Шахтный локомотив
ШАХТНЫЙ ЛОКОМОТИВ по авт. св. № 1022844, отличающийся, те, что, с целью повышения надежности и долговечности , цевки колес выполнены с .многогранными рабочими поверхностями.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК у5д В 61 С 13/04
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (6I) !022844 (21) 3540771/27-11 (22) 14.01.83 (46) 23.03.84. Бюл. № 11 (72) В. С. Круть и И. Н. Албул (71) Кара га нди нский научно-исследовател ьский проектно-конструкторский и экспериментальный институт «Гипроуглегормаш» (53) 625.335.2:625.333 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 1022844, кл. В 61 С 11/04, 1980 (прототип).
ÄÄSUÄÄ 1081040 (54) (57) ШАХТНЫИ" ЛОКОМОТИВ по авт. св. № 1022844, отличающийся ° тем, что, с целью повышения надежности и долговечности, цевки колес выполнены с многогранными рабочими поверхностями.
1081040
Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к конструкции привода локомотива для использования иа рельсовых путях с уклоном до 12 .
По основному авт. св. № 1022844, известен шахтный локомотив, содержащий раму и ходовую часть, включающую колесные пары, установленное с возможностью подъема и опускания приводное колесо, взаимодействующее с зубчатой рейкой, уложенной между рельсами пути, и дополнительное приводное колесо, причем оба эти колеса имеют индивидуальный привод и состоят каждое из неподвижно закрепленных на валу дисков, между которыми по периферии установлены с возможностью свободного вращения подпружиненные в радиальном направлении цевки, длина ко-:îðûõ превышает ширину зуба зубчатой рейки (1) .
Недостатком известной конструкции является то, что цевки выполнены цилиндрическими, вследствие чего контакт их с зуоьями рейки осуществляется по линии, что вызывает высокие контактные напряжения и приводит к быстрому износу цевок призодных колес и зубьев зубчатой рейки.
Целью изобретения является повышение надежности и долговечности приводных колес и зубчатой рейки.
Указанная цель достигается тем, что в шахтном локомотиве, содержащем раму и ходовую часть, в ключающую колесные пары, установленное с возможностью подьема и опускания приводное колесо, взаимодействующее с зубчатой рейкой, уложенной между рельса ми пути, и дополнительное приводнос колесо, причем оба эти колеса
vмеют индивидуальный привод и состоят каждое из неподвижно закрепленных на валу дисков, между которыми по периферии уста новлеиы с возможностью свободного вращения подпружиненные в радиальном направлении цевки, длина которых превышает ширину зуба зубчатой рейки, цевки колсс выполнены с многогранными рабочими поверхностями.
На фиг. 1 изображен предлагаемый шахтный локомотив, общий вид; на фиг. 2 разрез А-Л на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез
h-b на фиг. 2; на фиг. 4 — схема зацепления цилиндрической цевки с зубом зубгатой рейки; на фиг. 5-7 — схема последо-ательности зацепления многогранной цевки с зубом зубчатой рейки.
Шахтный локомотив состоит из рамы 1, иа которой смонтированы колесные пары 2, электродвигатели 3, редукторы 4 с приводными колесами 5. Каждое приводное колесо жестко установлено на валу 6 и состоит из дисков 7, между которыми по пе5 риферии установлены многогранные, например квадратные, цевки 8 с цилиндрическими цапфами 9 по концам. Цевки 8 имеют возможность свободно проворачиваться своими цапфами 9 в отверстиях дисков 7.
i0 Редукторы 4 могут поворачиваться относительно осей 10 колесных пар 2, обеспечивая тем самым ввод в зацепление и вывод из зацепления приводнсго колеса 5 с зубчатой рейкой 11.
Контакт цевки 8 с зубом 12 рейки 11 осуществляется не по линии, как в известном локомотиве (фиг. 4), а по плоскости (фиг. 7), благодаря чему значительно снижаются контактные напряжения, а следовательно и износ цевок и зубьев.
Шахтный локомотив работает следующим образом.
При движении на горизонтальных участках пути локомотив движется благодаря тяговому усилию, создаваемому электродвигателями 3 и передаваемому на колес25
5 ные пары 2 редукторами 4. При этом редукторы 4 повернуты относительно осей 10 колесных пар так, что приводные колеса 5 подняты над поверхностью междупутья.
30 При подходе локомотива к кр; том;, частку пути, где между рельсами уложена зубчатая рейка ll, редукторы 4 опускаются относительно осей 10 так, что приводные колеса 5 входят своими цевками 8 в зацепление с зубьями 12 рейки 11.
Механизм ввода в зацепление цевки многогранной формы с зубом рейки (фи г.
5-7) показывает, что цевка может находиться в любом положении относительно своей оси В в момент входа в зацепление. При движении локомотива по стрелке Г и вращении приводного колеса ио стрелке Д невка, вращаясь, относительно оси В, займет в конце концов положение, при котором контакт ее с зубом осуществляется по плоскости.
45 Таким образом, выполнение цевок 8 приводных колес 5 многогранными, например квадратными, снижает контактные напряжения в зацеплении их с зубьями 12 рейки 1!, т.е. уменьшает износ контактирующих поверхностей, следовательно, повы50 шает надежность и долговечность приводных колес и зубчатой рейки.
1081040
1081040
Составитель A. Ходыкин
Редактор А. Шандор Техред И. Верес Корректор И.Муска
Заказ 1438/14 Тираж 508 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4



