Предохранительное устройство подъемника
1. ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ПОДЪЕМНИКА, содержащее корпус , внутри которого смонтирован вал, на одном конце которого неподвижно закреплена звездочка, взаимодействующая с рейкой, на другом конце - центробежные грузы, входящие в зацепление с выступами на внутренней поверхности внутреннего тормозного барабана, имеющего пружину и выполненного в виде конуса со ступицей,.наружная поверхность которого контактирует с наружным тормозным конусом, а в средней резьбовой части вала навинчена гайка, о тличающееся тем, что, с целью повьпиения надежности и удобства в эксплуатации, оно снабжено фрикционными дисками, смонтированными на гайке и соединенными с корпусом посредством выполненных на нем шлицев, при этом вал снабжен муф той, взаимодействующей с гайкой, на которой выполнен кольцевой поясок, причем фрикционные диски прижаты упомянутой пружиной к кольцевому пояску , а на тормозном барабане выполнен упор для ограничения хода гай (Л ки. 00 со о го ел
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН
З(51) В 66 В 5/04
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ
Н ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3378525/29-11 (22) 02.11.81 (46) 30.04,84.Бюп. 11 - 16 (72) И.С.Фельдман (53) 621.876(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство
СССР Р 656945, кл. В 66 В 5/04, 1977 (прототип) (54)(57) 1, ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ПОДЪЕМНИКА, содержащее корпус, внутри которого смонтирован вал, на одном конце которого неподвижно закреплена звездочка, взаимодействующая с рейкой, на другом конце — цент- робежные грузы, входящие в зацепление с выступами на внутренней поверхности внутреннего тормозного барабана, имеющего пружину и выполненного в
„„SU„„1089025 А виде конуса со ступицей, наружная поверхность которого контактирует с наружным тормозным конусом, а в средней резьбовой части вала навинчена гайка,о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности и удобства в эксплуатации, оно снабжено фрикционными дисками, смонтированными на гайке и соединенными с корпусом посредством выполненных на нем шлицев, при этом вал. снабжен муф той, взаимодействующей с гайкой, на которой выполнен кольцевой поясок, причем фрикционные диски прижаты упомянутой пружиной к кольцевому пояску, а на тормозном барабане выпол- Я нен упор для ограничения хода гайки.
9025
108
2. Устройство по и, l, о т л и ч а ющ е е с я тем, что пружина выполнена тарельчатой.
3. Устройство по пп, l и 2»о т— л и ч а ю щ е е с я тем,что оно снабI жено подпружиненным стопором,взаимодействующим с уступами, выполненными на внешней поверхности тормозного барабана.
4. Устройство по пп. 1-3, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что оно снабжено смонтированной на тормозном барабане крышке и установленным на последней подпружиненным индикатором величины осевого перемещения упомянутого барабана.
Изобретение относится к подъемнотранспортному машиностроению, в частности к предохранительным устройствам подъемников, перемещающихся по.монорельсу при помощи цевочного зацепления.
Известно предохранительное устройство подъемника, содержащее корпус, внутри которого смонтирован вал, на одном конце которого неподвижно 10 закреплена звездочка, взаимодействующая с рейкой, на другом конце — центробежные грузы, входящие в зацепление с выступами на внутренней поверхности внутреннего тормозного барабана, имеющего пружину и выполненного в виде конуса со ступицей, наружная поверхность которого контактирует с наружным тормозным кон усом, а в средней резьбовой части вала навин- у0 чена гайка 1 1 .
При возникновении аварийной ситуации ограничитель скорости вступает в зацепление с заторможенным внутрен- . ним конусом со значительной ударной нагрузкой. У заторможенных конусов часть тормозящей способности уже израсходована, а оставшаяся часть (вплоть до полного сжатия пружин) может оказаться недостаточной 30
При вторичной аварии, если конусы заторможены, коэффициент динамичности окажется выше, чем при первичной.
При вывинчивании болтов из корпу- „ са нарушается герметичность стыка между корпусом и внешним конусом, в результате чего происходит попадание внутрь рудничной пыпи и грязи.
Цель изобретения — повышение надежности и удобства в эксплуатации.
Поставленная цель достигается тем, что предохранительное устройство подъемника, содержащее корпус, внутри которого смонтирован вал, на одном конце которого неподвижно закреплена звездочка, взаимодействующая с рейкой, на другом конце— центробежные грузы, входящие в зацепление с выступами на внутренней поверхности внутреннего тормозного барабана, имеющего пружину и выпол" ненного в виде конуса со ступицей, наружная поверхность которого контактирует с наружным тормозным ко- . нусом, а в средней реэьбовой части вала,навинчена гайка, снабжено фрикционными дисками, смонтированными на гайке и соединенными с корпусом посредством выполненных на нем шпицев, при этом вал снабжен муфтой, взаимодействующей с гайкой, на которой выполнен кольцевой поясок, причем фрикционные диски прижаты упомянутой прухмной к кольцевому пояску, а на тормозном барабане выполнен упор для ограничения хода гайки.
Кроме того, пружина в устройстве выполнена тарельчатой.
Устройство также снабжено подпружиненным стопором, взаимодействующим с уступами, выполненными на внешней поверхности тормозного барабана.
Целесообразно устройство снабдить смонтированной на тормозном барабане крышкой и установленным на последней подпружиненным индикатором величины осевого перемещения упомянутого барабана.
На фиг.l изображено предохранительное устройство в разрезе, общий вид, на фиг.2 — разрез А-Л на фиг. 1.! 089
Предохранительное устройство подьемника состоит из корпуса 1 с внешним тормозным конусом 2 и внутренним тормозным барабаном 3 в виде конуса со ступицей. Внутри корпуса 1 размещен вал 4 со звездо .ой 5 и гайкой 6.
Звездочка 5 жестко посажена на вал 4, а барабан 3 — свободно. Муф- .та 7 сцепления может перемещаться вдоль вала. Гайка 6 (кроме кольцевого >р пояска ) имеет шлицы для соединения с муфтой 7 и посадки фрикционного диска 8. Количество фрикционных дисков 8-11 имеющих шлицевое соединение с корпусом и гайкой, определяет- 1 ся расчетом. Барабан 3 имеет упор для гайки, выполненный на цилиндрической части в виде ступени, на которую посажен стакан 12. Муфта 7 сцепления .передает в одну сторону вращение гай- о ке от вала 4 через храновое колесо
13 и собачку 14, а в другую сторону— через фрикционные диски 15 и 16, прижатые друг к другу .пружиной 17.
На внешней стороне барабана 3 вы- -> полнены уступы, в которые входит под.пружиненный стержень стопора 18. На подпружиненном стержне индикатора 19 величины осевого смещения нанесены измерительные риски в виде проточек, покрытых светящейся краской.
Предохранительное устройство работает следующим образом.
Если подъемник превысит номинальную скорость и достигнет значения, на которое настроены центробежные гру- зы 20, они входят в зацепление с выступами на внутренней поверхности внутреннего барабана 3 и вращают его. При этом гайка 6, двигаясь поступательно в барабане 3 и сжимая тарельчатые пружины 21, все сильнее затягивает его во внешний конус 2, увеличивая тормозной момент, который препятствует вращению звездочки 5, упиракнцей-
"5 ся своими зубьями в рейку, и тем самым тормозит движение подъемника вниз. Когда торец гайки 6 дойдет до стакана 12, ее поступательное движение прекращается. Момент трения в, 5 . резьбе и торце гайки преодолевает момент, создаваемый фрикционными дисками, и гайка начинает вращаться вместе с барабаном 3. Торможение подъемника после этого и до его остановки проис а ходит с постоянным тормозным мо ментом.
Для возврата предохранительного устройства в исходное положение двигатель подъемника включается на подьем для освобождения грузов 20 от связи с выступами на внутренней поверхности барабана 3. После остановки муфта 7 соединяется с гайкой 6.
Двигатель включается на спуск. Гайка 6, вращаясь, одновременно перемещается поступательно в направлении пояска 22 в корпусе 1 и, достигнув его, разъединяет между собой тор" мозной конус 2 и тормозной барабан 3 в виде конуса.
Для контроля за разъединением конусов усилие прижатия стопора 18 к барабану 3 подбирается таким образом, чтобы при ослаблении связи между конусами барабан 3 не вращался до тех пор, пока стопорное кольцо не упрется в торец выточки в гайке 6. Тогда барабан 3 начнет вращаться вместе с гайкой 6, а стопор 18 вибрировать, что будет служить признаком разъединения конусов.
После остановки двигатель подъемника снова включается на подъем. Стопор 18, входя в уступы внутреннего конуса, препятствует его вращению при затягивании гайкой 6 во внешний конус 2. Когда будет достигнуто необходимое первоначальное сжатие тарельчатых пружин 21, муфта 7 начнет проворачиваться относительно гайки 6, поскольку ее фрикционная часть отрегулирована на соответствующий предельный момент.
0 достижении необходимого первоначального сжатия свидетельствует постоянное положение индикатора 19 осевого смещения и рычага переключающего механизма 23. Индикатор осевого смещения служит также для определения степени износа фрикционной прокладки барабана 3.
Положительный эффект от применения изобретения состоит в том, что значительно упрощается эксплуата.ционное обслукивание, возврат в исходное положение производится на месте срабатывания устройства, что повышает безопасность работы, сокращается время и механизируется операция возврата, отпадает необходимость в демонтаже, улучшается контроль работы устройства и снижается коэффициент динамичности.
1089025
Составитель Л.Лапенко
Техред И.Метелева
Корректор Л, Пилипенко
Редактор Ю.Ковач
Заказ 2854/18
Тираж 826 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035 Москва Ж-35 Ра,ршскан наб,> д.4/5
Филиал ППП "Патент", г.ужгород, ул.Проектная, 4



