Коробка передач транспортного средства
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащая соосные входной и выходной валы, параллельный им промежуточный вал, установленные на валах шестерни, муфту входного вала в одном из включенных положений , связывающую его с промежуточным валом, а в другом - с выходным валом, муфту промежуточного вала во включенных положениях, связывающую его с выходным валом, и механизм управления , имеющий управляемые рычагом ползуны с вилками муфт, отличающаяся тем, что, с целью повышения ее долговечности и экономичности в работе, она снабжена блокирующим устройством для обеспечения возможности установки муфты промежуточного вала в выключенное положение при овключении муфты входного вала в положение, при котором он связан с выходным валом, выполненным в виде планки, неподвижно связанной с ползуном муфты входного вала, и планки , установленной с возможностью вращения на корпусе, при зтом на ползунах муфт входного и. промежуточного валов между планками выполнены упоры, (Л а центр вращения подвижной планки с расположен между ползунами.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН (19) (11)
3(д1) В 60 К 17/08
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3524359/27-1 Г (22) 20,12.82 (46) 23.04,84. Бюл, В 15 (72) О. K. Довнар, П. А. Стецко и N. И, Трофимович (53) 621.83,062-5.002.27(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР
1(893601, кл. В 60 К 17/08, 1977. (54)(57) КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащая соосные входной и выходной валы, параллельный им промежуточный вал, установленные на валах шестерни, муфту входного вала в одном иэ включенных поло- . жений, связывающую его с промежуточным валом, а в другом — с выходным валом, муфту промежуточного вала во включенных положениях, связывающую его с выходным валом, и механизм управления, имеющий управляемые рычагом полэуны с вилками муфт, о т— л и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения ее долговечности и экономичности в работе, она снабжена блокирующим устройством для обеспечения возможности установки муфты промежуточного вала в выключенное положение при включении муфты входного вала в положение, при котором он связан с выходным валом, выполненным в виде планки, неподвижно связанной с ползуном муфты входного вала, и планки, установленной с возможностью вращения на корпусе, при этом на ползунах муфт входного и промежуточного Я валов между планками выполнены упоры, а центр вращения подвижной планки располоиен меипу полаунамн.
4 1087374
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач для тракторов и аналогичных машин.
Известна коробка передач транспорт 5 ного средства, содержащая соосные входной и выходной валы, параллельный им промежуточный вал, установленные на валах шестерни, муфту входноге вала в одном из включенных поло- 10 жений, связывающую его с промежуточным валом, а в другом — с выходным валом, муфту промежуточного вала, во включенных положениях связывающую его с выходным валом, и механизм уп- 15 равления, имеющий управляемые рычагом ползуны с вилками муфт (1 .
Недостатком данной коробки передач является низкая долговечность, Связано это с тем, что при включении муфты входного вала в положение, при котором он связан с выходным валом, промежуточный вал из-за связи его с выходным валом начинает вращаться с увеличенными оборотами, что 25 приводит к повышенному износу его шестерен и подшипников и снижает их долговечность. Кроме того, вращение промежуточного вала с повышенными оборотами приводит к повышенному барба- 30 тажу масла, что, потребляя мощность, снижает экономичность работы коробки передач.
Целью изобретения является повышение долговечности и экономичности в работе коробок передач транспортных средств.
Поставленная цель достигается тем, что коробка передач транспортного средства, содержащая соосные входной 40 и выходной валы, параллепьный им промежуточный вал, установленные на валах шестерни, муфту входного вала в одном из включенных положений, связывающую его с промежуточным валом, 45 а в другом — с выходным валом, муфту промежуточного вала во включенных по ложениях, связывающую его с выходным валом, и механизм управления, имеющий управляемые рычагом ползуны с вилками муфт, она снабжена блокирую50 щим устройством для обеспечения вазможности установки муфты промежуточного вала в выключенное положение при включении муфты входного вала в положение, при котором ан связан с выходным валом, выполненным в виде планки, неподвижно связанной с ползуном муфты входного вала, и планки, установленной с воэможностью враще ния на корпусе, при этом на ползунал муфт входного и промежуточного валов между планками выполнены упоры, а центр вращения подвижной планки расположен между ползунами, На фиг. 1 показана коробка, общий вид; на фиг. 2 — вид А на фиг. 1; на фиг . 3 — блокирующее устройство в положении муфты входного вала, при котором он связан с промежуточным валом; на фиг. 4 — то же, в положении муфты входного вала, при котором он связан с выходным валом.
Коробка передач транспортного средства содержит входной 1, соосный ему вьгходной 2 и параллельный им промежуточный 3 валы. На входном валу l установлена выполненная в виде шестерни муфта 4, связывающая его
1или через шестерню 5 1 с промежуточным валом 3 или с шестерней б выходного вала 2 ° На промежуточном валу 3 установлена муфта 7, связывающая ега через шестерни 8 и 6 или шестерни 9 и IO с выходным валом 2. Механизм управления содержит рычаг 11, ползун
12 с вилкой 13 муфты 4, ползун 14 с вилкой l5 муфты 7.
Блокирующее устройство выполнено в виде планки 16, неподвижно, например с помощью сварки, связанной с ползуном 12 муфты 4, и планки 17, установленной на оси 18 в корпусе 19, при этом между планками 16 и 17 на палзунах 12 и 14 выполнены упоры 20 н 21.
Предложенная коробка передач транспортного средства работает следующим образом.
При нахождении муфты 4 входного вала 1 в выключенном положении (фиг. 2) или в положении, при котором вал 1 через шестерни 4 и 5 связан с промежуточным валам 3 (фиг. 3), ползун 12 муфты 4 не препятствует ползуну 14 муфты 7 промежуточного вала 3 устанавливаться в два положения (пунктирные линии), при которых муфта 7а связывает промежуточный вал 3 с выходным валом 2 или через шестерни 8 и 6, или через шестерни
9 и IO.
При включении муфты 4 входного нала 1 в положение, при котором он связан с выходным валом 2 (фиг. 4), ползун 12, в зависимости от положений ползуиа 14, смещает его или план:кой 16, воздействующей на упор 21, 3 1087374 или планкой 17 через упоры 20 и 21. л
Это перемещает ползун 14 в выклюв ченное положение и выводит муфту 7 из зацепления с шестернями 8 и 9, з что отсоелинчет промежуточный вал 3 5 у от выходного 2. н передач.
Таким образом, снабжение коробки передач транспортного средства блокирующим устройством, устанавливающим муфту промежуточного вала в выключенное положение при включении муфты входного вала в положение, при котором он связан с выходным ваом, при этом блокирующее устройст" о предпочтительно выполнять в виде планки, неподвижно .связанной с полуном муфты входного вала, и планки, становленной с возможностью вращеия на корпусе между ползуиами муфты входного и промежуточного валов, обеспечивает автоматическое отсоединение промежуточного вала от выходноtO ro при соединении входного вала с выходным, что, исключая вращениь промежуточного вала, повышает долговечность и экономичность работы коробки
ЗППППИ Заказ 255б715 тир а 657 Поаоисаое
Филиал ППП Патент", г.Ужгород, ул.Проектная, 4



