Способ термоправки изделия из титановых сплавов
СПОСОБ ТЕРМОПРАВКИ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ТИТАНОВЫХ СПЛАВОВ, преимущественно крупногабаритных сварных конструкций, включающий холодное нагружение в упругой области, нагрев до температуры полного отжига, выдержку и охлаждение в вакууме, отличающийс я тем, что, с целью предотвращения образования трещин, холодное нагружение осуществляютс усилием, обеспечивающим скорость ползучести 10 10-5с- .
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (g1)g С 22 F 1/18
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А ВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕРЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ П.1НТ СССР (21) 3446214/02 (22) 1.06.82 (46) 15.02.91. Бюл. Р 6 (72) Я.И,Спектор, П.Ш.Тордия, Р,Б.Урманов, Т,В,Квинтрадзе, В.А.Перепелятникова, Г.Н.Пурцеладзе, С.И.Храмов, Б.О.Коновалов и И.Г.Авербух (53) 621.785.365(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
1Ô 550456, кл. С 22 Р 1/18, 1977.
Отраслевая инструкция ПИ 210-72
"Термическая обработка в заневоленном состоянии деталей и узлов типа балок, профилей и панелей из сплавов на основе титана, НИАТ, 1972.
Изобретение относится к области металлургии и может применяться при термоправке изделий типа панелей, обшивок, балок и объемных сварных узлов из сплавов на основе титана, применяемых в самолетных конструкциях.
Известен способ термической обработки тонкостенных изделий из (W +.
+ Р)-титановых сплавов, по которому, с целью устранения коробления, отжиг проводят при растягивающем напряжении, равном 0,02-0,08 от предела текучести.
Однако указанный способ неприемлем для узлов сложной формы типа объемных сварных узлов, криволинейных панелей, обшивок и балок из титановых сплавов, термоправка которых производится при сложно-напряженном состоянии
„„Я0„„088397 А 1
2 (54)(57) СПОСОБ ТЕРМОПРАВКИ ИЗДЬЛИЙ
ИЗ ТИТАНОВЫХ СПЛАВОВ, преимущественно крупногабаритных сварных конструкций, включающий холодное нагружение в упругой области, нагрев до температуры полного отжига, выдержку и охлаждение в вакууме, о т л и ч а ю щ и й— с я тем, что, с целью предотвращения образования трещин, холодное нагружение осуществляют. с усилием, обе-.
-6 спечивающим скорость ползучести 10
10 с
Наиболее близким по технической-, сущности и достигаемому результату к предложенному является способ термоправки изцелий из титановых сплавов, включающий холодное нагружение в упругой области, нагрев до температуры полного отжига, выдержку и охлаж;,. дение в вакууме.
При осуществлении этого способа изделие заневоливают в калибруемых сечениях по контуру, фиксируя заданную форму. В процессе отжига за счет релаксации заданных упругих напряжений упругая деформация переходит в пластическую, т.е. фиксируется заданная в холодном состоянии форма.
Величина упругой отдачи при разнево. ливании изделия после отжига, а следовательно, и точность геометрии, определяются степенью релаксации напря10883 жений, зависящей от материала изделия и температуры отжига.
Основным недостатком способа является высокий уровень напряжений, возникающих в изделии при холодном заневоливании, которые, складываясь с остаточными напряжениями после сварки, могут приводить к возникновению трещин в холодном состоянии или и 1О процессе нагрева, Цель способа — предотвращение образования трещин, Поставленная цель достигается тем, что в известном способе включающем 15 холодное нагружение в упругой области, нагрев до температуры полного отжига, выдержку и охлаждение в вакууме, согласно изобретению холодное нагружение осуществляют с усилием, 20 обеспечивающим скорость ползучести
20 - 20 с
По предлагаемому способу изделие устанавливают в печь на загрузочную платформу или специальную оснастку, 25 и для проведения пластической деформации при сложно-напряженном состоянии в режиме ползучести со скоростью (10 - 1О ) .с при температуре отжига нагружают изделие в калибруемых 30 сечениях усилиями соответствующей величины и направления, затем вакуумируют камеру нагрева и проводят отжиг. Температура отжига для большинства марок титановых сплавов находится в пределах 650-750 С, длительность выдержки составляет обычно 0,5-2,5 ч в зависимости от толщины материала.
В процессе выдержки при темпера- 40 туре отжига происходит. уменьшение коробления изделия в результате пластической деформации материала в режиме ползучести под действием постоянных приложенных усилий. После достиже- 45 ния заданной формы дальнейшая пластическая деформация материала изделия в калибруемом сечении прекращается в результате противодействия базоВоН lIoBepxH0cTB BJIH достижения KQ нечного положения нагружающим при-. способлением.
Величина относительной пластической деформации, необходимой для устранения коробления, составляет, как правило, Я =0,001-0,010.
Таким образом, при длительности выдержки 1; = 0,5-2,5 ч скорость деформации в режиме ползучести должна
97 4
Я 0 010 быть не менее Я = —, = — - - — — =
Г 2,5 3600
1 ° 10 с . При скорости ползучести
1 10 с исправление максимального коробления с Я = 0,01 достигается за
1000 сек. Дальнейшее увеличение скорости деформации в режиме ползучести выше значения Я = 1.10 с нецелесообразно, так как приводит к неоправданному увеличению прикладываемых к изделию усилий и увеличению массы оснастки
Величина прикладываемых усилий, необходимых для деформирования изделий из титановых сплавов при слож-: но-напряженном состоянии в режиме
-6 ползучести со скоростью (10 -10 ) к определяется на основании известной
1 зависимости скорости ползучести от напряжений в металле и уточнялась экспериментальным путем.
Пример. Термоправка по известному и предложенному способам осуществляется на партии сварных кабин, изготовленных из сплава ВТ-20о
Исходное коробление выражалось в разведении верхних кромок боковых стенок, причем, стрела прогиба на длине 2000 мм составляла 10-15 мм при допустимом значении 0 5 мм.
Величина необходимой пластической деформации, необходимой для устранения коробления в данном случае сос- . тавляет E= (1-1,4)"10
Экспериментально определялись напряжения нагружения, позволяющие осуществить термоправку в режиме полэучести.
На чертеже изображена зависимость скорости ползучести от прикладываемых напряжений, Как следует из чертежа для проведения пластической деформации материала кабины в режиме ползучести со скоростью 1 10 — 1 ° 10 при температуре отжига, на кабине перед загрузкой в печь должны создаваться напряжения 0 ° 5-1,5 кгс/мм . Эти напря>хения обеспечивались стягивающими усилиями величиной 60 кгс с помощью ленты из нержавеющей стали сечением
200 < 1 мм, закрепленной концами в средней части кромки боковых стенок и груза массой 30 кг, подвешенного в средней части ленты.
ПРекращение деформации в момент исправления коробления достигалось с помощью регулируемого по высоте упо10883
Усилие Коробление стяги
Контроль на трещины сходое вания, кгс (B холодном со после отжига тояни кгс
50 24
100 30
60 25
1 (10
1 10
1 6 )О-
ВТ20 700
+)
+)
+) Трещины не обнаружены
Предложенный
400 20
Известный
Микротрещины в области сварки на каждой пятой кабине
Релакса600 29
+) ра, установленного под основанием груза. С помощью датчика конечного положения груза было установлено, что исправление коробления достигалось через 15-20 мин после прогрева
5 изделия до температуры отжига, т,е, фактическая скорость деформации в режиме полэучести составляла (1,1
1,2) ° 10 с
)0
При обработке по известному способу борта кабины перед загрузкой в печь стягивались до заданного положения тендером, концы которого закреплялись в средней части кромки боковых стенок При этом стягивающее усилие составляло 400-600 кгс, Измерение кабины после вакуумного отжига показало, что в результате об« работки по предлагаемому и известно- 20 му способам коробление верхних кромок боковых стенок кабины было устранено и находилось в пределах допуска +0,5 мм.
В таблице приведены свойства при 25 обработке по предложенному и известному способам.
Как следует из таблицы, при об" работке по предложенному способу, 30 микротрещины возникапи примерно на .каждой пятой кабине.
Таким образом, применение пред.лагаемого способа вакуумного отжига
Способ Мате- Темпера- Скорость риал тура от- ползучес жига, С ти, с о
9У
6 в сравнении с известным позволяет предотвратить возможность образования трещин благодаря тому, что величина прикладываемых усилий для термоправки на 1-2 порядка меньше, чем при заневоливании по известному способу
Возможность управления процессом пластической деформации в режиме ползучести с помощью регулирования конечного положения нагружающего устройства позволяет во многих случаях значительно уменьшить массу оснастки в результате ликвидации базовых опор- ных поверхностей, являющихся обычно необходимым элементом оснастки при термоправке за счет релаксации заданных упругих напряжений.
Уменьшение усилий, воздействующих на обрабатываемое изделие при термоправке ползучестью, по сравне-, нию с известным способом позволяет проще решить задачу обеспечения проскальзывания деталей двойной кривизны относительно оснастки для компенсации различия теплового расширения, и благодаря этому повысить точность геометрии изделий после термоправки.
Кроме того, вакуумный отжиг с правкой ползучестью по предлагаемому способу позволяет значительно (в 22,5 раза) расширить допуск на величину исходного коробления изделий.
1088397 р4 л
° ц) М ф ;э gg
/
/ !
05 И л5 Я
Напряжение д, а.%м редактор g.Ленина Техред A. Кравчук. Корректор JI.1 или
Заказ 771 Тираж 388 Подписное
ВИИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул. Гагарина, 101



