Устройство для задраивания судовых люков
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАДРАИВАНИЯ СУДОВЫХ ЛЮКОВ по авт. св. № 800018, отличающееся тем, что, с целью сокращения времени задраивания за счет исключения ручных операций, каждый ведомый рычаг выполнен с сегментным пазом, а каждый опорный узел снабжен выступом с возможностью его сопряжения с сегмент-, ным пазом ведомого рычага, при этом величина сегментного паза ограничена центральным углом, равным + i, где. - толщина выступа. (Л О5 ел ГчЭ ас ел
СО!ОЭ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК
„„SU„„1065285 цу В 63 В 19/24
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ
М ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) 800018 (21) 3457233/27-11 (22) 24.06.82; (46) 07.0!.84. Бюл. № (72) А. П. Манилов (53) 629.12.011.84 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР Й 800018, кл. В 63 В 19/24, 1979 (прототип) (54) (57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАДРАИВАНИЯ СУДОВЫХ ЛЮКОВ по авт. св. № 800018, отличающееся тем, что, с целью сокрашения времени задраивания за счет исключения ручных операций, каждый ведомый рычаг выполнен с сегментным пазом, а каждый опорный узел снабжен выступом с возможностью его сопряжения с сегмент-. ным пазом ведомого рычага, при этом величина сегментного паза ограничена центральным углом, равным d 490 + t, где t— толщина выступа.
1065285
1
Изобретение относится к судостроению и применяется для эадраивания закрытий судовых проемов, По основному авт. св. № 800018 известно устройство для задраивания судовых люков, содержащее группу ведущих >1 ведомьи! рычагов, смонтированных с возможностью поворота вокруг осей посредством опорных узлов, при этом ведущие рычаги шарнирно соединены с тягой, кинематически связанной с приводом задраивания, а ведомые рычаги жесТко связаны через опорнь1е узлы с ведущими рычагами и выполнены сопрягаемыми с клиньями люков, а также ручной привод задраивания с муфтой сцепления, а каждый опорный узел ведомого и ведущего рычагов содержит вал, смонтированный с возможностью поворота, при этом каждый ведущий рычаг смонтирован с возможностью поворота на нижнем конце вала и связан через муфту сцепления с ручным приводом задраивания, нижним концом вала и с первым приводом задраивания, а каждый ведомый рычаг жестко закреплен на верхнем конце вала (!).
Однако при переходе с ручного задра ивания на механическое приходится для
"каждой задрайки в отдельности вручную совмещать впадины, выполненные на торце втулки муфты сцепления с выступами на ьедущем рычаге, что занимает много времени.
Цель изобретения — сокращение времени задраиваиия за счет исключения ручных операций.
Укаэанная цель достигается тем, что в устройстве для задраивания судовых люков, включающем группу ведущих н ведомых рычагов, смонтированных с возможностью поворота вокруг осей посредством опорных узлов, при этом ведущие рычаги шарнирно соединены с тягой, кинематически связанной с приводом эадраивания, а ведомые рычаги жестко связаны через опорные узлы с ведущими рычагами и выполнены сопрягаемыми с клиньями люков, причем устройство снабжено ручным приводом задраивания с муфтой сцепления, а каждый узел ведомого и ведущего рычагов содержит вал, смонтированный с возможностью поворота, при этом каждый ведущий рычаг смонтирован с возможностью поворота на нижнем конце вала и связан через муфту сцепления с ручным приводом задраивания, нижним концом вала и с первым приводом задраивания, а каждый ведомый рычаг жестко закреплен на верхнем конце вала, каждый ведомый рычаг выполнен с сегментным пазом, а каждый опорный узел снабжен выступом, с возможностью его сопряжения с сегментным пазом ведомого рычага, при этом величина сегментного паза ограничена центральным углом, равным d4 90 + t, где
t — толщина выступа.
На фиг. 1 изображено устройство для задраивания судовых люков в заданном по2 ложении; íà фиг. 2 — сечение А-А на фиг.J; на фиг. 3 — сечение Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4 — сечение В-В на фиг. 2.
В состав устройства входит ведомый 1 и ведущий 2 рычаги, связанные между собой валом 3 через муфту сцепления 4, вал
3 расположен в опорном узле, выполненном в виде установочной втулки 5, закрепленной на комингсе люка 6. В нижней торцовой части ведомого рычага 1 выполнен сегментный паэ 7, образованный окружностями а и б, центры которых совладают с осью вращения устройства. В паз 7 входит выступ 8, закрепленный на установочной втулке 5.
При этом величина сегментного паза 7 ограничена центральным углом C не превышающим суммы угла, равного 90, и толщины t выступа 8.
Устройство работает следующим обра зом, При переходе с ручного задраивания на механическое, например, когда ведомые рычаги 1 находятся в положении «эадраено», а ведущие рычаги 2 в положении «отдраено», ведущие рычаги 2 проворачиваются приводом задраивания в положение «задраено», при этом за счет сил трения между выступами на торцовых поверхностях ведущих рычагов 2 и торцовыми поверхностями муфт сцепления 4 ведомые рычаги 1 пытаются повернуться по ходу движения ведущих рычагов 2, однако иэ-за того, что иа ведомых рычагах 1 выполнены пазы 7, в которые входят выступы 8, ведомые рычаги 1 удерживаются выступами 8 в крайнем задраенном положении до совмещения выступов ведущих рычагов 2 с впадинами на муфтах сцепления 4.
Когда ведомые рычаги 1 находятся в ,положении «отдраено», а ведущие рычаги 2 в поло>кении «задраено», ведущие рычаги 2 проворачиваются приводом задранвания в положение «отдраено», при этом за счет сил трения между выступами на торцовых поверхностях ведущих рычагов 2 и торцовыми поверхностями муфт сцепления 4 ведомые рычаги 1 пытаются провернуться по ходу движения ведущих рычагов 2, однако из-за того, что на ведомых рычагах 1 выполнены пазы 7, в которые входят выступы
8, ведомые рычаги 1 удерживаются выступами 8 в крайнем отдраенном положении до совмещения выступов ведущих рычагов
2 с впадинами на муфтах сцепления 4.
Когда ведомые рычаги и ведущие рычаги 2 находятся в промежуточном положе нии между «отдраено» и «задраено», то при переходе с ручного задраивания на механическое ведущие рычаги 2 проворачиваются приводом задраивания в любое крайнее положение «задраено» либо «отдраено», и если муфты сцепления 4 не совместятся с ее ведущими рычагами 2, а это может произойти, если выступы ведущих рычагов 2!
065285 б- б
Фиг. 4
Составитель О. Васильева
Редактор М. Циткина Техред И. Верес Ко рре к тор А. П о ах
Заказ 10659/21 Тираж 4$8 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений н открытий
1 I 3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная. 4
3 находятся впереди впадин муфт сцепления
4, по ходу проворачивания ведущих рычагов 2, то ведущие рычаги 2 проворачиваются в .противоположное первоначальному положение «отдраено» либо «задраено», Такое «челночное» движение ведущих рычагов 2 обеспечивает автоматический переход с ручного на механическое задраивание.
Предлагаемое устройство позволяет упростить процесс задраивания при переходе с ручного задраивания на механи еское за счет исключения ручных операций по совме щенню муфт сцепления с ведущими рычагами, в результате сокращается время стоянки судов под разгрузочно-погрузочными операциями.


