Инерционный трансформатор вращающего момента
1. ИНЕРЦИОННЫЙ ТРАНСФОРМАТОР ВРАЩАЮЩЕГО МОМЕНТА,-содержащий корпус, установленные в нем ведущий , ведомый и промежутоный валы, импульсный механизм, связанный с ведущим и промежуточными валами, и преобразующий мезанизм, отличающийся тем, что с целью повыщения надежности, преобразующий механизм выполнен в виде кинематически связанного с ведомь1м валом и эксцентрично установленного на промежуточном валу с возможностью вращения вокруг него храпового колеса и взаимодействующих с ним щарнирно закрепленных в корпусе собачек. 2. Трансформатор по п. 1, отличающийся тем, что, кинематическая связь храпового колеса с ведомым валом представляет собой карданную передачу. (Л со сд 00
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„„SU„„1070358 др F 16 Н 29/02
3
1 г
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3312541/25-28 (22) 02.07.81 (46) 30.01.84.Бюл. № 4 (72) В. А. Яковлев (71) Челябинский политехнический институт им. Ленинского комсомола (53) 621.833 (088.8) (56) 1. Авторское свидительство СССР № 934093, кл. F 16 Н 29/02, 1980. (54) (57) 1. ИНЕРЦИОННЫЙ ТРАНСФОРМАТОР ВРАЩАЮЩЕГО МОМЕНТА, содержащий корпус, установленные в нем ведущий, ведомый и промежутоный валы, импульсный механизм, связанный с ведущим и промежуточными валами, и преобразующий мезанизм, отличающийся тем, что с целью повышения надежности, преобразующий механизм выполнен в виде кинематически связанного с ведомым валом и эксцентрично установленного на промежуточном валу с возможностью вращения вокруг него храпового колеса и взаимодействующих с ним шарнирно закрепленных в корпусе собачек.
2. Трансформатор по п. 1, отличающийся тем, что, кинематическая связь храпового колеса с ведомым валом представляет собой карданную передачу.
СР
Ю
СО
О
1070358
Изобретение относится к машиностроению, в частности к инерционным трансформаторам вращающего момента, и может быть использовано в механизмах и машинах для бесступенчатого преобразования вращагающего момента и скорости их рабочих органов.
Известен инерционный трансформатор вращающего момента, содержавший корпус, установленные в нем ведущий, ведомый и промежуточный валы, импульсный механизм связанный с ведущим и промежуточным валами, и преобразующий механизм. Последний выполнен в виде двух механизмов свободного хода и суммирующего устройства— зубчатой передачи, связанной с промежуточ ным валом, совершающим односторонее дви- 1S жение (1) .
Недостатком известного трансформатора является его невысокая надежность, обусловленная тем, что на рабочие элементы механизмов свободного хода действуют большие динамические нагрузки и инерционные 20 силы, так как эти элементы работают с высокой частотой включения при больших скоростях вращения. При этом центробежные силы, действующие на тела заклинивания, в основном и определяют надежность работы механизмов свободного хода и преобразующего механизма в целом.
Цель изобретения — повышение надежности инерционного трансформатора.
Поставленная цель достигается тем, что, в инерционном трансформаторе врагцающего момента, содержащем корпус, установленные в нем ведуший, ведомый и промежуточный валы, импульсный механизм, связанный с ведущим и промежуточным валами, и преобразующий механизм, последний выполнен в виде кинематически связанного с ведомым валом и эксцентрично установленного на промежуточном валу с возможностью вращения вокруг него храпового колеса и взаимодействуюших с ним шарнирно закрепленных в корпусе собачек.
Кроме того, кинематическая связь хра- 4О пового колеса с ведомым валом представляет собой карданную передачу.
На фиг. 1 изображена кинематическая схема инерционного трансформатора вращающего момента; на фиг. 2 — разрез А — А 4 на фиг. 1.
Инерционный трансформатор содержит корпус 1, установленные в нем ведущий 2, ведомый 3 и промежуточный 4 валы, импульсный механизм 5, который связан с ведущим 2 и промежуточным 4 валами, и преобразующий механизм включаюший в себя храповое колесо 6, эксцентрично установленное на промежуточном валу 4 с возможностью вращения вокруг него и кинематически связанное с ведомым валом 3.
Кинематическая связь храпового колеса
6 с ведомым валом 3 выполнена в виде карданной передачи 7.
В копрусе 1 также размещены шарнирно закрепленные собачки 8 с помощью прижимного устройства, например пружин 9, поджатые к храповому колесу 6.
Трансформатор работает следующим образом.
Импульсный механизм 5 преобразует вращательное движение ведущего вала 2 в колебательное движение промежуточного вала 4, которое с помощью храпового преобразующего механизма преобразуется в односторонее вращательное движение ведомого вала 3 трансформатора.
При вращении промежуточного вала 4 храповое колесо 6, находясь в зацеплении с собачками 8, вращается вокруг своей оси.
Причем при вращении промежуточного вала 4 по часовой стрелке храповое колесо 6 находится в зацеплении с верхней собачкой
8 (фиг. 2), а при вращении промежуточного вала 4 против часовой стрелки храповое колесо 6 находится в зацеплении с нижней собачкой 8, т.е. независимо от направления вращения промежуточного вала 4 храповое колесо 6 вращается только в одном направлении — против часовой стрелки. Следовательно, ведомый вал 3, кинематически связанный с храповым колесом 6 посредством карданной передачи 7, также врашается в одном направлении, независимо от направления импульса крутящего момента на промежуточном валу 4 инерционного трансформатора.
Таким образом, использование изобретения повышает надежность инерционного трансформатора.
Инерционный трансформатор вращающего момента может быть использован в горных строительных транспортных машинах, испытательных стендах, а также других механизмах и машинах, в которых необходимо бесступенчатое преобразование вращающего момента и скорости их рабочих органов.
1070358
A — А Риг. Z
Составитель Б. Малой
Редактор В. Петраш Техред И. Верес Корректор О. Тигор
Заказ !1329/36 Тираж 9!6 ПодписноеВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий ! 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4


