Электростатический двигатель
ЭЛЕКТРОСТАТИЧЕСКИЙ ДВИГАТЕЛЬ , содержащий диэлектрический статор с размещенными на его внутренней поверхности электродами, соединенными между собой через один в две группы, и диэлектрический ротор, размещенный внутри статора, отличаю щи и с я тем, что, с целью повышгния мощности, ротор снабжен электродами, число которых в два раза меньше, чем число электродов статора, причем электроды ротора электри 1ески соединены между собой, а центральный угол между соседними электродами ротора равен углу между электродами статора одной группы. ifftff. /
СОЮЗ СОЕЕТСНИХ
ORWW
РЕСПУБЛИН
„,10 А
ЗСЮ Н 02
ГОСУДАРОТВЕННЬЙ НОМИТЕТ СССР
IlO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPbl7N4 1
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ к asòÎÐÑÉÎÌÌ СЕИДВТБЪСтВу (21) 3427306/24-25, (22 ) 23. 04. 82 (46) 07 01 84. Бюл, Р 1 (72) С.С. Литовченко, В.С. Литовченко и Н.М. Тимченко (53) 621.313.13(088.8) (56) 1. fIoJIb P ° В. Учение об электричестве. И., Физматгиз, 1962,,с, 93 °
2. Авторское свидетельство сссР
9 780130, .кл. Н 02 N 1/08, 79 (прототип). (54)(57) ЭЛЕКТРОСТАТИЧЕСКИЙ ДВИГА
ТЕЛЬ, содержащий диэлектрический статор с размещенными на его внутренней поверхности электродами, соединенными между собой через один в две группы, и диэлектрический ротор, размещенный внутри статора, отличающийся тем, что, с целью называния мощности, ротор снабжен электродами, число которых в два раза меныае, чем число электродов статора, причем электроды ротора электрически соединены между собой, а центральный угол между соседними электродами ротора равен " углу между электродами статора одной группы.
1066009
Изобретение относится к электро- технике и касается электростатичес- ких двигателей, которые могут Найти применение в приборостроении,. системах телеметрического контроля и управления. 5
Известен электростатический двигатель, представляющий собой обращенную электрофорную машину с подводом высокого напряжения через скользящий контакт. Недостатками указанного двигателя являются очень низкая полезная мощность и необходимость внешнего запуска для начала работы (1) .
Известен также электростатичес- 15 кий двигатель, содержащий диэлектрический статор с размещенными на его внутренней поверхности электродами, соединенными между собой через один в две группы, и диэлектрический ротор„размещенный внутри статора (21 .
В известном двигателе электроды выполнены ножевидной формы, размещены с наклоном .. касательной к .поверхности ротора, а ротор снабжен внутренним токопроводящим кольцом.
Недостатком двигателя является относительно низкая мощность из-за небольшой величины заряда, образующегося при работе на поверхности ротора.
Цель изобретения - повышение мощности двигателя.
Поставленная цель достигается тем, что в электростатическом двигателе, содержащем диэлектрический статор с размещенными на его внутренней поверхности электродами, соединенными между собой через один в две группы, и диэлектрический ро- 40 тор, размещенный внутри статора, ротор также снабжен электродами, число которых в два раза меньше, чем число электродов статора, причем электроды ротора электрически соеди- 45 иены между собой, а центральный угол между соседними электродами ротора равен углу между электродами статора одной группы.
На фиг. 1 и 2 изображен двига- 50 тель в двух проекциях.
Двигатель состоит из стаканообразного статора 1, выполненного из диэлектрического материала, на внутренней поверхности которого размеще- 55 ны электроды 2 и 3, которые соедйнены через один между собой в две группы, а группы подключены к клеммам 4 и 5 источника. Внутрь статора введен диэлектрический ротор б, укрепленный на оси 7, установленной в статоре с помощью подшипников 8 и 9. На поверхности ротора б установлены электроды 10, которые соединены между собой. Центральный угол между соседними электродами ротора равен углу между электродами статора одной группы. Таким образом, число электродов ротора в два раза меньше числа электродов статора.
Электростатический двигатель работает следующим образом.
При подаче постоянного высокого напряжения на клеммы 4 и 5 под потенциалами разной полярности оказываются все четные 2 и нечетные 3 электроды статора 1, чем обеспечивается формирование неравномерного электростатического поля вокруг коаксиальных стенок ротора 6. Высокий потенциал поля и небольшие зазо ры между статором и ротором вызывают появление тихого или коронного разряда, который заряжает поверхность ротора зарядом одноименного знака.
Взаимодействие электродов 2 и 3 статора с зарядами поверхности ротора б создает момент сил, и. ротор начинает вращаться. Эффект существенно возрастает, когда напротив соответствующего электрода статора оказы- вается электрод ротора, так как переносимые с электродов статора заряды локализуются на электродах ротора. Благодаря этому момент и мощность двигателя увеличиваются. Электрическое соединение электродов ротора между собой способствует стабильности зарядки всех электродов, даже если по какой-нибудь причине эффективность разряда в одном из зазоров между электродом статора и ротора ухудшается. В конечном счете, это также повышает мощность .двигателя.
При подходе электродов ротора к электродам статора второй группы, имеющим противоположный знак потен-циала, происходит перезарядка электродов ротора и последний продолжает вращение в том же направлении.
Проведенные испытания двигателя показали, что по сравнению с прототипом, при прочих равных условиях, он обеспечивает повышение мощности в среднем на 20% и развиваемого на валу момента примерно в полтора раза при одновременном увеличении скорости вращения.
1066009
Составитель Б. Баев
Редактор Е. Кривина Техред A. Бабинец . Корректор В. Гнрняк
Заказ 11056/57. Тираж 672 Подписное
ВНИИПИ ГосУдарственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 филиал ППП "Патент.", г. Ужгород, ул. Проектная, 4


