Стопорное устройство
СТОПОРНОЕ УСТРОЙСТВО, содержащее охватываемую и охватывающую В резьбовые детали с головками, установленные в базовой детали по резьбам разных диаметров и направлений, и соединяющий головки фиксирующий элемент, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности стопорения путем создания напряженного контакта между деталями соединения при любом угловом положении голоаок, фиксирующий элемент размещен между головками и выполнен в виде щайбы с кольцевыми буртами на обе стороны, отогнутыми на головки с возможностью контакта торцов буртов с гранями головок. А- А (Л о о со СП
СОНИ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я) F 16 В 39/02!
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ "
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ I
A-4
ГОСУДАРСТВЦ.1НЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3216333/25-27 (22) 12.12.80 (46) 30.01.84. Бюл. № 4 (72) М. С. Ильясов (53) 621.882.3 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР, № 857583, кл. F 16 В 39/16, 1979.
2. Авторское свидетельство СССР № 355394, кл., F 16 В 39/02, 1971 (прототип) . (54) (57) СТОПОРНОЕ УСТРОЛСТВО, содержащее охватываемую и охватывающую
„„SU„„1070350 А резьбовые детали с головками, установленные в базовой детали по резьбам разных диаметров и направлений, и соединяюгций головки фиксирующий элемент, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности стопорения путем создания напряженного контакта между деталями соединения при любом угловом положении головок, фиксирующий элемент размещен между головками и выполнен в виде шайбы с кольцевыми буртами на обе стороны, отогнутыми на го- ловки с возможностью контакта торцов буртов с гранями головок.
1070350
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для стопорения резьбовых соединений, работающих в условиях тряски и вибраций.
Известно стопорное устройство, содержащее охватываемую и охвать1вающие резь- 5 бовые детали с головками и соединяющий головки фиксирующий элемент в виде пружины сжатия (1).
Однако устройство характеризуется недостаточной надежностью стопорения голо- 1р во к.
Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результату является стопорное устройство, содержащее охватываемую и охватывающие резьбовые детали с головками, установленные в базовой детали по резьбам разных диаметров и направлений, и соединяющий головки фиксирующий элемент (2).
Однако в устройстве стопорение осуществляется только при определенных угловых положениях шлица одной из головок, что может повлечь за собой недостаточное механическое напряжение в соединении.
Цель изобретения — повышение надежности стопорения путем создания напряженного контакта между деталями соеди- 2> нения при любом угловом положении го.ловок.
Указанная цель достигается тем, что в стопорном устройстве, содержащем охватываемую и охватывающую резьбовые детали с головками, установленные в базовой детали по резьбам разных диаметров и направлений, и соединяющий головки фиксирующий элемент, последний размещен между головками и выполнен в виде шайбы с коль/ 35 цевыми буртами на обе стороны, отогнутыми на головки с возможностью контакта торцов буртов с гранями головок.
На фиг. 1 показано устройство, общий вид, разрез А — А на фиг. 2; на фиг. 2 — то 40 же, вид сверху; на,фиг. 3 — фиксирующий элемент.
Стопорное устройство состоит из охватываемого болта 1 с резьбой 2, охватывающего полого болта 3 с резьбой 4, причем 45 направление резьбы первого болта противоположно направлению резьбы болта 3, второго фиксирующего элемента 5, имеющего дно 6 с центральным отверстием 7 и кольцевыми буртами 8 и 9, и базовую деталь 10 с резьбами 11 и 12.
Стопорное устройство работает следующим образом.
Устанавливается закрепляемая деталь 13 к детали 10, полый болт 3 ввинчивается в резьбу 12 с требуемым натягом, болт 1 вставляется в отверстие 7 (фиг. 3) фиксирующего элемента 5, затем — в отверстие полого болта 3 и ввинчивается в резьбу 11 с требуемым натягом, причем направление ввинчивания болта 1 противоположно ввинчиванию полого болта 3.
Затем производят загиб 14 (фиг. 1) кольцевого бурта 9 к плоскости одного из граней головки полого болта до донышка 6, загиб 15 кольцевого бурта 8 к плоскости одного из граней головки болта 1, заклинивание загибом 15, т.е. продолжается проведение загиба 15 и забивка этой части по линии грани головки болта 1.
Заклинивание, происходит в результате того, что между линией грани головки болта 1 и касательной круга образуется некоторый угол а (фиг. 2). Забивка в угол а вновь загибаемой части кольцевого бурта 8 образует вращательный момент силы, при которой фиксирующий элемент 5, прокручиваясь вокруг болта 1 как на оси, загибом 14 опирает к грани головки полого болта 3, образуя механическую напряженность в направлении ввинчивания полого болта 3.
Силы реакции при заклинивании, действуя в противоположном направлении, образуют механическую напряженность в направлении ввинчивания болта 1.
Заклинивание производится в зависимости от направления резьбовой нарезки болта 1, при правой резьбе — на участке 16, при левой — на участке 17 (фиг. 2).
Разбор соединения производится в обратной последовательности: отгибается загиб 15, вывинчивается болт 1, убирается фиксирующий элемент 5 и вывинчивается полый болт 3.
Неиспользованные участки кольцевого бурта 8 фиксирующего элемента 5 служат запасными.
После использования кольцевого бурта 8 с оставленным участком для одной фиксации фиксирующий элемент 5 можно устанавливать в перевернутом виде и производить фиксацию запасными участками противоположного кольцевого бурта 9.
Предлагаемое устройство позволяет надежно застопорить головки резьбовых элементов в их любом угловом положении и многократно использовать фиксирующий элемент.!
070350
Составитель В. Голов
Редактор С. Юско Техред И. Верес Корректор М. Демчик
За каз 11328/36 Тираж 776 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, )K — 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4


