,а другой — напряжением,снимаемым со щупов,и прерыватель,вращающийся синхронно с якорем и включенный .в анодную цепь тиратронного реле, срабатывающего при наличии 25 повреждения в якоре. Характер неисправности определяется по показаниям ( вольтметра в цепи сетки тиратройов fIj .

Недостатком известного устройства является наличие в устройстве трущихся частей, неоднозначность определения дефекта,а также инерционность устройства, Наиболее близким : к предлагаемому является устройство для комплексного !5 обнаружения обмоточных дефектов в якоре электрической машины, содержащее источник переменного напряжения. индуктор и индикатор.

Индуктор устройства расположен с над лобовой частью обмотки с одной стороны якоря, а приемник — над лобовой частью обмотки с другой стороны якоря, причем индуктор и приемник размещены в осевых плоскостях якоря 4> ð, углом друг к другу (21, Недостатками известного устройства являются необходимость совмещения плоскостей дефектной секции с контура H индуктора H приемника нали чие вращающихся частей, большое время измерений.

Цель изобретения — расширение функциональных возможностей, увеличение ( быстродействия и повышение надежнос (.( ти устройства.

Указанная цель достигается тем, что устройство для комплексного обнаружения обмоточных дефектов якарей электрических машин, содержащее источник переменного напряжения, индуктор и индикаторы, снабжено измерительным трансформатором с несколькими вторичными обмотками, первичная обмотка которого является ийдук тором и содержит выводы для подключения к источнику переменного напряжения, введено порОговое устройство с вс-.речно подключенными к нему диодами, через которое вторичные обмотки трансформатора соединены между собой последовательно и встречно, причем средние точки соединения диодов и пороговых устройств имеют выводы для подключения к контактным лепесткам машины, выходы пороговых устройств подключе— нь к индикаторам посредством введен-. ных логических элементов ИЛИ.

На чертеже изображена схема предлагаемого устройства.

Устройство для комплексного обнаружения обмоточных дефектов,, а именно обрыва, отрыва, межламельного и межвиткового замыканий в якорях электрических машин содержит измерительный трансформатор 1 с индуктором в виде первичной обмотки 2 и вторичными обмотками 3-9; причем первичная обмотка 2 подключена к источнику переменного тока (не показан, вторичные обмотки 3-9 измерительного трансформатора 1 через пороговые устройства 10-15 и встречно подключенные диоды 16 — 17, !8-19, 20-21 соединены между собой последовательно и встречно секции испытываемого яко> ря 22-28. Средние точки соединения диодов 16-17, 18-19, 20-21 и пороговых устройств 10-!5, 11-12, 13-14 подключены через пары контактный лепесток — ламель 29-35 соответственно, между секциями 22-28, 22-23, 22 — 24, 24-25, 25-26, 26-27, 27-28 испытываемого якоря, Выходы пороговых устройств

10-15, число которых равно числу обнаруживаемых дефектов в якоре, подключены к логическим элементам 36-39

1ПИ, число которых также равно числу обнаруживаемых дефектов. К выходам логических элементов 36-39 HJIH подключены индикаторы, выполненные в виде электрических ламп 40-43.

Устройство работает следующим образом, При подаче питания на первичную обмотку 2 трансформатора 1 на вторичных его обмотках 3-9 индуктируется

i 089713

Составитель В. Трегубов

Техред МеТепер

Корректор А.Ференц

i åäàêòoð Ю,Середа

Подписное

Тираж 667

ВЫКИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий ! 13035 Москва Ж-35 Раушская наб. д.4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Заказ 2949/52 напряжение, которое вызывает нрохождение тока через диоды 16-17 18-19, 20-21, пороговые устройства 10-15,пары контактный лепесток — ламель 29-35 и секции контролируемого якоря 22-28.

При отсутствии дефектов в секциях контролируемого якоря 22-28 электрические лампы 40-43,подключенные к выходам логических элементов 36-39 ИЛИ, не зажигаются. При наличии же дефек10 тов в секциях (обрыва, отрыва, межла-. мельного или межвиткового замыканий) на соответствующих каждому определенному дефекту выходе пороговых устроиств 10-15 напряжение падает до ми15 нимума, фиксируется соответствующим обрыву, отрыву, межвитковому или межламельному замыканию элементов ИЛИ

36, 37, 38 или 39, подсоединенным к каждому определенному выходу пороговых устройств 10-15 и электрические лампочки 40,41,42 или 43 зажигаются, При применении предлагаемого устройства достигается положительный эффект,заключающийся в расширении функциональных возможностей за счет одновременного секционного контроля на обрыв, отрыв, межламельное и межвитковое замыкание, в увеличении быстродействия за счет осуществления контроля только электрическим способом, причем время контроля обусловлено лишь установкой и снятием контролируемого якоря,а также в повьппении надежности.

Устройство для комплексного обнаружения обмоточных дефектов якорей электрических машин Устройство для комплексного обнаружения обмоточных дефектов якорей электрических машин Устройство для комплексного обнаружения обмоточных дефектов якорей электрических машин 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к вращающимся электрическим машинам и может быть использовано в вентильных электродвигателях с постоянными магнитами на роторе
Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей высокочастотной балансировки гибких роторов на высокооборотном балансировочном стенде, который может быть использован, например, для балансировки гибких роторов турбонасосных агрегатов
Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей высокочастотной балансировки гибких роторов на высокооборотном балансировочном стенде, который может быть использован, например, для балансировки гибких роторов турбонасосных агрегатов

Изобретение относится к электротехнике и может использоваться при изготовлении ленточных магнитопроводов

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано при изготовлении обмоток статоров электрических машин, трансформаторов, дросселей

Изобретение относится к устройствам технологического оснащения изготовления электрических машин и может быть использовано при производстве статоров планарных шаговых электродвигателей (ПШЭ)

Изобретение относится к электротехнике и касается особенностей изготовления якоря для электромагнитного преобразователя

Изобретение относится к электротехнике и касается особенностей изготовления якоря для электромагнитного преобразователя

Изобретение относится к электротехнике и касается особенностей изготовления якоря для электромагнитного преобразователя
Наверх