Гидрофобный эмульсионный буровой раствор
гаДРОФОБНЫЙ ЭМУЛЬСИОННЫЙ БУРОВОЙ РАСТВОР, содержащий дизельное тошшво, воду, структурообразователь , эмульгатор - продукт взаимодействия сырого лиственного масла с концентрированным водаым раствором алнумината натрия, взятых в соотношении масс 5:2, и утяжелитель, отличающийся тем, что, с целью повышения его стабильности и агрегативной устойчивости, раст-: вор содержит в качестве структуро .образователя глинисто-солевой шлам производства калийных удобрений, модифицированный полиакриламндом; в количестве 0,03-0,5% от веса гдшнисто-солевого шлама при следующем соотношении компонентов, мае.%: 24,4-36,6 Дизельное топливо 24,4-36,6 Вода Продукт взаимодействия сырого лиственного масла с концентрированным водным раствором алюмината натрия, взятых в соотношении (Л масс 5:22,4-5,5 Глинисто-солевой шлам производства калийных удобрений, модифицированный полиакриламидом , в количестве 0,03-0,5% от веса 00 глинисто-солевого шла1 3,0-12,2 ма tN9 Утяжелитель 18,3-36,6 00 сл
СОЮЭ СОВЕТСКИХ социАлистичесних респу блин.„80„„1084285 A (21) 3362148/23-03 (22) 11. 12.81 (46) 07.04.84. Бнш. Ф 13 (72) Ф.Ф. Можейко, В.В. Шевчук, Е.В. Стрельченок и В.Ш. Шмавонянц (71) Институт общей и неорганической химии АН Белорусской ССР (53) 622.243. 144.3(088.8) (56) 1. Андрусяк А.Н. и др. Улучшение свойств нефтеэмульсионных буровых растворов, обработанных ПАВ-РНТС.
ВНИИОЭНГ. Сер. "Бурение", 1978, Я 7, с. 14.
2. Авторское свидетельство СССР
В 113437,. кл. С 09 K 7/06, 1981 (прототип). (54)(57) ГНДРОФОБНЫЙ ЭИУЛЬСИОННЫЙ
БУРОВОЙ РАСТВОР, содержащий дизельное топливо, воду, структурообразователь, эмульгатор - продукт взаимодействия сырого лиственного масла с концентрированным водным раствором алюмината натрия, взятых в соотношении масс 5:2, и утяжелитель, отличающийся тем, что, с целью повышения его стабильности и агрегативной устойчивости, раст-. вор содержит в качестве структуро,образователя глинисто-солевой шлам производства калийных удобрений, :модифицированный полиакриламидом; в количестве 0,03-0,57 от веса глинисто-солевого шлама при следующем соотношении компонентов, мас.7:
Дизельное топливо 24,4-36,6
24,4-36,6
Вода
Продукт взаимодействия сырого лиственного масла с концентрированным водным раствором алюмината натрия, взятых в соотношении масс 5:2
2,4-5,5
Глинисто-солевой шлам производства калийных удобрений, модифицированный полиакриламндом, в количестве
0,03»0,5Х от веса глинисто-солевого шлама 3,0-12,2
Утяжелитель
18,3-36,6
За) С С9 К 7 06
ГосудАрственный комитет ссср 1 F:- .,:i:-3 ао дклдм изобретений и отнрытий
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н АВтоеСНоМУсаиДетельстаь1084285 1 1
Недостатками известного раствора являются относительно низкие стабильность и агрегативная устойчивость.
Цель изобретения — повышение стабильности и агрегативной устойчивости раствора.
Поставленная цель достигается тем, что гидрофобный эмульсионный буровой раствор, содержащий дизельное топливо, воду, структурообразователь, эмульгатор — продукт взаимодействия сырого лиственного масла с концентрированным водным расFBopoM алюмината натрий, взятых в соотношении масс 5:2, и утяжелитель, в качестве структурообразователя содержит глинисто-солевой шлам производства калийных удобрений, модифицированный полиакриламидом, в количестве 0,03-0,5Х от веса глинисто-солевого шлама при следующем соотношении компонентов, мас.X:
55
Изобретение относится к нефтяной и газовой промышленности, в частности к эмульсионным буровым растворам, применяемым при бурении скважин в сложных геологических условиях и 5 вскрытии продуктивных горизонтов растворами на углеводородной основе.
Известен нефтеэмульсионный буровой раствор, содержащий структуро- 10 образователь — глину (5-20%), обработанную смесью ПАВ (сульфанол:дисольван = I:1) в количестве 1,01,5%, водную фазу, включающую соли различного минерального состава: 15
CaCI2, йаСХ, КСУ, Ng"-2 p ),, Недостатками этого раствора являются сравнительно низкие структурно-механические свойства, стабильность раствора, относительно высо- 20 кая длительность процесса приготовления, высокая стоимость и дефицит- ( ность применяемых реагентов.
Наиболее близким к изобретению является гидрофобный эмульсионный 2$ буровой раствор, содержащий, вес.X: дизельное топливо 18-42, 1g насыщенный водный раствор хлористого натрия 18-42,1, структурообразователь— бентоиитовую глину 5,4-12,0; эмуль- зо гатор — продукт взаимодействия сырого лиственного масла с концентрированным водным раствором алюмината натрия, взятых в соотношении масс
5:2 1,2-7,2,и утяжелитель 18,036,0 f2).
Дизельное топливо 24,4-36,6
24,4-36, 6
Вода
Продукт взаимодействия сырого лиственного масла с кон-, центрированным водным раствором алюмината натрия, взятых в соотношении масс 5-2
2,4-5,5
Глинисто-солевой шлам производства калийных удобрений, модифицированный полиакриламидом, в количестве
0,03-0,5% от веса глинисто-солевого шлама
3,0-12,2
18,3-36,6
Утяжелитель
Глинисто-солевой шлам (отход калийных предприятий БССР)по составу представлен смесью глинисто-карбонатиых минералов (60-70X) и неорганических водорастворимых солей (30-40%), где глинистый компонент включает гидрослюды (45-48X), монтмориллонит (3-7%), карбонаты в виде ! кальцита и доломита (до 40X), хлорити (до 5X),. солевой-хлористый калий (5-10%}, хлористый натрий (20-30X}. По гранулометрическому составу глинисто-солевой шлам представляет собой полкдисперсный порошок, содержание. частнц в котором с размером 10 мкм составляет около
70Х.
В процессе переработки калийных солей глинисто-солевая суспензия модифицируется различными количествами (0,03-0,5%) нолиакриламида. Увеличение содержания полиакриламида в глинисто-солевой суспензии сверх указанного соотношения ведет к резкому загущению эмульсии, а уменьшение— к потера ее стабильности. В последующем процессе термической сушки ,методом распыления при 150-170 С происходит частичйая деструкция полимеров с разрушением активных групп и усилением гидрофобизации поверхности частиц.
Способ приготовления раствора заключается в следующем.
В дизельном топливе растворяют лиственное масло. Приготовленный раствор обрабатывают концентрирован3 1084285 4 ным водным раствором алюмината нат- Состав и свойства предлагаемого рия, затем в него вводят сухой гли- и известного буровых растворов привенисто-солевой шлам. дены в таблице.
И
Сопоставительный анализ показыРаствор легко утяжеляется сухим . вает, что предлагаемый раствор оббаритовым утяжелителем, который вво- ладает более высокой агрегативной дят в виде пасты, состоящей иэ дизель устойчивостью (величина электроного топлива, эмульгатора и утяжели- . пробоя 250-270 В, для прототипа теля. Добавкой воды раствор легко 220- В) и стабильностью (йр = 0 0013
У переводят в гидрофобную эмульсию. 10 0,003 г/см, для прототипа
0,01 г/смЗ).
Пример . В 366 r дизельного Наряду с улучшеннычи технологитоплива в течение 3 мин растворяют ческими свойствами предлагаемый
17 1 r сырого лиственного масла, за- -буровой раствор готовится по более тем вводят концентрированный водный 15 простой технологии, исключающей раствор алюмината натрия в коли- операцию насыщения воды растворичестве 6,9 r (по сухому веществу), мыми солями, в каче"тве структуро добавляют оставшуюся воду (всего во- образователя используется глинистоды вводят 244 r) и затем вносят солевой шлам, позволяющий поддер30 г глинисто-соленого шлама, моди- 20 живать концентрацию соли в водной фицированного ПАА в количестве 0,3%. фазе эмульсии на уровне 15%. Время
Полученную смесь перемешивают приготовления одной порции раство30 мин. ра сокращается íà f ч.
Уд. вес„Вязг./ñì . кость, Свойства
Состав, мас.%
Пример
Н, Фильт- Электро- Стабильность, 1(о
3 рация, пробой, г/см
1/10, В см
Дизельное топливо 36,6 1,81. 36 39/73 0
0,003
250
24,4
Вода
Эмульгатор 2,4
Структурообразователь(0,3% ПАА) 3э0
Утяжелитель
33,6 2 Дизельное топливо 30,5 1,76 41 69/98 0 250
0,003
30 5
Вода
Эмульгатор
4,0
Структурообразователь (0,3% ПАА) 7,6
27,4
Утяжелитель!
084285
Продоение таблицц
Состав, мас.3
Свойства сн ., asУд.вес
r/ 3 ость
3 Дизельное топливо 24,4 1,57 46 75/119 :О 260 0,002
36,6
5,5
Эмульгатор
Утяжелитель
21,3
4 Дизельное топливо 30,5 1,50 41 71/1 16 0 270 0,001
34,5
Вода
Эмульгатор 4,5
Утят литель
18 3
5 Дизельное топливо 30,5,1,84 37 40/75 О "250 0,004
2?,1
Вода
Утяаелитель 36,6
0,003
250
30,5
4,0
Структурообразователь-:(О,ЗЖ ПАА) 7,6. Утякелитель 27,4
Структурообразователь (ОЭЗХ ПАА) 1212
Структурообразователь (0,37 ПАА) 12,2
Эмульгатор 2,8
Структурообразователь (О,.ЗХ ПАА) 3,0
6 Дизельное топливо 30,5 !,76 38 51/84 О
Вода
Эмульгатор т- Электро- Стабильность, ия, пробой, г/см
В
1084285
Продолжение таблицы
Состав, мас. Х
СЬойства
Пример д.вес г/C 3 язость гlсм
73/117 0
Дизельное топливо 30,5 1 76 45
270
0,002
Вода
4,0
Змульгатор
7,6
27,4
Утяжели тель
Дизельное топливо 30,0. 1,78 45 73/102 0 220
Минеральная вода 30,0
Эмульгатор 4,2
0,010
Структурообразователь
27,1
Утяжелитель
Составитель В. Ягодин
Техред М,Надь Корректор А.Тяско Редактор Т. Веселова
Заказ 1922/18 Тираж 634 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4
8 (прототип) Структурообразователь (0,5Ж
ПАА) Фильтрация, 1/10, см
Электропробой, В
Стабильность г/см




